Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
Стр 1 из 5Следующая ⇒ МиА стратегическое управление предприятием. Стратегические проблемы – это несоответствие текущего состояния управляемого объекта поставленным стратегическим целям. Главной стратегической проблемой любой организации является выбор сферы деятельности и поиск новых направлений ее развития. К другим стратегическим проблемам относятся: · снижение рентабельности; · отсутствие роста; · уменьшение доли рынка; · отсутствие баланса между хозяйственными подразделениями в диверсифицированной компании; · недостаточность инноваций и др. Определения стратегических проблем предполагает оценку исходного состояние управляемого объекта (организации), своевременное определения стратегически целевых приоритетов, а затем проведения сравнения между ними. Не следует путать стратегические проблемы организации с ее слабыми сторонами. Последние определяются путем сравнения факторов внутренней среды с аналогичными у конкурентов. Стратегические же проблемы проявляются как несоответствие стратегическим целям текущего состояния организации. Ошибкой руководства многих предприятий является отсутствие должного внимания стратегическим проблемам, которые часто остаются незамеченными на фоне оперативных проблем. Оперативные проблемы связаны с повышением эффективности производства, сокращением затрат, разрешением конфликтов и пр. Между тем, современные экономические реалии (устаревание технологий, насыщение спроса, быстрое моральное старение продуктов, ужесточение конкуренции) требуют реакции, прежде всего на стратегические проблемы. Руководству следует понимать, что все источники проблем производства находятся не внутри предприятия, а во внешней среде. И. Ансофф [2] отмечает, что баланс внимания руководителей к стратегическим и оперативным проблемам должен, в конечном счете, определяться внешней средой, в которой функционирует организация. Если она благоприятна, можно сосредоточиться на оперативных проблемах, если внешнее окружение оказывается бурным и изменчивым и / или уровень спроса близок к насыщению, главное внимание должно уделяться стратегическим вопросам.
Современная экономика – многоуровневая система. Ее изменение означает, прежде всего, изменением соответствующих пропорций: общеэкономических, межотраслевых, внутриотраслевых, внутрипроизводственных. Под воздействием научно-технического прогресса и изменений в потребностях общества экономика переходит от одних относительно устойчивых систем пропорций к другим. Развитие структуры экономики происходит циклически. На цикличность изменения структуры экономики указывали российские экономисты Н. Кондратьев, П. Милюков, М. Туган-Барановский. Основополагающие закономерности циклического обновления структуры экономики были сформулированы в конце 30-х годов ХХ века Шумпетером [23]. Согласно его теории структурные сдвиги в национальном хозяйстве обусловлены переходом на новые технологии. Технологический прогресс в экономику вносят нововведения, образующие кластеры. Появления кластера нововведений в начале цикла приводит к зарождению новых отраслей. В середине цикла эти новые отрасли расширяются, происходит распространение технологических преобразований на традиционные отрасли. К концу цикла отрасли расширяются, прежние технологии полностью заменяются новыми, и процесс преобразования структуры на основе данного кластера завершается. · Долговременные циклы полного обновления структуры экономики включают в себя циклы меньшей временной продолжительности. В течение короткого цикла формируются не существовавшие ранее отрасли, и обновляется большинство прежних микроотраслей. Затем на протяжении двух-трех коротких циклов полностью обновляются макроотрасли.
Характеристика современной структуры экономики России: · высокая доля промышленности в общественном производстве; · большой удельный вес сельского хозяйства в потребляемых материальных ресурсах и численности занятых; · превалированием добывающих отраслей в объеме экспорта; · низким удельным весом производств высокой технологии; · наличием больших межотраслевых, внутриотраслевых, и территориальных диспропорций. Эти характеристики во многом обусловливают стратегические проблемы развития производства и структуры промышленности. В долгосрочной перспективе структура экономики России будет изменяться в соответствии с мировыми тенденциями. Произойдет сокращение доли первичных секторов материального производства, повысится роль отраслей, работающих на конечный спрос, наукоемких производств, отраслей сферы производственной инфраструктуры. Это будет длительный и многоэтапный процесс. Решение стратегических проблем развития производства и изменение структуры промышленности будет происходить, прежде всего, в результате соответствующей государственной политики, главным принципом которой является выработка приоритетов, определяющих направления структурных сдвигов. Важнейшие задачи настоящего времени: o последовательное свертывание устаревших производств; o приведение структуры производства в соответствие с платежеспособным спросом; o обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала; o развитие конкурентоспособных производств; o поддержание экологической и экономической безопасности страны; o содействие развитию интеллектуальной деятельности, рыночной инфраструктуры и сферы услуг. 2. Сущность стратегического менеджмента. Сущность стратегического менеджмента сводится к раскрытию таких важнейших вопросов как характеристика текущего положения предприятия и создание всех условий для достижения им желаемого положения, которое было бы для него наиболее привлекательным, через определенный период, а также определение способов и путей достижения такого положения.
В связи с этим менеджеры должны понимать текущую ситуацию на предприятии, чтобы принимать решения о том, куда двигаться в дальнейшем. Для этого требуется информационная основа, которая может обеспечить процесс принятия решений стратегического плана, которые бы соответствовали текущей ситуации. Сущность стратегического менеджмента во многом определяется таким понятием как ориентация на будущее. В связи с этим для менеджеров очень важным является умение определять цели, к которым должно стремиться предприятие. Реализация выбранной стратегии предполагает корректировку двух предыдущих этапов. При этом огромную роль играют имеющиеся в наличии ресурсы, особенности оргструктуры предприятия, система управления, организационная структура, персонал, от которых во многом зависит успешность реализации стратегии. По содержанию сущность стратегического менеджмента заключается в обращении к базисным процессам, проходящим на предприятии, с уделением предельного внимания возможностям предприятия по наращиванию собственного стратегического потенциала. При этом принимаемые стратегические решения ориентируются на будущее, сопряжены с неопределенностью и связаны с вовлечением дополнительных ресурсов. Они рассчитаны на долгосрочные и предельно серьезные последствия. Примерами таких решений могут быть реконструкция предприятия, внедрение новой продукции, прогрессивных технологий, изменение организационной структуры, выход на зарубежные рынки, слияние с другими предприятиями и пр. Сущность стратегического менеджмента отражают такие его характеристики как инновационность свойственной ему природы, направленность на перспективные цели, наличие множества альтернатив, субъективность, необратимость и длительные временные сроки наступления последствий. Главной идеей, выражающей суть стратегического управления, является необходимость переноса основного внимания руководства на окружение с целью появления возможности быстрого реагирования на наступающие изменения и вызовы окружающей среды.
Понятие и сущность стратегического менеджмента выражаются через стратегию – процесс принятия сложных стратегических решений на самом высшем уровне руководства и организационной иерархии. Она выражается в определении и установлении связи предприятия или организации с ее непосредственным окружением для реализации выбранной цели посредством рационального распределения ресурсов, которое позволяет результативно и эффективно воздействовать на работу компании и всех ее подразделений. Сущность и задачи менеджмента проявляются в управленческой деятельности по постановке и последующей реализации целей долгосрочного характера, поддержанию позитивных и эффективных взаимоотношений предприятия в его окружением в соответствии с поставленными целями и внутренними возможностями. Понятийный аппарат данного вида менеджмента имеет общие черты с таким понятием как «оперативное управление». Но при этом отличается от него по принципиальным позициям. Стратегическое управление выступает одним из важнейших факторов выживания предприятий и фирм в условиях рыночной конкуренции. Однако, следует признать, что сегодня многие организации характеризуются отсутствием стратегий, что во многом и приводит к их поражению в борьбе с конкурентами. Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени. Основные задачи стратегического менеджмента: · распределение ресурсов наиболее эффективным образом для развития организации; · осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели; · определение наиболее перспективных направлений развития организации.
3. Принципы методологии стратегического менеджмента
Принципы стратегического менеджмента – основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. К ним относятся: 1. Единство направления. Организация, действующая в динамичных условиях внешней среды, должна обладать единством целей, интересов и принципов управления. 2. Научность. Применение достижений системного, ситуационного походов, науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации для достижения ее целей. Определение на базе научного анализа лучших способов выполнения задач. 3. Выделение доминанты* развития. Определение перспективы, которая открывается перед организацией с позиции роста, нормы прибыли, стабильности и технологии; выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) – отдельный сегмент окружения, на который организация имеет (или хочет получить) выход. Стратегический хозяйственный центр (СХЦ) – внутриорганизационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций организации в одной или нескольких зонах хозяйствования. * Доминанта [< лат. doininans – господствующий] - главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо. 4. Экономичность ч эффективность. Разработка и реализация стратегии организации строится исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определенном плановом периоде. 5. Подчиненность личных интересов общим. Интересы, одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации. 6. Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий, обеспечивающие реализацию целей организации, рациональное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды. 7. Мотивация персонала. Прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполнит конкретную работу. Поэтому члены организации должны выполнять эту работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. В древние времена мотивацией труда служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных – награды. С конца XIX в. и до недавнего времени было широко распространено мнение, что люди будут работать больше, если у них имеется возможность больше заработать. На основании выше сказанного, мотивация сводилась к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. Это мнение лежало в основе мотивации школы научного управления. Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Было установлено, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, есть результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Интересно отметить, что для того чтобы правильно мотивировать труд работников, необходимо определить потребности этих работников и найти способ удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. 8. Разделение труда нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены внимание и усилия. Стратегический менеджмент ставит перед организацией две группы задач: краткосрочные, рассчитанные на текущее выполнение, и стратегические. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, а стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности. 9. Корпоративность обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармония интересов в свою очередь способствует достижению намеченных организацией целей. Становление теории и практики современного стратегического менеджмента происходит в определенных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|