ГЛАВА 5. Предупреждение психосоматических расстройств
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 психосоматический расстройство стресс Чаще психотравмирующие ситуации возникают в межличностных отношениях. В этом случае, когда объектом системы противострессовых мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать работу с теми лицами, которые в той или иной мере причастны к ситуации. В обыденной жизни этими людьми чаще всего бывают члены семьи и сотрудники по работе. Другой путь устранения эмоционального стресса представляет собой уход из травмирующей ситуации, если ее избегание является малоэффективным. Индивид нередко не может уйти из нее. Это происходит, например, при гибели близких людей. Иногда трудности ухода сопряжены с преодолением моральных установок, чувства долга, ответственности. Даже если пациенту удается это сделать, то ему в этом случае грозит внутренний конфликт, что подчас не снимает проблему эмоционального стресса, а усугубляет ее. Поэтому наиболее эффективным способом разрешения возникшей ситуации может быть коррекция внутреннего конфликта с позиции отношений. По своей сути, таким подходом может быть патогенетическая психотерапия, которая учитывает связь между особенностями личности больного и спецификой психотравмирующей ситуации. Патогенетическая психотерапия весьма многогранна и сложна. Она может быть успешной при учете всей глубины и своеобразия личности больного, понимание которого возможно при полном контакте врача, психолога и пациента. Важнейшей задачей психотерапевта становится выявление больных с различными соматическими жалобами на фоне незначительных эмоциональных расстройств. Задачами патогенетической психотерапии являются: ) всестороннее изучение личности больного;
) выявление этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению эмоциональных расстройств; ) достижение у больного сознания и понимания связей между особенностями личности и заболевания; ) изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, достижение указанных целей осуществляется методами индивидуальной и групповой патогенетической психотерапии[10]. Следовательно, наиболее существенная помощь в этих случаях заключается в простой человеческой поддержке, успокоении и подбадривании. К этим же больным следует отнести и тех пациентов, которые нуждаются скорее в соответствующем воспитании, чем в лекарствах и должны искать исцеление в надлежащей власти над собой. Даже при полной уверенности в чисто психогенной природе соматических расстройств необходимо успокоить больного, преодолеть ощущение безысходности. Малейший намек на недоверие, неуважение врача к жалобам и субъективным ощущениям больного, скептическое отношение к ним приводят к утрате доверия к врачу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы: . Психосоматические расстройства - это группа болезненных состояний, возникающих на основе взаимодействия психических и соматических факторов и проявляющихся соматизацией психических нарушений, психическими расстройствами, отражающими реакцию на соматическое заболевание, под влиянием психогенных факторов. . Эмоции играют в жизни человека очень значительную роль. Под ними мы подразумеваем самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. . Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Стресс - комплексный процесс и включает и физиологические и психологические компоненты. Стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, т.к. могут возникнуть заболевания.
. Физиологические перестройки при стрессовых ситуациях и психологические установки, и личностные позиции, а так же генетическая предрасположенность могут существенно влиять на возникновение соматических заболеваний. . Наиболее существенная помощь при психосоматических расстройствах заключается в простой человеческой поддержке, успокоении и подбадривании. Такие пациенты, нуждаются скорее в соответствующем воспитании, чем в лекарствах и должны искать исцеление в надлежащей власти над собой. Выполнение поставленных задач в полном объеме свидетельствует достижении поставленной цели - в ходе проделанной работы были изучены причины формирования психосоматических расстройств и их последствий. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Абрамова Г.С. Введение в практическую психодиагностику. - Брест, 1993. . Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977. . Вицлак Г. Психодиагностика: теория и практика - под ред. Н.Ф.Талызиной - М., 1986. . Гамезо М.В. Курс психологии. - М.: Просвещение, 1987. . Годфруа Ж. Что такое психология. T.I. M.: Мир, 1999. . Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- М.: МГУ, 1989. . Изард К.Е. Эмоции человека.- М., 1980. . Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. . Милнер П. Физиологическая психология.- М.: Мир, 1973. . Общая психодиагностика - под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина - М.: Мир, 1987. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах.- М.: Педагогика, 1989. . Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. . http://www.publicant.ru/Demo/700996.htm#TOC_ID0EJBAC . http://kurguzenkoff.com/index/psikhosomatika_i_psikhologija_telesnosti/0-171. . Психология: Учебник. - М.: Проспект, 1998. . Бочанова Е.В. Психосоматические заболевания: полный справочник - М., 1997. . http://cpp-vozpogdenye.ru/content/view/68/79/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|