Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дарения между императором и его супругой.

В 206 г. н.э. вышел сенатусконсульт, согласно которому ничтожность дарения между супругами устранялась, если даритель умирал раньше одаренного или одновременно с ним.

В Древнем Риме сложился обычай (mores) делать невесте подарки со стороны жениха.

Постепенно такие подарки стали рассматриваться в качестве своеобразной гарантии жене от самодурного, несправедливого расторжения брака мужем, т.е. такие подарки выполняли функцию dos, но в интересах жены, а не мужа.

Размер таких подарков (donationes ante nuptias) приблизительно был равен dos. Юридической обязанности предоставления таких подарков не было.

Изначально подарки предшествовали установлению dos. Невеста тотчас же передавала в качестве dos полученные подарки. Следовательно, dos должен был быть равен donatio.

Отношения между родителями и детьми в Древнем Риме

Проблемы безбрачия и бездетности.

Чтобы бороться с наклонностью римских граждан к безбрачию и бездетности, принимаются законы: Lex Iulia demaritandis ordinibus (Август), Lex Iulia et Papia Poppaea, в которых предусматривался ряд чрезвычайных мер, направленных на борьбу с безбрачием и бездетностью:

1) устанавливалась прямая обязанность мужчин от 25 до 60 лет и женщин от 20 до 50 лет состоять в браке и иметь детей, иначе наступали имущественные последствия:

- не состоящие в браке не могли ничего получить по завещанию;

- состоящие в браке, но бездетные могли получить только ½ того, что им оставлено по завещанию.

Август определил количество детей: для мужчины достаточно 1 ребенка, для женщины – 3-х, для вольноотпущенницы – 4-х.

Если имущество завещано лицу, не имевшему детей, то оно становилось выморочным, но не переходило в казну, а распределялось между остальными наследниками, имевшими детей, и только если таких нет – казне.

Такие правила существовали весь классический период, были отменены императором Константином.

Отношения между матерью и детьми.

Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей.

I. Мать, состоящая в браке cum manu,

Для детей является в положении сестры (loco sororis) и вместе с ними подчинена власти своего мужа (paterfamilias). На равных с детьми началах она наследует после мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. Связь матери с детьми в браке - наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными.

II. Мать, состоящая в браке sine manu,

Юридически не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она - агнатка своих старых агнатов, член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над нею опеку.

С течением времени юридическая отчужденность была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже под властью (in patria potestate) мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки.

Наконец, сенатусконсульты II в., а затем императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.

Понятие и содержание отцовской власти.

Для отношений отца и детей было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца (in patria potestate).

Установленная власть над детьми была установлена в интересах отца, а не в интересах детей (подвластных). Хотя в целом со временем по мере развития власть отца ослабевает.

По правовой природе власть отца – это абсолютное право.

Поэтому ему корреспондирует обязанность всех иных лиц не препятствовать отцу осуществлять свое право над подвластными.

Причем объектом данного права являлись не действия подвластного, а само это лицо.

Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний.

Содержание отцовской власти (patria potestas):

Ius exponendi – право выбрасывать новорожденных детей.

Это право было отчасти ограничено уже Ромулом (его законом предписывалось выбрасывать лишь слабых, больных и уродливых младенцев). Правило выбрасывать уродов существовало и в Законах Х II таблиц. Только при Юстиниане стали преследовать за выбрасывание новорожденных как за убийство.

Ius vendendi – право продажи своих детей.

Сыновей отец, согласно Х II таблицам, мог продавать трижды, прежде чем они окончательно освобождались из-под власти отца; для дочерей и внуков достаточно было единичной продажи.

В конце республики и в начале периода империи право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей.

Продажа детей в рабство была запрещена в конце IV в. до н.э. (видимо, законом Петелия 313 г. до н.э.), хотя труд детей мог продаваться и впоследствии.

Ius vitae ac necis – право на жизнь и смерть своих детей,

данное право было ограничено лишь указом императора Константина (306-337 гг. н.э.), который стал приравнивать убийство сына к уголовному преступлению (parricidium).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...