Глава 2. Исследование детско-родительских отношений
2.1 Методики исследования детско-родительских отношений
Методика 1. Анкета для родителей (Е.И. Захарова). Цель: Изучение родительского принятия / отвержения матерью ребенка. Исследуемые показатели: 1. Эмоциональное принятие матерью ребенка. 2. Чувствительность, эмпатия матери по отношению к ребенку. . Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия матери с ребенком. Методика 2. Кинетический рисунок семьи. Цель: Изучение эмоционального благополучия и микроклимата в семье. Исследуемые показатели: Благоприятная / неблагоприятная семейная атмосфера. Конфликтность в семье. Враждебность в семье. Методика 3. Изучение взаимоотношений ребенка со сверстниками (Репина Т.А.). Цель: Изучение принятия / отвержения ребенка в детской группе. Исследуемые показатели: Социальный статус ребенка в группе детского сада. Методика 4. Шкала эмоциональных проявлений ребенка (Й. Шванцары) (экспертная оценка). Цель: Изучение эмоциональных проявлений ребенка в группе детского сада. Исследуемые показатели: 1. Профиль эмоциональных проявлений ребенка с выделением негативных социальных эмоций. Методика 5. Беседа по картинкам (О.В. Суворова). Цель: Изучение эмоционального и нормативного отношения дошкольников к ситуации агрессии со стороны сверстника. Исследуемые показатели: 1. Осознанное и эмоциональное отношение ребенка к ситуации конфликта со сверстником. 2. Особенности осознания социальных норм поведения в ситуации конфликта со сверстником. . Родительские установки на поведение в ситуации агрессии. . Родительская оценка детской агрессии. . Неосознаваемая позиция ребенка в ситуации агрессии.
Анализ результатов
Изучение характеристик эмоционального отношения матери к своим детям (Методика 1) показало следующее (табл. 1).
Таблица 1. Характеристики эмоционального взаимодействия матерей со старшими дошкольниками.
Из таблицы 1 следует, что эмоциональное принятие (1 блок) своих детей продемонстрировало более 80% матерей: 84,26% матерей «безусловно» принимают своих детей, 87,04% имеют положительный эмоциональный настрой и фон взаимодействия с ребенком; 85,19% имеют положительное отношение к себе, эмоционально удовлетворены материнской ролью, считают, что позитивно влияют на развитие и психологическое благополучие своего ребенка. Большинство матерей чувствительны к состояниям и переживаниям собственных детей, проявляют сочувствие в трудных для детей ситуациях. Способность к эмпатии, сочувствию к собственному ребенку была выявлена у 80,56% матерей.
Однако, достаточно низкие показатели - 69,44% - были получены по шкале «Способность воспринимать состояние ребенка» и «умение воздействовать на состояние ребенка». Способность воспринимать и понимать состояния ребенка (страх, гнев, раздражительность, уныние) можно объяснить не столько родительской некомпетентностью, сколько длительным пребыванием детей в детском саду и ограниченным временем общения дошкольника с матерью. Изучение поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия матери с ребенком (III блок) показало высокий процент матерей, сознательно оказывающих эмоциональную поддержку детям (91,67%). Существенно меньше матерей ориентируется на состояние ребенка при построении взаимодействия (82,44%) и умеют воздействовать на его состояние (82,44%). Довольно низкий процент матерей стремится к телесному контакту в общении со своим ребенком (62,67%). Последнее является, на наш взгляд, неблагополучным симптомом. Телесный, физический контакт матери с дошкольником является ярким проявлением близкого, любовного эмоционального отношения к ребенку. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! [33] Стремление к близости с родителем, дающее ощущение безопасности, принятия, защищенности, эмоциональной связи, соприсутствия является основополагающей потребностью дошкольника. Недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с ребенком нарушает эмоциональное благополучие ребенка. Итак, на первом этапе исследования мы выявили, что, в нашем случае, средний процент позитивного эмоционального отношения матери к детям - 81,62%. Последнее означает, что 81,62% детей является любимыми и принимаемыми матерью, включены в эмоционально-положительные теплые отношения с ней, получают материнскую поддержку, сочувствие, защиту, переживают эмоциональную близость, связь с родным человеком. Однако была выявлена и категория матерей с депривацией эмоционального отношения к собственному ребенку (табл. 1). Средний процент матерей с депривацией эмоционального отношения к ребенку - 18,34%. Эта категория матерей с низкими показателями «безусловного» принятия, сопереживания, эмпатии к ребенку, с преобладанием жесткого, объектного, а не субъектного отношения к ребенку. Очевидно, что эти дети недополучают материнской любви, эмоциональной поддержки, теплоты, родительской защиты.
Особо нами были выделены матери с отсутствием «безусловного» принятия своего ребенка. В соответствии с задачами исследования выборка испытуемых была разделена на две: дети, «безусловно» принимаемые матерью и дети, принимаемые матерью «условно». Далее нас интересовало сравнительное изучение этих двух категорий детей. [15] Матери, «безусловно» принимающие своих детей, демонстрируют субъектное к ним отношение, признание их самоценности. Они признают индивидуальность детей, их чувства, мысли, потребности, способности, проявления. «Безусловное» принятие выражается в отношении к ребенку как к неповторимой индивидуальности, признании его права быть самим собой. Взаимодействие с ребенком на основе «безусловного» принятия вызывает у этих матерей гамму положительных чувств: нежность, гордость, симпатию, любовь, теплоту. Общение с ребенком для них - удовольствие. Матери, принимающие своих детей «условно», проявляют объектное, сверхтребовательное отношение к своим детям. Их любовь можно назвать обусловленной. Положительное эмоциональное отношение дается как подкрепление за правильное поведение. Дети, при этом, лишаются безусловной любви, возможности установления интимного эмоционального отношения, эмоциональной связи с другим. Результаты сравнения этих двух категорий детей на основе использования кинетического рисунка семьи (Методика 2) показало следующее (см. табл. 2).
Таблица 2. Средние значения показателей по кинетическому рисунку семьи.
Из таблицы 2 видно, что данные по двум выборкам однородны, статистических различий в исследуемых показателях выявлено не было. Следующей задачей исследования явилось изучение эмоциональных проявлений старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью (табл. 3). Эмоциональные проявления детей изучались с помощью экспертного опроса воспитателей (Методика 3). Эмоциональные состояния, переживания, проявления детей в группе детского сада оценивались на основе методики Й. Шванцары от 0 до 4 баллов.
Таблица 3. Эмоциональные проявления старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью.
Из таблицы 3 видно, что дети, «безусловно» принимаемые матерью, имеют в целом позитивный эмоциональный фон. Они активны, естественны в своих эмоциональных проявлениях, жизнерадостны и веселы (шкалы «сверхчувствительность», «возбуждаемость», «веселость»). Различия с детьми, «условно» принимаемыми матерью существенны и статистически значимы. По шкале «Веселость» они особенно ярко выражены (2,01 у детей, «безусловно» принимаемых матерью и 0,529, соответственно у детей, «условно» принимаемых матерью). Дети, принимаемые матерью «безусловно», более чувствительны к другому и эмоционально ориентируются на ситуации взаимодействия со сверстниками (шкала «Сверхчувствительность», «Сочувствие»). Они менее ревнивы (шкала «Ревность»), чаще проявляют сочувствие к другому (шкала «Сочувствие»), чаще сомневаются (шкала «Сомнение») и настаивают на своем (шкала «Упрямство»). Они эмоциональны, естественны, непосредственны, импульсивны и при этом чаще, чем дети, принимаемые «условно», демонстрируют просоциальные эмоции и социальную смелость, более доброжелательны и конструктивны в общении. Дети, принимаемые матерью «условно», имеют сниженный эмоциональный фон. Они менее эмоциональны, естественны, непосредственны, менее активны, жизнерадостны и веселы, чем дети, принимаемые матерью «безусловно».
Они существенно менее чувствительны к другому: реже проявляют сочувствие к сверстникам, реже настаивают на своем в ситуациях межличностного взаимодействия и существенно чаще проявляют жестокость по отношению к сверстникам. Различия по шкале «Жестокость» существенны и статистически значимы на уровне р=0,05 (1,823 - у детей, «условно» принимаемых и 0,472 - у детей, принимаемых матерью «безусловно»). Последнее В. Сатир объясняет следующим образом: «…В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к посторонним озлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что ее не удается удовлетворить «по-хорошему», то она перерождается в озлобленность и задиристость». Перерождение эмоционального неприятия, отвержения матерью в агрессивные «вспышки» объясняют и фрустрационные теории становления агрессии Олуэйза, Долларда, Миллера. Далее мы изучали статусные характеристики старших дошкольников двух исследуемых категорий в группах детского сада (Методика 4). Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Статусные характеристики старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью.
Из таблицы 4 следует, что существуют различия между этими двумя категориями детей по уровню принятия детской группой. Дети, «безусловно» принимаемые матерью, более принимаемы и сверстниками. Среди них значительно больше лидеров, «принятых», меньше «изолированных». Особенно существенными являются различия по категориям «принятые» и «изолированные». Принятых сверстниками среди детей, «безусловно» принимаемых матерью - 41,75%, среди «условно» принимаемых матерью - 29,41%. Различия по проценту изолированных среди «условно» и «безусловно» принимаемых детей еще выше: 23,52% / 3,29%, соответственно. Рассмотренные выше эмоциональные проявления этих двух категорий детей объясняют детские предпочтения. Сами дети обосновывают свои положительные и отрицательные выборы такими положительными чертами предпочитаемых детей: «он добрый», «с ним хорошо дружить», «с ней интересно играть», «она хорошая», «мы с ним не ссоримся». Противоположные качества фигурируют в детских ответах тех, кого дети не предпочитают в общении или просто отвергают: «он злой», «она вредная», «они дерутся», «с ним неинтересно», «он врет». Таким образом, дети, «условно» принимаемые матерью, менее принимаемы и сверстниками. Последнее можно объяснить слабым развитием просоциальных эмоций у этих детей. Следующая часть исследований была направлена на изучение особенностей осознания детьми данных групп конфликтов со сверстниками, а также осознаваемых и неосознаваемых установок на поведение в конфликтных ситуациях. Названные показатели исследовались с помощью клинической беседы по сюжетным картинкам (Методика 5). Результаты особенностей осознания конфликта со сверстниками старшими дошкольниками, «безусловно» и «условно» принимаемыми матерью, представлены в таблице 5. Таблица 5. Особенности осознания конфликта со сверстниками старшими дошкольниками, «безусловно» и «условно» принимаемыми матерью.
Из Таблицы 5 следует, что дети, «условно» принимаемые матерью, лучше распознают конфликтные ситуации, чем «безусловно» принимаемые (88,23% / 79,12%). В то же время реже проявляют отрицательное эмоциональное к ней отношение (70,58% / 78,02%) и чаще нейтральное (23,52% / 18,68%) и положительное (5,88% / 3,29%). Различия по первому показателю являются статистически значимыми на уровне р=0,05. Таким образом, отмечается противоречивое отношение «условно» принимаемых детей к ситуации конфликта со сверстником. С одной стороны, эти дети более чувствительны к конфликту, хорошо распознают признаки конфликта; с другой стороны, имеется тенденция неадекватной эмоциональной реакции на него. Подобная тенденция может быть объяснена выявленными ранее эмоциональными особенностями этих детей: относительно низким уровнем непосредственно проявляемой эмпатии (шкала «Сочувствие») и высоким уровнем проявлений жестокости (шкала «Жестокость»). Результаты изучения особенностей осознания социальных норм поведения в ситуации конфликта со сверстником представлена в Таблице 6.
Таблица 6. Особенности осознания социальных норм поведения в конфликтной ситуации со сверстником старшими дошкольниками, «безусловно» и «условно» принимаемыми матерью.
Наиболее типичным в оценке форм поведения в конфликте для детей, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью, явилось устойчивое обращение к социальным нормам поведения. Причем дети, «безусловно» принимаемые матерью, существенно чаще обращались к просоциальным нормам поведения в оценке конфликта (63,7% / 47,056%). Дети, «условно» принимаемые матерью, оценивали конфликт с точки зрения обиженного и выражали ему сочувствие. При этом они неосознанно чаще, чем «безусловно» принимаемые матерью дети ставили себя на место «жертвы», объекта нападок в конфликте. Однако наиболее типичной для обеих категорий детей была позиция «наблюдателя» (Таблицу 7). Таблица 7. Роль в конфликте, с которой идентифицирует себя ребенок, «безусловно» и «условно» принимаемый матерью.
Результаты изучения неосознаваемых родительских установок, транслируемых детям на поведение в ситуации конфликта со сверстником, представлены в Таблице 8.
Таблица 8. Неосознаваемые родительские установки на поведение в ситуации конфликта со сверстником.
Из Таблицы 8 следует, что «безусловно» принимаемые дети часто транслируют как конструктивные («Защищайся»), так и деструктивные («Дай как следует!») родительские установки на поведение в конфликте (17,5% / 21,97%). Однако наиболее типичным для них является установка на уход и уступку («Не связывайся») - 29,67%. Для «условно» принимаемых детей типичными установками на поведение в конфликте являются договор («Им надо договориться!») - 29,41% и уступка («Отойди!») - 17,64%. Конструктивная и деструктивная агрессия менее выражена. Это объясняется, в какой-то степени, воспринимаемой детьми родительской оценкой агрессивного поведения (Таблицу 9).
Таблица 9. Воспринимаемая старшими дошкольниками родительская оценка агрессивного поведения.
Как видно из Таблицы 9, родительское порицание агрессии чаще приводят дети, «условно» принимаемые матерью (88.23%), несколько реже - дети, «безусловно» принимаемые - 81.13%. Полученные данные о детях, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью, соотносятся с описанием Э. Берном детских состояний: естественного и адаптированного ребенка. Дети, «безусловно» принимаемые матерью, более естественны, свободны, спонтанны, их чувства непосредственны и непроизвольны, они действуют в соответствии с ситуацией, реальными обстоятельствами. Дети, «условно» принимаемые матерью, лучше себя контролируют, они скованы родительскими запретами, чаще испытывают негативные чувства, стремятся угождать другим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|