Анализ результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Определение эффективности предложенной нами методики обучения юных теннисистов 7-10 лет базовым элементам игры осуществлялось посредством анализа результатов контрольных тестов, показанных детьми, входящими в контрольную и экспериментальную группы, в начале и конце эксперимента. Контрольные тесты включали в себя выполнение технико-тактических элементов игры в настольный теннис: накат справа, накат слева, подрезку слева. Для обработки результатов, показанных юными спортсменами, входящими в контрольную и экспериментальную группы, мы воспользовались методом Стьюдента, применяющегося для сравнения двух выборок, взятых из одной и той же генеральной совокупности, или двух различных состояний одной и той же выборочной совокупности. По методу Стьюдента, сравнение двух малых групп с попарно-зависимыми вариантами осуществляется по формулам:
t b = , (1) k = 2*(n - 1), (2)
где k - число степеней свободы; n - объем выборки; - среднее арифметическое разности состояний (zi) первого и второго измерений; S - сумма квадратов разностей zi и . Сравнение двух малых групп с попарно-независимыми вариантами осуществляется по формулам: t b = , (3) k =nx+ ny - 2, (4) где k - число степеней свободы; nx - объем первой выборки; ny - объем второй выборки; - среднее арифметическое первой группы; - среднее арифметическое второй группы; По таблице t-критериев определяли наличие или отсутствие статистически достоверного различия между выборками.
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента отражены в таблицах 1,2.
Таблица 1 - Результаты тестирования контрольной группы в начале эксперимента
Таблица 2 - Результаты тестирования экспериментальной группы в начале эксперимента
После первоначального тестирования был проведен анализ результатов, показанных юными теннисистами. Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента с помощью критерия Стьюдента для двух малых групп с попарно-независимыми вариантами показал, что: - нельзя говорить о достоверности различий результатов контрольной и экспериментальной групп при выполнении наката справа, так как tрасч=0,12<tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента; - нельзя говорить о достоверности различий результатов контрольной и экспериментальной групп при выполнении наката слева, так как tрасч=0,26<tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента; - нельзя говорить о достоверности различий результатов контрольной и экспериментальной групп при выполнении подрезки слева, так как tрасч=0,29<tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента. Следовательно, в начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы по технико-тактическим показателям достоверно не отличались (рисунок 1).
Рисунок 1 - Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента
Далее осуществлялось проведение тренировочных занятий с экспериментальной группой по предложенной нами методике обучения базовым элементам игры. Контрольная группа занималась по общепринятой программе. После окончания эксперимента было проведено повторное тестирование обеих групп, результаты которого представлены в таблицах 3, 4.
Таблица 3 - Результаты тестирования контрольной группы в конце эксперимента
Таблица 4 - Результаты тестирования экспериментальной группы в конце эксперимента
Сравнительный анализ результатов тестирования после завершения эксперимента с помощью критерия Стьюдента для двух малых групп с попарно-зависимыми вариантами показал, что в контрольной группе достоверные изменения произошли при выполнении наката справа и наката слева. При выполнении подрезки слева достоверных изменений не произошло.
Рисунок 2 - Анализ результатов тестирования контрольной группы в начале и конце эксперимента
В экспериментальной группе достоверные изменения произошли при выполнении всех контрольных нормативов.
Рисунок 3 - Анализ результатов тестирования экспериментальной группы в начале и конце эксперимента
Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп после завершения эксперимента с помощью критерия Стьюдента для двух малых групп с попарно-независимыми вариантами показал, что:
- можно говорить о достоверности различий результатов экспериментальной и контрольной групп при выполнении наката справа, так как tрасч=2,79>tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента; - можно говорить о достоверности различий результатов экспериментальной и контрольной групп при выполнении наката слева, так как tрасч=2,64>tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента; - можно говорить о достоверности различий результатов экспериментальной и контрольной групп при выполнении подрезки слева, так как tрасч=2,57>tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента.
Рисунок 4 - Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп после завершения эксперимента Следовательно, в конце эксперимента произошли достоверные улучшения технико-тактических показателей экспериментальной группы по отношению к контрольной. Выводы
Анализ научно-методической литературы показал недостаточность исследований в области подготовки юных теннисистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса. На основании изученной литературы и практического опыта автора была разработана методика обучения спортсменов 7-10 лет базовым элементам игры в настольный теннис. Эффективность предложенной методики выявлялась с помощью проведения контрольных тестов, направленных на определение технико-тактической подготовки юных теннисистов: наката справа, наката слева и подрезки слева. Анализ полученных результатов позволяет говорить о достоверном улучшении показателей экспериментальной группы по сравнению с контрольной и, следовательно, возможности применения предложенной методики в практической работе тренеров по настольному теннису. Практические рекомендации
В работе с юными спортсменами на начальном этапе обучения настольному теннису мы рекомендуем обращать внимание, прежде всего, на следующие моменты:
- использование в тренировочном процессе различных тренажеров при выполнении имитационных упражнений, что позволяет ребенку быстрее заметить и исключить собственные ошибки при отработке техники игры; - использование зеркал при выполнении имитаций, так как дети визуально могут наблюдать за движением руки и корректировать его; - использование всевозможных упражнений с мячом, жонглирований для развития ловкости, координации движений и для тренировки двигательной реакции, а также применение этих упражнений в групповых занятиях, что позволяет заинтересовать детей выполнением заданий; - использование эстафет с элементами игры. Тренеру необходимо исключить однообразие и односторонность содержания занятий, методов и средств обучения, чтобы преодолеть монотонность и скуку во время учебного процесса, так как с физиологической точки зрения дети способны к большим усилиям, если их подводят к ним постепенно и увлекательно.
Библиографический список
1 Аль Халик Махмуд Направленность и содержание физической подготовки теннисистов в группах начального обучения ДЮСШ: дис. … канд. пед. наук / Киев, 1997. 170 с. 2 Амелин А.Н. Анализ техники современных подач в настольном теннисе и экспериментальное обоснование их совершенствования: дис…. канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1972. 164 с. Амелин А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин, В.А. Пашин. 2-е изд., доп. М.: Физкультура и спорт, 1985. 112 с. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М.: Физкультура и спорт. 1982. 111 с. Амелин А.Н., Пашин В.А. Настольный теннис. М.: Физкультура и спорт, 1980. 112 с. Анисимова Б.Н. Как освоить азы техники // Настольный теннис. М.: ППО, 1991. №9. С. 15-16. Бабушкин В.З. Специализация в спортивных играх. Киев: Здоровье, 1991. Багуйлов Ю.П. Программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М., 1999. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: Физкультура и спорт, 1979. 159 с. Бальсевич В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры. М., 1986. №8. Барчукова Г.В. Анализ соревновательной деятельности в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры. М., 1982. №5. С. 19-21. Барчукова Г.В. Методы контроля технико-тактической подготовленности спортсменов в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры. М., 1982. №5. Барчукова Г.В. Настольный теннис. Физическая подготовка игроков в настольный теннис. М., 2006. Барчукова Г.В. Пути совершенствования техники в настольном теннисе: автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1982. 24 с.
Барчукова Г.В. Теория методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин; под ред. Г.В. Барчуковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 528 с. Богушас В.М. Последовательность обучения технике игры в настольный теннис. Вильнюс, 1976. 26 с. Бушаров Е.В Основы возрастной морфологии человека. М., 1983. Верхошанский Ю.В. Принципы построения тренировки в скоростно-силовых видах легкой атлетики // Легкая атлетика. М., 1979. N8. С. 8-10. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. 166 с. Возрастная морфология двигательного аппарата: лекция / Е.В. Бушаров. М: МОГИФК, 1984. Волков В.М. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов. Смоленск, 1998. Воронин Е.В. Направленное формирование стиля игры в настольном теннисе с учётом его типологической обусловленности // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности: межвуз. сб. научн. трудов. Л., 1984. С. 137-146. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. М., 2004. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физическая культура и спорт, 1980. Гришко Н.Т. Совершенствование системы движений с учетом особенностей интерференций, возникающих в процессе выполнения двигательных действий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1978. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений. М., 1988. Гуревич М.О. Учебник психиатрии. Л., 1977. 464 с. Зинченко О.Ю. Дифференцированная методика общей и специальной подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта // дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2006. Иванов B.C., Коллегорский В.В. Заглядывая в завтра // Спортивные игры. М., 1961. №4. С. 20. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1981. 192 с. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. Матвеев Л.П. Спортивная ориентация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсменов: учебное пособие / РГАФК. М., 1995. с. 39. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физич. Культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с. Матыцин О.В. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в настольном теннисе с учетом индивидуальных психологических особенностей личности и деятельности: автореф. дис…. канд. пед. наук / М., 1990. 17 с. Мешконис И.И. Оценка эффективности тренировки в динамике спортивного соревнования // Построение тренировки по годам обучения в спорт, школах: Тез. докл. II Всесоюз. научн.-практ. конф. М., 1987. С. 98-99. Начинская С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 240 с. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1980. Персон Р.С. Мышцы-антогонисты в движениях человека. М.: Наука, 1965. 116 с. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоров'я, 1988. 216 с. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2004. Попов М.А. Акробатика в тренировке теннисиста. М.: Физкультура и спорт, 1975. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 152 с. Сентаготаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы. М.: Мир, 1976. 186 с. Сухарева Н.С. Формирование адекватных установок в процессе обучения двигательным действиям: автореф. дис. … канд. пед. наук // М., 1996. 130 с. Теория спорта / под ред. В. Платонова. Киев: Вышня школа, 1987. 424 с. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 480 с. Шестеркин О.Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной специализации: дис. … канд. пед. наук // М., 2006. 156 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|