Организация и методы исследования
Организация исследования
Исследования проводились с августа 2011 г. по май 2012 г. на базе отделения настольного тенниса СДЮСШОР №15 им. В.И. Алексеева в группах начальной подготовки 3 года обучения в 3 этапа. На первом этапе исследования (август-сентябрь 2011 г.) были конкретизированы объект и предмет, определены цель и задачи исследования, проведен анализ литературных источников. На втором этапе (октябрь 2011 г. - февраль 2012 г.) осуществлялся педагогический эксперимент. На третьем этапе (март-май 2012 г.) производилась обработка полученных результатов, их анализ и обсуждение, а также оформление выпускной квалификационной работы. В исследовании принимали участие две группы юных теннисистов 9-10 лет, имеющих I-II юношеский разряд - контрольная и экспериментальная. К - контрольная группа (n=10), Э - экспериментальная группа (n=10). Группы были одинаковы по возрастно-половому и количественному признаку. В летний период дети, входящие в состав контрольной и экспериментальной групп, участвовали в учебно-тренировочных сборах, основной направленностью которых было активное развитие общей физической подготовки (ОФП). В период с октября 2011 года по февраль 2012 года проводился педагогический эксперимент, в котором тренировочные занятия с контрольной группой осуществлялись на основании Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и учебного плана-графика распределения учебных часов на 2011-2012 учебный год, принятого в СДЮСШОР №15 им. В.И. Алексеева. Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике обучения юных теннисистов 7-10 лет базовым элементам игры в настольный теннис.
Для контрольной и экспериментальной групп по учебным планам-графикам отводилось одинаковое общее количество тренировочных часов с октября по январь (Приложение Б). В основу нашей методики было положено: - отличное от контрольной группы распределение количества часов на различные виды подготовки; - использование большего количества тренажеров и имитационных упражнений. Для экспериментальной группы было предложено следующее распределение учебных часов: - на выполнение элементов специальной физической подготовки отводилось 28 часов, что на 1 час больше, чем в контрольной группе; - на отработку элементов тактической подготовки - 23 часа, что на 2 часа больше, чем в контрольной; - на игровую подготовку - 10 часов, что на 2 часа больше, чем в контрольной; - на техническую подготовку было отведено одинаковое количество часов в обеих группах; - количество часов общей физической подготовки в октябре в контрольной и экспериментальной группе было одинаковым. В ноябре и декабре количество тренировочных занятий, направленных на развитие ОФП в экспериментальной группе было сокращено на 5 часов в связи с достаточной подготовкой в период летних учебно-тренировочных сборов. В процессе эксперимента были использованы тренажеры, не применяющиеся в работе с контрольной группой. Тренажер для развития специальных физических качеств и обучения приёму ударов справа и слева - «колесо». Тренажер представляет собой колесо от детского велосипеда с велосипедной вилкой, прикрепленное к подставке на уровне пояса ребенка. Это приспособление помогает тренеру эффективно решать задачи по обучению техническим приемам игры, так как при его использовании обучающийся выполняет элементы в облегченных стандартных положениях. Тренажер - «удочка» представляет из себя подвешенный на палке с помощью нитки мяч. Используется для того, чтобы занимающийся выбирал правильное расположение ног (стойку) при выполнении имитационных упражнений. Тренер в произвольном порядке указывает место, направляя туда подвешенный мяч, а занимающийся должен правильно передвинуться к мячу, стать в стойку и выполнить имитационное движение. Тренажер используется для отработки тактики и техники игры.
Тренажер - «маятник» - мяч, закрепленный с помощью пружины на металлическом пруте в вертикальном положении. При выполнении удара мяч хаотично движется в разных направлениях, занимающийся должен правильно выбрать стойку, передвинуться к мячу и выполнить заданный технический элемент. Сложность выполнения заключается в том, что мяч передвигается после удара непредсказуемо и задача спортсмена - быстро выбрать правильную стойку для повторного выполнения заданного технического элемента. Кроме того, мы считаем, что использование зеркал в тренировочном процессе способствует ускорению изучения технических элементов при имитационном выполнении. Во время визуального контроля юные спортсмены видят недостатки при выполнении того или иного упражнения, и имеют возможность их исключить. Методы исследования
В процессе экспериментальной работы использовались следующие методы исследования: - теоретический анализ и обобщение литературных источников; - педагогическое наблюдение; - тестирование; - педагогический эксперимент; - математико-статистическая обработка данных. Теоретический анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающиеся вопроса спортивной подготовки игроков на начальном этапе обучения игре в настольный теннис. Педагогическое наблюдение использовалось для изучения учебно-тренировочного процесса юных теннисистов. Педагогический эксперимент был направлен на определение эффективности предложенной методики обучения юных теннисистов 7-10 лет базовым элементам игры. В качестве контрольных испытаний для определения технико-тактической подготовки детей применялись следующие тесты:
1. Накат справа, количество раз. Учащиеся находятся в правой половине стола, занимают правостороннюю стойку, мяч вводится в игру подачей; игроки должны без потери мяча попасть по диагонали в противоположную половину стола, выполняя указанный элемент. Тест проводится без учета времени, на максимальное количество попаданий в указанную половину стола. 2. Накат слева, количество раз. Учащиеся находятся в левой половине стола, занимают левостороннюю стойку, мяч вводится в игру подачей; игроки должны без потери мяча попасть по диагонали в другую половину стола, выполняя указанный элемент. Тест проводится без учета времени, на максимальное количество попаданий в указанную половину стола. 3. Подрезка слева, количество раз. Учащиеся находятся в левой половине стола, занимают левостороннюю стойку, мяч вводится в игру подачей; игроки должны без потери мяча попасть по диагонали в другую половину стола, выполняя указанный элемент. Тест проводится без учета времени, на максимальное количество попаданий в указанную половину стола. На основании результатов контрольных тестов проводился анализ технической и тактической подготовки юных теннисистов. Материалы исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики. Анализ полученных результатов производился методом Стьюдента, который применяется для сравнения достоверности различий между двумя выборками. Обработка полученных результатов производилась с использованием программы Excel [36].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|