Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старший дошкольный возраст (6-7 лет).




В этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развёрнутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче – задаче припомнить или запомнить. Произвольное, преднамеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться к непроизвольному запоминанию. Ребёнок научается управлять своей памятью, используя различные мнемические приёмы и средства, среди которых ведущее место занимает речевое опосредствование.

В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Ребёнок 6-7 лет уже свободного пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Всё это способствует и увеличению объёма запоминаемого материала. Ребёнок 6-7 лет в среднем запоминает 7 предметов или их изображений из 10-15 после их однократного предъявления. Характерно, что в противоположность детям младшего дошкольного возраста, у которых имеет место значительная разница в продуктивности запоминания предметов и слов, дети старшего дошкольного возраста запоминают словесный материал (отдельные слова) почти с таким же успехом, что и предметный.

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6-7 годам представления ребёнка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает установление межу ними логических, смысловых связей, что облегчает их запоминание.

10 предметов"

Цель – исследование объёма и прочности непроизвольной и произвольной кратковременной (долговременной) зрительной памяти, устойчивости и концентрации внимания. На карточке формата А-4 нарисовано от 6 до 10 достаточно крупных предметов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Ребёнку предлагают рассмотреть картинку от 30 с до 1 мин. Для оценки непроизвольной кратковременной памяти ребёнку говорят: «Пока я занята, ты посмотри на картинку». Через 30 с картинку убирают и просят рассказать, что на ней было нарисовано. Для оценки произвольной долговременной памяти дают инструкцию: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы. Постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано». Маленьким детям можно помочь рассмотреть картинку, называя нарисованные предметы и обращая внимание на то, что их нужно хорошенько запомнить. Таким образом, создаётся установка на запоминание. После того как ребёнок рассмотрел картинку, её убирают, напоминая о том, что через некоторое время (20-30 мин.) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. При воспроизведении можно стимулировать ребёнка словами: «Помнишь, я тебе говорила, что эти предметы надо хорошенько запомнить?»

Запоминание фигур"

Цель – изучение объёма и прочности зрительной памяти. Ребёнку предъявляется ряд из трёх стимулов и предлагается его запомнить. «Посмотри внимательно на эти рисунки и постарайся их запомнить как можно точнее. А теперь найди эти рисунки на таблице». Время экспозиции стимулов произвольно и зависит от задач исследования (обычно 15-30 с). Затем стимулы следует убрать. После этого ребёнку показывают таблицу с 9 стимулами, среди которых он должен найти три стимула, предъявленных ранее. Затем через 20-25 минут без дополнительного предъявления стимулов для запоминания ребёнку показывают таблицу и дают следующую инструкцию: «Помнишь, ты запоминал рисунки? Найди эти рисунки на таблице».

Запоминание расположения картинок"

Цель – выявить особенности зрительной памяти и внимания. Перед ребёнком кладут 5-6 картинок и дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убирают и говорят: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале». При новом предъявлении расположение картинок меняют.

Методика "Опосредованное запоминание" Л. В. Занкова

Цель – изучение возможностей использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов. Выявляются способы опосредования, активный или пассивный его характер, степень использования вспомогательных стимулов при воспроизведении слов, продуктивность воспроизведения и т. д. Ребёнку говорят: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» дам картинку кукла, потому что кукла нужна для игры». Если ребёнок понял инструкцию, то можно начинать исследование. Предъявляя ребёнку картинку для запоминания слова, необходимо получить от него объяснение установленной связи между словом и картинкой. Если ребёнок затрудняется это сделать, то сначала нужно пытаться стимулировать его словами: «Подумай, чем эта картинка напоминает тебе игру» и т. д. Можно задать наводящий вопрос: «Что нужно для игры?» Если и этот вид помощи не помогает, то обследующий сам устанавливает связь между словом и картинкой и при воспроизведении проверяет усвоение этой связи ребёнком. Когда все слова названы и картинки подобраны (складываются стопочкой, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось), обследующий берёт картинки себе. Он может задать ребёнку два-три вопроса отвлекающего характера, например: «Понравилось ли тебе задание?», «Трудно ли было тебе?», «Устал ли ты заниматься?» После этого ребёнку последовательно предъявляются картинки и задаётся вопрос: «Какое слово напоминает тебе эта картинка?» Если ребёнок легко усвоил инструкцию и не проявил никаких затруднений, можно сразу предложить ему методику «Опосредованное запоминание» по А. Н. Леонтьеву.

Методика "Опосредованное запоминание А. Н. Леонтьева

Цель – изучение возможностей использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов. Выявляются способы опосредования, активный или пассивный его характер, степень использования вспомогательных стимулов при воспроизведении слов, продуктивность воспроизведения и т. д. На столе раскладывают рядом девять картинок. Ребёнку предъявляются последовательно пять слов для запоминания. «Ты должен запомнить слова, которые я назову. Для того чтобы ты лучше их запомнил, нужно к каждому слову подбирать такую картинку, которая поможет тебе его запомнить. Скажи, например, какую картинку ты подобрал бы к слову «ночь»?» Если ребёнок выбирает, его спрашивают: «Чем эта картинка напоминает тебе слово «ночь»?» Если ребёнок отвечает правильно, исследование продолжается; причём требуется объяснение каждой установленной связи. Когда все картинки подобраны, можно задать два-три вопроса отвлекающего характера, а затем, последовательно предъявляя ребёнку отобранные картинки, просить его воспроизвести заданные слова. Если ребёнок не понял инструкцию, обследующий должен подробнее разобрать с ним задание. Необходимо объяснить, что, хотя на картинках не нарисована ночь, можно найти такую, которая чем-то напомнит это слово. Обследующий сам подбирает картинку и объясняет в случае необходимости установленную связь. Ребёнка просят подобрать картинку к следующему слову. Иногда бывает достаточно организующей, стимулирующей помощи. В ряде случаев приходится давать объяснение и для второй пары. Когда нет переноса и на третью пару, исследование можно прекратить и попробовать более лёгкий вариант.

"Пиктограмма"

Цель – исследование объёма опосредованной памяти, уровня развития образного мышления. Детям говорят: «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист бумаги только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нём уместились. Качество рисунков роли не играет, можно рисовать что угодно и как угодно, лишь бы это тебе смогло напомнить заданное слово. Вот, например, я задаю первое слово «весёлый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить это выражение?»

"Заучивание 10 слов" (А. Р. Лурия)

Цель – исследование объёма кратковременной памяти, скорости запоминания и отсроченного воспроизведения, устойчивости и концентрации внимания, целенаправленности деятельности (мотивированность действий) при однообразном повторении слов вслед за экспериментатором; способности к пониманию и использованию непривычного способа действия. Детям предлагается внимательно прослушать и запомнить слова. Слова произносятся медленно, с интервалом в 1-2 с «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке». При повторном предъявлении говорят: «Сейчас я повторю те же слова ещё раз. Ты будешь повторять их вслед за мной, причём говорить и те слова, которые уже называл в прошлый раз и новые, какие запомнишь».

"Повторение цифр"

Цель – оценка оперативной памяти, произвольности, концентрации и устойчивости внимания. Ребёнку предлагается запомнить ряд цифр. «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке повтори их. Хорошо? Ну, давай, попробуем. Внимание…» Далее: «Сейчас я скажу тебе ещё несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, будешь говорить в обратном порядке. Вот смотри, например, я говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой эти места на столе). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание!..» Если оба ряда одинаковые по величине воспроизведены неверно при обратном порядке – тестирование прекратить.

"Воспроизведение рассказов"

Цель – исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи. Для детей дошкольного возраста больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл или подтекст. Экспериментатор зачитывает текст. Если экспериментатор выразительно и правильно читает, то это облегчает ребёнку понимание смысла прочитанного. При воспроизведении можно предложить ребёнку: пересказать текст устно, поочерёдно воспроизводить содержание рассказов, воспроизводить 2 рассказа подряд. Если испытуемый не может усвоить содержание короткого рассказа, проводится обучающий эксперимент. В этом случае экспериментатор начинает многократно повторять рассказ, стараясь всеми возможными способами донести его содержание до сознания испытуемого.

Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. – М.: «Просвещение», 1965

Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: «Просвещение», 1964.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Рис. 12а. Наборы фигур к методике "Узнай фигуры"

Рис. 12б. Наборы фигур к методике "Узнай фигуры"

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 88-90.

Методика 12. «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Рис. 13. Набор фигур к методике "Запомни рисунки"

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 13 А, затра­тив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 90-92.

Методика 13. «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема крат­ковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребе­нок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как.я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребен­ку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интер­валом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Рис. 14. Запомни цифры

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет сосед­ний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дваж­ды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же дли­ны, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном поряд­ке — убывающем (рис. 15 А, Б).

Рис. 15. Запомни цифры

В заключение определяется объем кратковременной слухо­вой памяти ребенка, который численно равен полусумме макси­мального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в сред­нем 5—6 цифр.

4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 92-95.

 

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика про­цесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попы­ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо­ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очеред­ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе­нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи­ке (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные по­пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количе­ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

 

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Рис. 16. График заучивания ряда слов от попытки к попытке в мето­дике «Выучи слова».

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 95-96

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...