Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнатское родство – кровное родство, базирующееся на общности происхождения.

1. Когнатское родство по прямой линии (recta)

§ Восходящие (асцеденты) – предки (отец, мать, дед, бабка, прадед, прабабка)

§ Нисходящие (десцеденты) – потомки (дети, внуки, правнуки)

2. Когнасткое родство по боковой линии (transversa)

§ Полнородоное (Germani)

§ Неполнородное –

o Единокровные – общий только отец (consaguinei)

o Единоутробные – общая только мать (uterini)

Эволюция родства в Древнем Риме:

1) цивильное право признает только агнатское родство;

2) претор стал считаться и с родством когнатским;

Юстиниан признал полную победу когнатского родства.

   

Юридическое значение родства:

1. в позитивном плане: круг наследников по закону, необходимые наследники при наследовании по завещанию.

2. в негативном плане: близкое родство в Древнем Риме – это препятствие к вступлению в брак.

   

Помимо линий родства римляне различали степени (gradus) родства. Степень родства определяется количеством рождений, на которое сопосталяемые родственники отстоят один от другого.

    Римляне выделяли свойствó (atfinitas) – это связь членов семьи, несвязанных общей кровью, то есть узы, связывающие одного супруга с родственниками другого. Свойствó в Древнем Риме также препятствовало заключению брака.

Брак в римском праве

Понятие брака в римском праве.

   

    Брак – это союз между мужчиной и женщиной, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом.

    Брак – это супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и челове­ческого права (Модестин в 1-й книге «Правил» (D.23.2.1).

    Брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов, которые возникают смомента заключения брака (с момента государственной регистрации заключения брака).

Основой семьи, как правило, является брак.

При этом римляне различали:

I. Брачные связи.

1) Законный римский брак (iustum matrimonium, iuste nuptiae) – это брак, в котором, дети от рождения были римскими гражданами.

Римский брак был доступен только римским гражданам, латинам (latini veteres), а также перегринам, которым был даровано право вступать в римский брак (ius conubii).

2) Брак неримский (matrimonium iuris gentium) – это брак между чужеземцами.

Такой брак признается законным, но имеет несколько другие последствия, чем римский брак. В частности, если хотя бы один из супругов перегрин, дети имеют статус перегрина.

II. Внебрачные половые связи.

1) Конкубинат (concubinatus) – это постоянное внебрачное сожительство свободных лиц.

Конкубинат имел место в тех случаях, когда брак по каким-либо причинам был невозможен (напр., из-за социального неравенства супругов).

В конкубинате его участники защищались правом, однако заметных правовых последствий он не влек, т.к. не приравнивался к законному браку.

Вместе с тем, конкубина, а также ее детинаследовали по закону после мужчины в таком союзе.

Дети, рожденные в конкубинате, имели право на содержание от отца (alimenta). Дети являлись «природными» (liberi naturalis), в отличие от детей, рожденных от случайной связи (дети – vulgo quasiti). При желании отец мог узаконить детей, рожденных от конкубины (legitimatio), в этом случае дети приобретали статус законных детей.

2) Контуберниум (contubernium) – длительное сожительство раба и рабыни или раба со свободным лицом.

Правовых последствий контуберниум не имел. Однако естественное родство, возникающее из контуберниума, как и цивильное являлось препятствием для вступления в брак.

Формы римского брака:

1) брак cum manu (древнейшая форма);

жена занимает положение дочери (filia loco) по отношению к мужу и положение агнатской сестры по отношению к собственным детям, т.е. она находится во власти мужа и не имеет никакой власти по отношению к детям;

мужу принадлежит право продажи жены (ius vendendi) и право над ее жизнью и смертью (ius vite et necis).

    В Риме, как правило, какая-то вновь возникающая форма не перечеркивала старую (напр., брак sine manu не перечеркнул брак cum manu, они сосуществовали). Но постепенно старая форма переставала применяться.

Т.о., в классический период брак cum manu практически не встречался.

Брак sine manu.

– жена уже не занимает положение дочери (filia loco) по отношению к собственному мужу. В отношениях между супругами практически действует принцип равенства. Женщина – хозяйка дома, мать своих детей.

Жена остается вне агнатской семьи мужа и сохраняет свое прежнее положение:

§ остается под властью своего отца;

§ продолжает быть субъектом своего права (persona sui iuris), если до брака была таковой.

мужу принадлежит право выбора места жительства семьи, муж является законным опекуном детей и т.д.

Значение создания брака sine manu:

    В регулировании супружеских брачных отношений Рим занимает особое место, т.к. практически во всех странах идея власти над женой сменяется идеей опеки над нею, т.е. закрепляется господство мужа.

Римское право создало брак sine manu, в котором ни о каких правах над женой (даже об опеке) нет и речи.

Заключение брака в римском праве.

    Заключению брака обычно предшествовала помолвка (sponsalia) в виде стипуляции – sponsio.

    В период ранней Республики сторона, нарушавшая обещание вступить в брак, обязана была возместить ущерб (actio exsponsu) другой стороне.

   

В классический период помолвка между женихом и невестой с согласия родителей или самими родителями носила неформальный характер и не влекла обязанности вступить в брак. Соглашения о взыскании неустойки за нарушение обещания вступить в брак считались ничтожными, заключенными против добрых нравов (contra bonos mores).

    Однако в постклассический период помолвка становится все более обязывающим актом, и ее расторжение без достаточных оснований влекло следующие последствия:

1. если слово не сдержал жених, то ему не возвращался задаток при заключении помолвки  (arra sponsalia);

2. если виновата невеста, то она возвращала полученную сумму задатка сначала в 4-х кратном размере, позже – в 2-кратном размере;

3. невеста должна была вернуть жениху добрачные подарки (donationes antinuptias);

4. за заключение второй помолвки (bina sponsalia) без расторжения первой, была установлена infamia (объявление бесчестным);

5. если помолвка скреплена поцелуем, а затем кто-то из обрученных умер, то другому причиталась ½ даров, полученных при помолвке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...