Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования словообразования при дизартрии




 

Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Соботович и др.), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с дизартрией, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами. В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нём ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфем на слух из звучащего слова и операцию интеграции (т.е. включения) словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова.

Р.Е. Левиной выдвинуты положения, о том, что детям старшего дошкольного возраста с дизартрией словообразовательные операции доступны, но имеют ряд особенностей. Указанная возрастная группа представляет особый интерес, поскольку такие умения и навыки детей являются показательными в плане их готовности к школьному обучению. Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой словообразовательная деятельность детей с дизартрией имеет следующие особенности: дети испытывают трудности на этапе первичной словообразовательной операции - при вычленении и опознании словообразовательных морфем из состава слова преимущественно ориентируются на корневое значение. Причиной данного факта является несформированность ряда предпосылочных операций. Так, к условиям когнитивного (познавательного) характера относится неготовность детей с дизартрией к усвоению плана выражения и плана содержания (в терминологии С.Н. Цейтлин) [28, с. 34] словообразовательных единиц, что обусловлено снижением речевой мотивации, сужением зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд, нарушением операций спецификаций ситуации (т.е. анализа ситуации и выделения в ней значимых для наименования компонентов). Определенное негативное воздействие оказывает и несформированность речемыслительного уровня в механизме антиципации, что приводит к некой фрагментарности восприятия предметных реалий и, безусловно, мешает ребенку «присваивать» конкретные значения аффиксам. Вторая группа условий - вербального характера - связана с недостаточностью базового словаря производных единиц, нарушением операций фонологического распознавания звуковых комплексов слов.

Л.В. Лопатина указывает, что в процессе образования новых слов дети с дизартрией могут не принимать словообразовательную задачу, что выражается в разных проявлениях: от полного отказа выполнять задание до неадекватных замен возможного производного слова на готовую лексему [13].

Достаточно часто, отмечает Е.Ф. Соботович, производную форму слов дети со стертой дизартрией заменяют на развернутое ситуативное высказывание условий когнитивного (познавательного) и вербального характера (словесного) [20, с. 16].

 

2.3 Задачи, направления и содержание логопедической работы по развитию словообразовательных навыков у дошкольников с дизартрией

 

Логопедическая работа включает формирование у детей навыков словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Она осуществляется последовательно-параллельно в три этапа:этап - закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;этап - работа над словообразованием менее продуктивных моделей;этап - уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.

Содержание I этапа логопедической работы:

. Существительные: образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами К, ИК, ИЧК, ЧИК.

. Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом ИН.

. Глаголы: дифференциация совершенного и несовершенного вида; дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Содержание II этапа логопедической работы:

. Существительные: образование уменьшительно - ласкательных существительных с суффиксами ОНЬК, ЕНЬК, ЫШЕК, ЫШК;

образование существительных с суффиксами НИЦ (сахарница), ИНА (виноградина).

. Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом И без чередования (коровий, лисий)

образование относительных прилагательных с суффиксами ЯНН, АНН, ЕНН, Н

образование качественных прилагательных с суффиксом О, ВАТ.

. Глаголы: образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА.

образование глаголов пространственного значения с приставкой ПРИ.

Содержание III этапа логопедической работы:

. Существительные: образование названий профессий женского рода

. Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом И с чередованием (волчий, собачий, медвежий).

образование относительных прилагательных с суффиксами Н, ЯНН, ЕНН, АН, АТ.

образование уменьшительно-ласкательных прилагательных с суффиксом ЕНЬК.

образование прилагательных с суффиксами ЮЩ, ЧИВ, ЛИЗ.

. Глаголы: образование глаголов пространственного значения с приставками С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО.

Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом:

) образование слов с заданным значением с помощью логопеда (например, дается задание назвать ласково предметы или одним словом назвать маленькие предметы: косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);

) выделение общей морфемы;

) закрепление значения аффикса;

) анализ звукового состава морфемы;

) самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании навыков словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;

сравнение родственных слов (мотивирующего и производного): определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значения. Уточнение грамматического значения слова является важным условием для формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

В процессе коррекционной работы проводится уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений: категориального значения различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного), одушевленности и неодушевленности, числа и рода существительных и прилагательных, некоторых падежных значений существительных.

С целью уточнения грамматических значений детям предлагается ответить на вопросы, подобрать вопрос к слову, подобрать слова, характеризующие отнесенность к определенному грамматическому значению (например, ОН, ОНА, ОНО), включить слово в словосочетание, предложение.

Для методики обучения словообразованию важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в дошкольном возрасте средств и способов словообразования. В словообразовании детей с дизартрией подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончание, приставки, суффиксы). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница, хлебница), направление движения (ехал - поехал - выехал).

Дидактические игры - эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание. Например, в игре «Кто ушел, кто пришел?» закрепляется правильное употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

При формировании словообразования у детей с дизартрией, как отмечают Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, основное внимание необходимо уделять организации продуктивных словообразовательных моделей. После их закрепления можно переходить к работе над словообразованием моделей менее продуктивных, а затем и непродуктивных. Например, при образовании уменьшительно-ласкательных существительных продуктивными суффиксами являются - ик - (домик, носик), - чик - (шкафчик, блинчик), - к - (лапка, шубка), менее продуктивными - - оньк - (березонька, яблонька), - еньк - (Мишенька, рученька), непродуктивными - - иц - (лужица, рощица), - ец - (морозец, письмецо), - ц - (зеркальце, одеяльце). Для формирования и закрепления моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием): сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что в них общего по значению и звучанию, выделяется общая морфема и уточняется ее значение. Например, дети сравнивают слова домик, носик, кустик, листик. Эти слова похожи тем, что обозначают маленький предмет (называют предмет ласково) и одинаково оканчиваются на - ик- Значит, эта частичка (суффикс) имеет уменьшительно-ласкательное значение.

Наглядный материал для формирования словообразования подбирается с учетом лексико-грамматической темы в соответствии с программой, распределяются грамматические блоки от простого к сложному и по принципу концентричности.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершить.

Для самостоятельного словообразования важно чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе формирования навыка словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал - уехал переехал - выехал); сформулировать навыки образования слов по аналогии. Как отмечают Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.

В своих исследованиях Л.В. Лопатина отмечает, что методика коррекционной работы по словообразованию в случае дизартрии направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении [13].

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

 


Заключение

 

На основе анализа научной литературы была рассмотрена проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей с дизартрией, которая представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Исследователи отмечают недостаточность словообразовательных умений у этих детей, которые затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений и дальнейшее развитие словообразовательных умений является необходимым условием готовности детей к усвоению школьной программы по разным предметам.

Большое значение в этом отношении играет правильная и своевременно начатая коррекционная работа, включающая в себя не только работу по коррекции звукопроизношения, но и обширную работу по коррекции лексико-грамматического строя речи. Поэтому для того, чтобы словарь детей с дизартрией обогащался надо использовать в работе задания по формированию процесса словообразования, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значение морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки детей к школе. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми самостоятельной звонкой связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, элементами грамоты.

Формирование процесса словообразования у детей дошкольного возраста с дизартрией будет эффективным, если:

·   обеспечивается учет уровня речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

·   коррекционная работа планируется в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой;

·   грамматические средства языка и навыки словообразования будут формироваться у детей во время изучения с ними различных лексических тем;

·   на логопедических занятиях будут использованы дидактические игры, направленные как на развитие у детей высших психических функций, так и на формирование лексико-грамматических средств языка (систематичность проведения, распределение их в порядке нарастающей сложности).

Поскольку проблема развития навыков словообразования у дошкольников с дизартрией касается широкого круга вопросов, она не может быть исчерпана в рамках одного исследования. Мы планируем обращаться к ней и в дальнейшем, в частности, в ходе своей практической деятельности.

 


Библиография

словообразование дизартрия ребенок речевой

1. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку [Текст] // Под ред. А.А. Леонтьева, - М., 1998.

2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования [Текст] // Филологические науки. - 1960. - №2.

.   Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Логопед. -2004. - №1. - с. 25.

.   Винарская Е.М. Дизартрия [Текст]/ Е.Н. Винарская. - М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. - 141 с. - (Библиотека логопеда).

.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 1961.

.   Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР [Текст] // Логопед в детском саду. - 2005 - 1 (4). - 9 -15с

.   Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб - метод. пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.

.   Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст]. - М., 1973.

.   Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста [Текст]. М., 2000.

.   Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] /под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000. - 93 с.

.   Кубрякова Е.С. Что такое словообразование [Текст]. - М., 1965.

.   Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст]/Р.Е. Левина. - М., 1998.

.   Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: Учебное пособие/ под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Изд-во «Союз», 2004.

.   Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст]/под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - С. 214 - 218.

.   Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Академический проект, 2004. - 480 с.

.   Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

.   Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст]/Составитель проф. Чиркина Г.В. / Авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.

.   Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 320 с.

.   Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования [Текст] // - СПб., 2006.

.   Соботович, Е.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст]/Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2004. - №4. - С. 15-18.

21. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования [Текст] // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. - М., 1978. - с. 35-52.

.  Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]. - М., 1983. - 24 с.

23. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №6. - М., 2003. - с. 58

.   Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Дефектология. - 2001. - №4. с. 69.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...