Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения





Содержание

 

Введение

Глава 1 Сущность, понятие учетной политики

1.1 Понятие учетной политики

1.2 Процедура формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения

Глава 2 Элементы учетной политики, определяющие особенности учета банковских и кассовых операций

2.1 Особенности бухгалтерского учета банк-касса

2.2 Элементы учетной политики, определяющие особенности учета банковских и кассовых операций

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Приложение 1 Учетная политика предприятия


Введение

Актуальность работы. Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет предприятия. Это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде. Содержащаяся в нем информация - инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации.

На большинстве современных предприятий объём операций с денежными средствами бывает довольно значительным, поэтому их учет является трудоёмким процессом, хотя сами процедуры его проявления достаточно просты. От кассира требуется повышенное внимание и честность, так как на практике наибольшее количество нарушений и злоупотреблений должностных лиц связано именно с этим участком учёта.

Знание норм ведения учета кассовых и банковских операций позволяет избежать многих нарушений, влекущих штрафные санкции как для организации в целом, так и для руководства. Правильная организация работы кассового узла предприятия требует от руководства предприятия неукоснительного выполнения положений действующих нормативных актов, регулирующих деятельность кассовых работников, что обеспечивает сохранность денежных средств организации.

Анализ теоретических подходов, реальная ситуация в области бухгалтерского учета банковских и кассовых операций позволяют выделить проблему работы: выяснить элементы учета банк-касса, фиксируемые в учетной политике предприятий, действующих в условиях рыночной экономики.



Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи определила выбор темы работы: «Учетная политика (банк-касса)».

Объект работы: Сущность учетной политики организаций.

Предмет работы: Элементы учета банк-касса, фиксируемые в учетной политике предприятий

Цель работы: рассмотреть сущность и процедуру составления учетной политики организации и изучить основные элементы учетной политики, определяющие особенности учета банк- касса.

Задачи работы:

1. Рассмотреть сущность и процедуру составления учетной политики организаций на основе соответствующих нормативных актов;

2. Изучить элементы учетной политики, определяющие особенности учета банковских и кассовых операций.

Структура контрольной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (18 источников) и одного приложения.


Глава 1 Сущность, понятие учетной политики

Понятие учетной политики

В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие. Учетная политика для целей налогообложения представляет собой совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов).

Согласно п. 11 ПБУ 1/98 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности [5, c. 3]. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, денежного оборота или результатов деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации, относятся: способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов; способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции; способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы и др.

Однако учетная политика не должна быть излишне перегружена. Формируя учетную политику организации, следует помнить положение п. 8 ПБУ 1/98: при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами способов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Учетную политику формируют все организации независимо от организационно-правовых форм. Если организация существует не первый год, то в учетной политике, представляемой вместе с годовой отчетностью в налоговые органы, раскрываются только случаи применения новых способов учета.

Избранные организацией методы учетной политики действительны, если они не противоречат действующим нормативным актам. И только в том случае, если указанная система нормативного регулирования не устанавливает способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, при формировании учетной политики разработка соответствующего способа осуществляется исходя из содержания ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету [Приложение 1].

Процедура формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика утверждается руководителем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения [5, c. 3]. Учетная политика для целей бухгалтерского учета у вновь созданной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации, и применяется со дня ее создания (п. 10 ПБУ 1/98), для целей налогообложения у вновь созданной организации утверждается ее руководителем не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ) [5, c. 3].

Учетную политику организация можно составить и утвердить либо отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета; либо одним приказом, в котором первый раздел - учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй - для целей налогообложения; либо в виде объединенной учетной политики.

Основные правила составления учетной политики организации закреплены в ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете":

1. Учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. В соответствии с названным законом ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

2. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

3. Учетная политика может изменяться в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство РФ или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий своей деятельности, например, образование филиала или обособленного подразделения организации. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна для его обособленного подразделения.

4. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения в учетную политику должны вноситься в начале финансового года. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности [1, c. 15].

При формировании учетной политики предполагается, что:

- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, активов и обязательств других организаций, именуемое как допущение имущественной обособленности;

- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, обязательства будут погашаться в установленном порядке, именуемое как допущение непрерывности деятельности;

- факты хозяйственной деятельности организации должны относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами именуемое как допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики имеет смысл рассматривать не все теоретически возможные факты хозяйственной жизни организации, а лишь те, которые имеют место в ее реальной деятельности либо планируются в ближайшем будущем.

Очень важно также проанализировать состояние нормативной базы по бухгалтерскому учету и сформировать отношение к имеющимся нормам. Для того, чтобы: во-первых, выбрать вариант учета из числа, предлагаемых законодателем; во-вторых, выявить факты хозяйственной жизни своей организации, в отношении которых нормы в системе нормативного регулирования отсутствуют. Если организация признает, что нормативно установленный способ позволяет ей достоверно и полно отразить хозяйственные операции, то нет необходимости рассматривать его в учетной политике - такой способ будет действовать "по умолчанию". Если же этот способ по каким-либо причинам не позволяет адекватно отразить факты хозяйственной жизни или в законодательстве отсутствует норма, тогда возникает необходимость оценить сложившуюся ситуацию, выработать и обосновать способ учета - либо новый, либо отличный от существующего, воспользовавшись нормой ст.13 Закона "О бухгалтерском учете" или п.8 ПБУ 1/98.

Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию выбранных способов бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению российское законодательство (см. п.8 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации") допускает несколько способов ведения и организации бухгалтерского учета. Желательно по каждому такому способу приводить его нормативное обоснование.

При выборе способа могут учитываться различные факторы, в том числе и налоговые последствия. Например, принятие решения об учете процентов по займам и кредитам, привлеченным для приобретения основных средств, в стоимости будущих основных средств или в составе текущих расходов может существенным образом сказаться на обязательствах организации перед бюджетом по расчетам по налогу на имущество.

Если способ бухгалтерского учета разработан самой организацией, то он должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации (см. п.8 ПБУ 1/98). Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета с использованием установленных нормативных правил, она вправе не применять их, раскрыв информацию об этом в пояснениях к бухгалтерской отчетности [1, с. 5; 5, с. 3].

С вступлением в силу второй части Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года впервые на законодательном уровне появилось требование о формировании учетной политики для целей налогообложения. Вступившая через год – с 1 января 2002 года – в силу глава 25 Налогового кодекса РФ предъявляет дополнительные требования к данному документу. Новые требования, в первую очередь, объясняются тем, что организации с 2002 года должны вести не столько «бухгалтерский учет для целей налогообложения», как ранее, а уже полноценный налоговый учет. Кроме того, в статье 313 главы 25 Налогового кодекса РФ закреплены сами принципы формирования учетной политики для целей налогообложения:

1. Система налогового учета (в том числе формы налоговых регистров и порядок составления расчета налоговой базы, выбор одного из предложенных Кодексом вариантов) организуется налогоплательщиком самостоятельно. Это означает, что неприменение рекомендаций МНС (если они появятся) не будет нарушением законодательства о налогах и сборах и, соответственно, не может повлечь привлечение к ответственности.

2. При формировании внутренней системы налогового учета организации должны исходить из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Таким образом, как, в сущности, и в бухгалтерском учете, приказ об учетной политике не следует принимать ежегодно, кроме тех случаев, когда в учетную политику планируется внести изменения. Но это только теоретически, поскольку не было пока ни одного года, когда не надо было бы вносить те или иные изменения и/или дополнения в учетную политику.

3. Вышеуказанный принцип проявляется в том, что согласно ст. 313 НК изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода. Данное положение можно будет использовать в качестве дополнительного аргумента (помимо статьи 5 части первой Налогового кодекса) в случае, если изменения в 25 главу будут внесены в течение одного из налоговых периодов.

4. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (Это, конечно, не значит, что новую деятельность можно начинать тоже только с начала нового налогового периода).

5. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Общие положения учетной политики в соответствии с главой 25 НК РФдолжны:

- определить формы аналитических регистров налогового учета, которые представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст. 314 НК). Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

- определить форму расчета налоговой базы по налогу на прибыль: согласно статье 315 главы 25 Налогового кодекса РФ расчет налоговой базы должен содержать следующие данные: период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом); сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе: выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки от реализации покупных товаров; от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; от реализации основных средств; от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

Организация для целей исчисления налога на прибыль должна вести раздельный учет и сформировать окончательный финансовый результат (прибыль или убыток) по каждому из следующих разделов (если такая деятельность ведется): по доходам и расходам от игорного бизнеса (п. 9 ст. 274 НК); по операциям, прибыль от которых продолжает льготироваться и в 2002 году в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6.08.2001 г. №110-ФЗ (в частности, от реализации произведенной, а также произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции); по доходам и расходам, налогообложение которых производится в соответствии со специальными налоговыми режимами (п. 10 ст. 274 НК), а также в соответствии с Законом о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности; по каждому из видов доходов, которые облагаются по иным ставкам (п. 2 ст. 274 НК); в совокупности по операциям, прибыль от которых облагается по общей ставке в размере 24 процента (п. 1 ст. 284 НК) (иных ставок налога по доходам от реализации для российских организаций, кроме ЦБ РФ, НК не предусмотрено). А также отдельно по следующим видам доходов: по операциям реализации амортизируемого имущества в соответствии с п. 3 ст. 268 НК; по торговым операциям в соответствии со ст. 315 НК; по операциям с ценными бумагами в соответствии с п. 8 ст. 280 НК; по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами в соответствии со ст. 281 НК; по сделкам РЕПО с ценными бумагами в соответствии со ст. 282 НК; по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок в соответствии со ст. 304 НК; по доходам от долевого участия в других организациях в соответствии со ст. 275 НК; по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в соответствии с подп. 32 п. 1 ст. 264 НК; в иных случаях, установленных Кодексом.

Необходимо заметить, что согласно ст. 316 НК, как уже было указано, доходы от реализации определяются по видам деятельности, если для данного вида деятельности предусмотрен порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности.

- дать разъяснения бухгалтерии по заполнению регистров налогового учета;

- определить порядок уплаты налога на прибыль — кроме тех налогоплательщиков, для которых он установлен (ст.268 НК): ежемесячные платежи исходя из одной трети уплаченного налога за предыдущий квартал, поквартальный пересчет обязательств по фактической налоговой базе; ежемесячная уплата налога исходя из фактической налоговой базы;

- определить метод признания для целей налогообложения прибыли доходов и расходов. Организации могут применять один из двух предусмотренных Кодексом вариантов учета: кассовый метод; метод начисления.

Тем не менее, перейти на кассовый метод смогут только те организации, которые удовлетворяют установленным Кодексом требованиям. Так, в соответствии с п. 1 ст. 273 главы 25 Налогового кодекса РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, только если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

В отношении этого критерия следует сделать несколько замечаний:

1. Показатель считается в среднем по кварталам, поэтому превышение выручки в одном из кварталов может компенсироваться невысокой выручкой в других кварталах.

2. Показатель считается за предыдущие четыре квартала, а не за предыдущий налоговый период, поэтому налогоплательщик имеет право перейти на данный метод и в течение года. При этом, на взгляд автора, требование статьи 313 НК о последовательном применении учетной политики для целей налогообложения не должно быть препятствием.

3. Относительно определения выручки.

Во-первых, следует обратить особое внимание, что в данном случае, в отличие от иных упоминаний выручки в Кодексе, используется не термин «выручка», который бы определялся по ст. 249 НК и включал бы в себя также доходы от реализации основных средств, МПЗ и прочего имущества, а также имущественных прав, а именно выручка от реализации товаров (работ, услуг). Можно конечно, пытаться по формальным основаниям оспорить этот вывод на основании ст. 11 и 38 Налогового кодекса, указывая на то, что под товарами понимается любое имущество. Однако, на взгляд автора, в данном случае замысел законодателя достаточно очевиден – под определением выручки от реализации товаров следует понимать выручку от реализации собственной продукции (работ, услуг) и покупных товаров.

Во-вторых, следует заметить, что законодатель упоминает в данном пункте налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Интересно сравнить данный пункт со ст. 248, согласно которой доходы вообще не включают в себя косвенные налоги, установленные Кодексом (и, судя по всему, и налог с продаж). По всей видимости, могут возникнуть мнения, что при определении данного показателя в выручку следует включать и акцизы, однако, на взгляд автора, такая позиция опровержима;

- установить, какой показатель применяется для определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения организации, для определения сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 Налогового кодекса): среднесписочная численность работников; сумма расходов на оплату труда.

- установить методы ведения налогового учета расходов: метод оценки сырья и материалов при списании их в производство в целях определения расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 6 ст. 254 Налогового кодекса; метод оценки покупных товаров при их реализации в целях определения расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 268 Налогового кодекса); метод списания стоимости ценных бумаг при их реализации или ином выбытии (п. 9 ст. 280 Налогового кодекса; порядок ежемесячного распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции (ст. 319 Налогового кодекса РФ).

- установить, создает ли организация резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Если создает, то утвердить предельный размер резервного фонда в порядке, установленном ст. 267 Налогового кодекса РФ.

- установить, создаются ли резервы по сомнительным долгам, определить порядок инвентаризации задолженности и определения сумм просроченных необеспеченных долгов (ст. 266 Налогового кодекса РФ).

- установить порядок начисления амортизации. В целях налогообложения метод начисления амортизации определяется отдельно по каждому приобретаемому объекту амортизируемого имущества. В связи с этим, в небольших организациях в учетной политике для целей налогообложения может и не закрепляться порядок начисления амортизации, поскольку он каждый раз определяется по каждому новому объекту амортизируемого имущества, вводимому в эксплуатацию.

Кроме того, в ряде случаев может быть целесообразно утверждать в учетной политике для целей налогообложения позицию налогоплательщика по вопросам, которые регулируются законодательством недостаточно четко, а также при наличии противоречий в нормах законодательства. С одной стороны, это послужит дополнительным аргументом в споре с налоговым органом. Но с другой стороны, не следует забывать, что основным внешним пользователем учетной политики для целей налогообложения является именно налоговый орган, который тогда с большей вероятностью обратит внимание на отражение в учете таких ситуаций.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.