Раздел 7. Некоторые сомнения противной стороны и ответ на них.
У сторонников же противоположного мнения есть несколько сомнений, которые они приводят для поддержки своего мнения. 1. Сахль ибн Ханиф рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Тот, кто возьмет омовение в своем доме, а затем придет к мечети аль-Куба и совершит в ней намаз, получит награду, подобную награде за совершение малого паломничества (‘умра)». (Хадис достоверный; Насаи 699; Ибн Маджа 1412; Ахмад 16024; аль-Хаким 3/12; со слов Сахля ибн Хунейфа). Приводя этот хадис, они используют его как довод на разрешенность совершения поездки к мечети аль-Куба для совершения в ней намаза.[189] Ответ: 1. Разъясняя этот хадис, некоторые из ученых сказали: «Слова посланник Аллаха : «кто возьмет омовение в своем доме», а также его слова: «затем придет к мечети аль-Куба», указывают на неузаконенность совершения поездки к этой мечети. Узаконенным же является идти к ней тому, кто живет поблизости от нее на таком расстоянии, что совершив омовение, он может прийти к ней, не испортив его». [190] 2. Их понимание хадиса приводит к тому, что посланник Аллаха противоречил сам себе, в одном месте запрещая отправляться в путь, кроме как к трем мечетям, а в другом месте побуждая к этому. Также сторонники противоположного мнения зацепились за один из риваятов хадиса Абу Са’ида аль-Худри, который приводился выше. В этом риваяте говорится: «Не стоит тому, кто хочет совершить поклонение, отправляться в путь к какой-либо мечети, кроме Запретной». Их вывод из этого риваята: «Выражение «не стоит» не указывает на запрет, а указывает лишь на нежелательность». Ответ: В иснаде этого риваята передатчик по имени Шахр ибн Хаушаб, который является слабым передатчиком. Также, в иснаде ‘Абдульхамид аль-Бахрам, в памяти которого была слабость. Одного лишь этого достаточно, чтобы не принимать во внимание этот риваят. Но к этому добавляется еще и то, что Шахр передал этот хадис от Абу Са’ида и пошел этим в противоречие всем, кто рассказывал этот хадис от Абу Са’ида иным образом.
2. Следующим доводом, который противная сторона приводит в поддержку своего мнения является хадис, который рассказывал Ибн ‘Умар. Он рассказывал, что посланник Аллаха посещал мечеть аль-Куба, приходя к ней пешим и приезжая к ней верхом. Некоторые передатчики добавили и сказали: «И совершал в ней два ракаата намаза». (Хадис достоверный; Бухари 1194; Муслим 1399). Их вывод: «Пророк ехал к мечети Куба верхом, а значит, отправлялся к ней в путь». Ответ: 1. Пророк не проделывал к ней путь, так как мечеть аль-Куба находится в окрестностях Медины. Поэтому отправляться к ней в путь запрещено по единогласному мнению имамов этой уммы.[191] 2. Даже если мы согласимся с этим утверждением, то проведение аналогии могил с мечетями, используя этот хадис, будет неправильным. Это потому что мечеть – это не могила, не гробница и не мавзолей. 3. В защиту своего мнения суфии-могилопоклонники также приводят множество ложных, выдуманных хадисов, которые не приводятся ни в одном из известных сборников хадисов. Одним из таких хадисов является хадис: «Когда вас окружат трудности, то идите за помощью к обитателям могил». Сказал шейх уль-Ислам: «Этот хадис – ложь и выдумка на пророка , согласно единогласному мнению ученых мухаддисов. Ни один из мухаддисов не приводит этот хадис в своих сборниках, и нет его ни в одном из них». [192] Ту же оценку этому хадису дали и ученые ханафитского мазхаба.[193] Раздел 8. Позволяется ли посещение могилы пророка ? 1. Что касается посещения могилы пророка без отправления для этого в путь, то это узаконено подобно тому, как узаконено посещение любых других могил.
2. Более того, среди ученых нет разногласий, что посещение могилы пророка без отправления к ней в путь является Сунной.[194] 3. Но, вместе с этим, посещение могилы пророка не является обязательным, по единогласному мнению всех мусульман[195]. 4. Что касается того, каким образом происходит посещение его могилы, то тому, кто ее посетит, необходимо начать с совершения намаза приветствия мечети (тахият уль-масжид). Затем необходимо подойти к могиле пророка , повернуться к ней лицом, после чего негромким голосом сказать: «Ас-саляму ‘алейка йа расуля Ллах» («Мир тебе, о посланник Аллаха»). Также, к приветствию можно добавить благословение.[196] А вот как описывает этот процесс один из ученых ханафитского мазхаба, шейх ‘Абдуррахман ибн Мухаммад аль-ханафи Дамаад Афанди (1078 г/х) в своей книге «Мажма’ уль-Анхар фи шарх Мультак аль-Абхар» (1/313): «После того, как человек совершит намаз приветствия мечети, он подходит к могиле пророка , встает у его изголовья, направившись к Кыйбле, приближается к могиле на три-четыре локтя, не приближаясь ближе этого, и не кладет свою руку на стену могилы…». 5. Передал Кады ‘Ияд от имама Малика, что он сказал: «Я не считаю правильным останавливаться у могилы пророка для мольбы, но необходимо поприветствовать пророка и сразу уходить». [197] 6. Также узаконено поприветствовать Абу Бакра и ‘Умара ибн уль-Хаттаба, могилы которых находятся рядом с могилой пророка[198] . 7. Имам Малик также сказал: «Не является необходимым для жителей Медины подходить к могиле пророка при входе в мечеть и выходе из нее. Это можно делать только приезжим». [199] 8. Однажды имаму Малику сказали: «Но ведь жители Медины подходят к могиле пророка по несколько раз в день, в то время как они не из тех, кто вернулся с пути или собирается в путь. Особенно часто подобное происходит в пятницу, когда люди встают у его могилы один или два раза в день, приветствуют пророка , после чего долго молят Аллаха». На что имам Малик ответил: «Я не слышал о дозволенности этого ни от кого из прежних ученых этого города, поэтому оставление этого лучше, и не исправится конец этой общины, кроме как тем же, чем исправилось начало ее. И не дошло до меня от сподвижников того, чтобы они делали такое, и это является нежелательным, кроме как тем, кто прибыл с пути или собирается в дорогу». [200]
9. Если же человек хочет сделать ду’а (мольбу) за себя, то делает ее в мечети, направившись к Кыйбле, а не у могилы - так упоминается от сподвижников. И ни от одного из них не передается, чтобы кто-то из них делал ду’а за себя у могилы пророка , более того, ни один из них не задерживался у могилы надолго, делая ду’а за пророка , не говоря уже о ду’а за себя. Почему же имамы всех мазхабов ставили такие условия и устанавливали такие ограничения?! Что плохого в том, что из любви к пророку , люди будут многократно подходить к его могиле, приветствовать его и просить за него благословение?! И почему этого не делали сподвижники и почти полностью оставили посещение могилы пророка ?! Неужели они не любили пророка и не почитали его?! Так сегодня говорят суфии. Они утверждают, что мы не любим пророка , не любим предков и т.д. На самом же деле, сподвижники больше остальных любили пророка и почитали его. А оставили они многократное посещение его могилы, подчиняясь его же словам: «Не превращайте мою могилу в место периодических собраний, но просите на меня благословения, поистине, ваши благословения дойдут до меня, где бы вы ни были». (Хадис хороший; Ахмад 8790; Абу Дауд 2042). Ведь если каждый любящий пророка мусульманин начнет постоянно ходить к могиле пророка , чтобы поприветствовать его и попросить на него благословения, это непременно приведет к тому, что его могила превратится в место постоянных собраний! История, которая произошла с правнуком пророка , разъясняет смысл слов пророка : «Не превращайте мою могилу в место периодических собраний». Однажды, Хасан ибн аль-Хасан ибн ‘Али заметил одного человека, который все время старается делать ду’а рядом с могилой пророка , после чего сказал ему: «О, такой-то! Почему я все время вижу тебя у могилы пророка ?» Тот ответил: «Я поприветствовал пророка ». Тогда Хасан сказал ему: «Поистине, пророк сказал: «Не превращайте мою могилу в место периодических собраний, но просите на меня благословения, поистине, ваши благословения дойдут до меня, где бы вы ни были». Поэтому ты и тот, кто в Андалусе в этом отношении равны».
(Сообщение достоверно из-за подкрепляющих его цепочек; Са‘ид ибн Мансур в утерянной на данный момент части своего «Сунана», как об этом сказано в «аль-Иктида» 2/656 и в «ас-Сарим аль-Мунки» с. 161; также Исма’иль аль-Кады в «Фадлю ссаля ‘аля ннаби» № 30; ‘Абдурраззак 6726; Ибн Аби Шейба 2/375). В одном из риваятов: «...поистине, ваши приветствия дойдут до меня, где бы вы ни были». (Сообщение достоверно из-за подкрепляющих его цепочек; Дыя аль-Макдиси в «аль-Мухтара» № 428; Ибн Аби Шейба 2/375; Абу Я’ля № 469; Исма’иль аль-Кады в «Фадлю ссаля ‘аля ннаби» № 20). Таким образом, стремление приветствовать пророка , постоянно подходя к его могиле, уже является превращением ее в место постоянных собраний. А что сказать о том, кто подходит к могиле, чтобы совершить около нее ду’а, что вообще не является узаконенным?! Но что же тогда делать тому, сердце которого переполнено любовью к пророку и он хочет чем-либо облагодетельствовать его?! Ответ на это пришел в вышеупомянутом хадисе: «но просите на меня благословения, поистине, ваши благословения дойдут до меня, где бы вы ни были». Это означает, что если мы просим благословения на пророка , оно доходит до него, где бы мы ни были, и поэтому нет нужды приближаться к его могиле. Также, Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «О, Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться, поистине, силен гнев Аллаха на тех, кто превратил могилы своих пророков в места поклонения». (Хадис хороший; Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 7/317 и др.). Эти хадисы указывают на то, что пророк не хотел, чтобы около его могилы собирались люди, не говоря уже о том, чтобы они совершали у нее что-то из видов поклонения, как, например, ду’а. Также этот последний хадис является явным доводом на то, что даже могила пророка может стать идолом, которому будут поклоняться, не говоря уже об остальных могилах. Что же касается могилопоклонников, то во многих своих книгах они утверждают то, что могила не может быть идолом. Так кому же нам поверить – пророку или им?! Что же теперь скажут представители суфийских тарикатов, которые утверждают, что любят пророка , но, вместе с этим, делают то, чего он не любил и не хотел?! Раздел 9. Позволяется ли отправляться в путь для посещения могилы пророка ? Тем, кто находится в Медине, посещение могилы пророка является желательным. Также желательным является посещение его могилы иноземцам, которые приехали посетить мечеть пророка . Отправляться же в путь для посещения мечети пророка разрешено без разногласий, так как это одна из трех мечетей, которую пророк исключил из общего запрета.
Что же касается совершения пути для того, чтобы посетить саму могилу пророка , то это не является узаконенным, на чем сошлось подавляющее большинство имамов этой общины.[201] Что же касается тех, кто разрешает это, то в довод они приводят слабые или ложные хадисы, или же слабые и ложные сообщения от сподвижников, а также очень странное, своеобразное понимание некоторых аятов и достоверных хадисов. Здесь же ограничимся приведением некоторых из этих аятов, хадисов и сообщений. 1. «Для того, кто посетит мою могилу, мое заступничество за него станет обязательным». Ответ: 1. Этот хадис является одним самым сильных их хадисов с точки зрения достоверности. Несмотря на это, этот хадис относится к категории «отвергаемых» («мункар»). В его иснаде передатчик по имени Муса ибн Хиляль, хадисы которого отвергаются.[202] 2. Даже если бы этот хадис был достоверным, в нем нет указания на узаконенность отправляться в дорогу к могиле пророка . 2. «Кто придет ко мне, только для того, чтобы навестить меня, заступничество за него в Судный День станет моим долгом». Ответ: Этот хадис является слабым, в его иснаде Масляма ибн Салим – слабый передатчик.[203] И даже если бы этот хадис был достоверным, в нем также нет указания на узаконенность отправляться в путь к могиле пророка . 3. «Тот, кто совершит Хадж и навестит меня после моей смерти, тот подобен тому, кто навестил меня при жизни». Ответ: Этот хадис является очень слабым, так как в его иснаде Хафс ибн Сулейман аль-Кари – слабый передатчик, более того, он был обвинен во лжи.[204] 4. «Кто совершит Хадж и не навестит меня, тот обидел меня». Ответ: Этот хадис ложный, выдуманный, который вообще не имеет цепочки передатчиков.[205] К тому же, этот ложный хадис противоречит единогласному мнению всех мусульман, так как нанесение обиды пророку является одним из тягчайших грехов, но мусульмане сошлись во мнении, что посещение могилы пророка не является обязательным, исходя из чего, придется сделать вывод, что мусульмане сошлись на мнении о том, что они не считают запретным нанесение обиды пророку[206] . В общей же сложности суфии приводят около четырнадцати (14) подобных хадисов. Те же, которые мы привели, являются наиболее сильными из них в смысле достоверности. Что же тогда сказать о достоверности остальных?! Что касается сообщений от сподвижников, то приведем здесь некоторые из них. 1. «Биляль ибн Рабах (муаззин пророка ) приехал в Медину из Шама только для того, чтобы навестить могилу пророка ». Ответ: В иснаде этого сообщения неизвестный передатчик по имени Ибрахим ибн Мухаммад ибн Сулейман. Поэтому Хафиз ибн Хаджар сказал: «Ложность этой истории очевидна». [207] 2. История о том, что ‘Умар ибн ‘Абдульазиз отправил гонца из Шама в Медину и сказал ему: «Поприветствуй от меня посланника Аллаха ». Ответ: В иснаде этого сообщения сразу несколько неизвестных передатчиков, поэтому это сообщение очень слабое.[208] Более того, это сообщение никоим образом не указывает на узаконенность того, чтобы отправляться в путь только для посещения могилы пророка . Это потому что в этом сообщении не говорится о том, что правитель послал гонца только для того, чтобы поприветствовать от его имени пророка . 3. «Когда ‘Умар ибн уль-Хаттаб уезжал из Шама в Медину, он сказал Ка’бу аль-Ахбар: «Не хочешь ли ты поехать со мной в Медину, чтобы навестить могилу пророка? На что Ка’б ответил: «Да, о повелитель правоверных! Я часто так делаю». Ответ: Это сообщение ложное и выдуманное.[209] Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Все хадисы, приводимые относительно посещения могилы пророка , являются слабыми, по единогласному мнению ученых-мухаддисов. Более того, эти хадисы ложные и не приводит их ни один из авторов известных сборников хадисов. Никто из имамов не использовал эти хадисы в довод, более того, имам Малик – имам Медины, не любил когда кто-либо говорил: «Я посетил могилу пророка [210]». [211] После того, как мы привели хадисы и сообщения, нам остается привести лишь их на редкость интересное толкование аята. Сказал Аллах: "Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, и если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным». (4: 64). Из этого аята могилопоклонники делают вывод о том, что желательным является идти к могиле пророка и просить за себя прощения. Более того, свое понимание этого аята они еще и подкрепляют ложной историей о том, что якобы какой-то бедуин прочитал этот аят, после чего отправился к могиле пророка , попросил рядом с ней прощения у Аллаха, после чего один из его знакомых увидел во сне пророка , который сказал ему: «Иди и обрадуй этого бедуина прощением». Ответ: 1. Ни от одного из сподвижников или их последователей не передается достоверных сообщений о том, чтобы они ходили просить прощения у Аллаха к могиле пророка . А ведь они лучше остальных понимали смысл Корана. 2. В приведенном аяте сказано: «если бы Посланник попросил прощения за них». Откуда же тебе знать, что посланник Аллаха попросил за тебя прощения?! Более того, достоверно известно, что посланник Аллаха не слышит в своей могиле и не знает, что происходит в этом мире. Это потому, что он уже умер и живет теперь иной жизнью, сущность которой неизвестна. Доводом тому то, что в Судный День люди придут к водоему пророка , но ангелы начнут отгонять от него многих из них, на что пророк изъявит свое удивление. Тогда ангелы скажут ему: «Ты не знаешь, что они ввели после тебя». Тогда пророк скажет: «И тогда я скажу то же, что сказал праведный раб (т.е. ‘Иса ибн Марьям): «Я был свидетелем о них, пока находился среди них, когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними». И тогда мне скажут: «Они не переставали отходить от твоей религии с тех пор, как ты покинул их». (Хадис достоверный; Бухари 3349; Муслим 7201; Ахмад 2096; со слов Ибн ‘Аббаса). Поэтому становится ясно, что пророк , хоть и живет в своей могиле самой совершенной жизнью, какой только может жить человек, но, несмотря на это, он не знает того, что происходит в этой жизни, а сущность его жизни неизвестна. А что касается хадиса: «Кто попросит на меня благословения у моей могилы, я услышу его, а кто попросит его на меня вдали от моей могилы, то мне его передадут», то этот хадис является ложным, так как в его иснаде Мухаммад ибн Маруан ас-Судди – лжец. 3. Также, на ложность данного понимания этого аята указывает и то, что если каждый грешник начнет ходить к могиле пророка для того, чтобы попросить рядом с ней прощения, то его могила превратится в место постоянных собраний, что и запретил пророк . Поэтому одной из причин, запрещающих совершение поездки для посещения могилы пророка является то, что эти поездки непременно приведут к постоянным собраниям у могилы пророка , что является запретным, исходя из слов самого же пророка .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|