Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема счетов платежного баланса




N Счет Кредит (+) Дебет (-)
Баланс по текущим операциям
  Товары и услуги Экспорт благ и услуги нерезидентам Импорт благ и услуги от нерезидентов
  Доходы от инвестиций и оплаты труда Поступления резидентам от нерезидентов Выплаты нерезидентам от резидентов
    Переводы безвозмездные Из-за границы E За границу Z
Сальдо баланса текущих операций
Баланс движения капиталов
  Счет движения капиталов (операции с финансовыми активами и обязательствами) Увеличение обязательств по отношению к нерезидентам или уменьшение требований к ним (KZ) Увеличение требований к нерезидентам или уменьшение обязательств по отношению к ним (КЕ)
Сальдо баланса движения капиталов
Чистые пропуски и ошибки

В счете N1 (товары и услуги) учитываются ценностные объемы экспорта и импорта за период. Деление благ на товары и услуги в нем связано с особенностями статистического учета международного обмена товарами и услугами. Если объемы экспортируемых и импортируемых товаров оперативно учитываются при их движении через границу таможенными службами, то для подсчета общей суммы ценности услуг, оказанных друг другу двумя странами, применяют специфические способы учета. Международный обмен услугами называют еще невидимым экспортом-импортом.

Доходы от используемых за границей труда и капитала отображаются в счете N2 (доходы от инвестиций и оплаты труда).

В счете переводов (N3) учитываются безвозмездные поставки товаров и услуг по их текущей ценности. Сюда относятся все виды помощи и безвозмездные денежные переводы. Ценность товаров и услуг, предоставленных в качестве помощи, показывается в платежном балансе дважды: в дебете баланса переводов и в кредите счета товаров и услуг. Если предоставляется денежная помощь, то она показывается в дебете баланса переводов и кредите счета валютных резервов.

Три рассмотренных балансовых счета объединяются счетом текущих операций. Сальдо текущих платежей есть чистый экспорт благ страны

(E - Z = NE).

Суммарное сальдо сделок, осуществленных в данном периоде по счету текущих операций, лишь случайно может оказаться нулевым. Положительное сальдо по этому счету (NE > 0) означает, что увеличились обязательства заграницы перед страной, а отрицательное (NE < 0) говорит о том, что страна увеличила свои обязательства перед заграницей. Эти изменения учитываются в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами (N 4).

Кроме предоставления торговых кредитов, на этом счету отражаются инвестиции, осуществленные нерезидентами в стране и резидентами за границей, а также капитальные трансферты. При этом инвестиции подразделяют на портфельные (приобретение ценных бумаг), прямые и прочие. Для разграничения портфельных и прямых инвестиций на практике используют следующий критерий: если инвестор имеет более 10% обыкновенных акций предприятия, то вложенные им средства причисляют к прямым инвестициям. К прочим инвестициям относят покупку населением иностранной валюты для использования в качестве средства сбережений, торговые кредиты, просроченную задолженность.

Сальдо счета операций с капиталом называют чистым экспортом капитала (NKE). При NKE > 0 страна имеет чистый отток (вывоз) капитала, а при NKE < 0 - чистый приток (ввоз) его.

Суммарное сальдо счетов текущих операций и операций с капиталом есть сальдо платежного баланса (ZB). Страна имеет активный платежный баланс (избыток), если NE > NKE, и пассивный (дефицит) при NE < NKE.

Дефицит платежного баланса означает, что жители страны в данном периоде заплатили иностранцам больше (оплата импорта благ плюс экспорт капитала), чем получили от них (выручка от экспорта благ плюс импорт капитала). Следовательно, иностранцы имеют сумму денег данной страны, равную величине дефицита ее платежного баланса. Эти деньги будут предъявлены в Центральный банк страны для обмена на девизы (иностранные деньги), и валютные резервы его сократятся. При избытке платежного баланса они возрастают на его величину.

Изменение валютных резервов страны по своей сути является составной частью счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, но для макроэкономических исследований эту статью важно выделить отдельно.

Теоретически суммы по кредиту и дебету платежного баланса всегда должны совпадать. Однако на практике баланс никогда не достигается. Это объясняется тем, что данные, характеризующие разные стороны одних и тех же операций, берутся из разных источников. Например, сведения об экспорте товаров содержатся в таможенной статистике, в то время как данные о поступлениях иностранной валюты на счета предприятий за экспортные поставки обычно берут из банковской статистики. Расхождения между суммами кредитовых и дебетовых проводок называют чистыми ошибками и пропусками. Даже когда этот показатель составляет относительно небольшую величину, сумма абсолютных величин ошибок и пропусков может быть большой, так как противоположные по знаку цифры погашают друг друга.

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий. В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

v государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы;

v возрастание доли (до 40-50%) национального дохода,перераспределяемого через государственный бюджет;

v непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4)регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Cтранами, c дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность. К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи. В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. В современных условиях золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты.

С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...