Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание и познание. Научное познание




ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ОЗО 2010

(НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА)

 

Предмет философии

1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:

А) рефлексией

Б) философией

В) религией

Г) искусством.

2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:

А) гипотезой

Б) парадигмой

В) картиной мира

Г) законом.

3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:

А) повседневного опыта

Б) Священного писания

В) мифологических представлений

Г) философских идей.

4. Для научной картины мира характерно:

А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных

Б) отождествление веры и знания

В) уверенность в существовании Мирового разума

Г) истинное знание причины.

5. Проблемы, решаемые философией, носят __________ характер.

А) частный

Б) стандартный

В) конечный

Г) всеобщий, предельный.

 

6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:

А) мифологии

Б) религии

В) науки

Г) философии.

7. Философия отличается от религии тем, что:

А) познавательная функция для неё является ведущей

Б) обладает большим гуманистическим потенциалом

В) она вырабатывает определенную систему ценностей

Г) она является формой мировоззрения.

8. Гносеология – это философское учение о:

А) познании

Б) природе

В) бытии

Г) человеке.

9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:

А) этика

Б) эргономика

В) эстетика

Г) экономика.

10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:

А) культурология

Б) история философской мысли

В) эпистемология

Г) онтология.

11. Что такое материализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

12. Что такое идеализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

13. Что такое дуализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

14. Что такое монизм?

а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

б) учение, считающее, что существует две субстанции;

в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

15. Что такое плюрализм?

а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

б) учение, считающее, что существует две субстанции;

в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

16. Что такое субъективный идеализм?

а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

в) учение, считающее первичным материальный мир.

17. Что такое объективный идеализм?

а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

в) учение, считающее первичным материальный мир.

18. Что такое агностицизм?

а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ;

б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания;

в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения.

19. Что такое метафизика?

а) учение, познающее мир в его изменении;

б) учение, познающее мир помимо его изменения;

в) философия, стоящая над физикой.

20. Что такое диалектика?

а) учение, познающее явления в их связи друг с другом;

б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом;

в) учение, считающее развитие мира целенаправленным.

21. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:

А) диалектиков и метафизиков

Б) материалистов и идеалистов

В) сенсуалистов и рационалистов

Г) монистов и дуалистов.

22. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:

А) дуализмом

Б) плюрализмом

В) идеализмом

Г) материализмом.

23. Философская позиция дуализма выражается в признании:

А) первичности материи

Б) тождества мышления и бытия

В) первичности идеального

Г) мышления и материи независимыми субстанциями.

24. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:

А) дуалисты

Б) идеалисты

В) материалисты

Г) интуитивисты.

25. Сторонники ______________ считают сознание воплощением мирового разума.

А) объективного идеализма

Б) материализма

В) плюрализма

Г) субъективного идеализма.

26. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции:

А) субъективного идеализма

Б) объективного идеализма

В) дуализма

Г) материализма.

27. Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь», отражает теорию:

А) субъективных идеалистов

Б) умеренных материалистов

В) объективных идеалистов

Г) вульгарных материалистов.

28. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:

А) метафизическим

Б) аксиоматическим

В) диалектическим

В) телеологическим

29. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:

А) методологической

Б) критической

В) аксиологической

Г) прогностической.

30. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.

А) гуманистическим

Б) практическим

В) методологическим

Г) культурно-воспитательным.

31. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:

А) критической

Б) интегральной

В) аксиологической

Г) логической.

32. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:

А) культурно-воспитательной

Б) критической

В) аксиологической

Г) мировоззренческой.

33. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.

А) практическую

Б) мировоззренческую

В) методологическую

Д) гносеологическую.

34. Функция философии, заключающаяся в разработке основных методов познания окружающей действительности, называется:

А) гносеологической

Б) мировоззренческой

В) методологической

Г) критической.

35. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, выполняет свою _______________ функцию.

А) теоретическую

Б) гуманистическую

В) критическую

Г) методологическую.

36. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется:

А) воспитательно-гуманитарной

Б) критической

В) мировоззренческой

Г) гносеологической.

 

Онтология

1. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом:

А) истории

Б) философии

В) искусства

Г) мифологии.

2. Онтологией в философии называется учение о:

А) бытии

Б) законах мышления

В) боге

Г) морали и нравственности.

3. Предельно общие характеристики всего сущего выражаются в категории:

А) бытие

Б) взаимодействие

В) жизнь

Г) сущность.

4. Первоначально, причина и носитель всего сущего – это:

А) элементарные частицы

Б) субстанция

В) вселенная

Г) природа.

5. Категория «субстанция»:

А) Обозначает совокупность всего существующего

Б) Обозначает духовный мир человека

В) Обозначает чувственно-воспринимаемый мир

Г) Выражает идею единства бытия.

6. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется:

А) материей

Б) субстанцией

В) миром

Г) природой.

7. Модель реальности, в которой создаётся эффект присутствия в ней человека, называется:

А) актуальной

Б) объективной

В) виртуальной

Г) субъективной.

8. Что обозначается категорией движения?

а) любое изменение;

б) пространственное перемещение;

в) развитие.

9. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является:

А) количество

Б) пространство

В) движение

Г) время.

10. С точки зрения философии, развитие:

А) присуще природе, обществу и сознанию

Б) характерно только для материальных систем

В) характерно только для социума

Г) наблюдается только в живых системах.

11. Согласно диалектике, источником развития выступает:

А) любое изменение объекта

Б) разрешение внутренних противоречий

В) внешнее воздействие на объект

Г) стремление к установлению равновесия.

12. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием:

А) закон

Б) необходимость

В) отношение

Г) связь.

13. Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть:

А) внешние признаки предмета

Б) то, что можно измерить

В) система необходимых свойств предмета

Г) то, что никогда не изменяется в предмете.

14. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

в) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

г) форма развития спиралеобразна.

15. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

в) форма развития спиралеобразна.

16. Что утверждает закон отрицания отрицания?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

в) форма развития спиралеобразна.

17. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:

А) совокупностью

Б) интегралом

В) моделью

Г) системой.

18.Изменения системы в сторону повышения уровня упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как:

А) онтогенез

Б) движение

В) прогресс

Г) редукцию.

Сознание и познание. Научное познание

1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ___________ взгляда на сознание:

А) мифологического

Б) естественно-научного

В) обыденного

Г) эстетического.

2. Что такое отражение?

а) форма мышления, фиксирующая общие и отличительные признаки предметов и явлений;

б) свойство материи воспроизводить предметами признаков других предметов;

в) приобретение человеком знаний о мире.

3.Способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме называется:

А) эмоцией

Б) сознанием

В) раздражимостью

Г) чувствительностью.

4. Под сознанием в философии понимают:

А) форму непосредственного слияния человека и мира

Б) продукт общественной деятельности людей

В) совокупность различных идеальных процессов

Г) высшую форму психического отражения действительности

Д) всю совокупность присущих человеку психических явлений, состояний и действий.

5. Сознание и бессознательное:

А) взаимосвязаны

Б) взаимодействуют между собой и способны достигать единства

В) изолированы друг от друга

Г) абсолютно противоположны

Д) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека.

6. Креативность сознания выражается в:

А) способности создавать нечто новое

Б) придании смысла предмету сознания

В) отсутствии способности создавать нечто новое

Г) отсутствии смысла в действиях.

7. В структуру сознания включается:

А) темперамент

Б) воля и эмоции

В) рефлексы

Г) инстинкты.

8. Сознание и мышление:

А) взаимосвязаны

Б) активны

В) противоположны друг другу

Г) идеальны

Д) тождественны.

9. Что такое идеальное?

а) способ бытия объекта в психическом мире субъекта;

б) предмет, выступающий представителем другого предмета;

в) способ передачи информации от предмета к предмету.

10. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть:

А) труд

Б) бог

В) ноумен

Г) субъект познания.

11. Источником содержания сознания для материалистов выступает:

А) бессознательное

Б) Бог

В) объективный мир

Г) ощущение.

12. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которой располагает общество или отдельный индивид, есть:

А) представление

Б) концепция

В) познание

Г) знание.

13. По мнению представителей _____________ «знания о вещах изменчивы и текучи, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

А) гносеологического оптимизма

Б) скептицизма

В) догматизма

Г) агностицизма.

14. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает __________ знание.

А) паранаучное

Б) квазинаучное

В) научное

Г) обыденное.

15. Процесс постижения смысла чего-либо есть:

А) интуиция

Б) понимание

В) знание

Г) интроспекция.

16. Придавать смысл вещам и процессам может:

А) само их существование в мире

Б) природа, взятая вне человека

В) лишь человек

Г) все существующие в природе живые существа.

17. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с:

А) восприятием

Б) экспериментом

В) сознанием

Г) интуицией.

18. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями, есть:

А) предсознание

Б) чувственно-аффективный уровень сознания

В) абстрактное мышление

Г) ценностно-волевой уровень сознания.

19. Что такое представление?

а) результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств;

б) образ отдельных чувственных признаков предмета;

в) чувственный образ непосредственно не данных предметов.

20. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется:

А) понятием

Б) переживанием

В) словом

Г) знаком.

21. Что такое эмпирический уровень познания?

а) познание, опирающееся на теоретические конструкции и их же представляющее;

б) познание на основе непосредственного изучения предметов;

в) познание на основе интуиции.

22. К эмпирическому уровню познания относится:

А) построение теории

Б) выдвижение гипотез

В) построение картины мира

Г) анализ фактов.

23. К теоретическому познанию относится:

А) измерение

Б) эксперимент

В) формализация

Г) наблюдение.

24. Что такое рациональное познание?

а) познание в виде живого созерцания предметов и явлений;

б) отражение содержания предметов в обобщенных абстрактных образах;

в) вывод из одних суждений других суждений.

25. К формам рационального познания не относится:

А) восприятие

Б) теория

В) гипотеза

Г) умозаключение.

26. Систему приемом, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют:

А) экспериментом

Б) методом

В) теорией

Г) парадигмой.

27. Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема:

А) истины

Б) соотношения субъекта и объекта познания

В) человека

Г) метода.

28. Согласно классической позиции, истина есть:

А) то, что признается таковым большинством

Б) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

В) правда

Г) соответствие знаний объективной действительности.

29. Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что:

А) истина есть процесс

Б) абсолютной истины не существует

В) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой

Г) истина всегда субъективна

Д) в познании следует стремиться к вечной абсолютной истине.

30. Что такое объективная истина?

а) неопровергаемое знание, полностью отражающее свой предмет;

б) содержание знания, не зависящее от сознания субъекта;

в) знание, которое частично сохранится и в будущем.

31. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии:

А) заблуждение

Б) абсолютность

В) конкретность

Г) абстрактность.

32. Основой преемственности истин является:

А) конкретность истины

Б) относительность истины

В) догматизм

Г) объективность истины.

33. Непреднамеренное искажение знания есть:

А) относительная истина

Б) заблуждение

В) ложь

Г) фантазия.

34. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как:

А) ложь

Б) фантазия

В) объяснение

Г) заблуждение.

35. Что такое заблуждение?

а) знание, рассматривающее предмет в реальных условиях;

б) знание, абсолютизирующее отдельные стороны предмета;

в) предметно-чувственная деятельность человека.

36. Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются):

А) чувственные переживания

Б) самоочевидность и достоверность

В) практика

Г) логические построения.

37. К формам практики как критерия истины не относится:

А) социально-политическая деятельность

Б) идеология

В) общественное производство

Г) научно-экспериментальная деятельность.

38. Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в (во):

А) период великих географических открытий

Б) аграрном обществе

В) время первой научной революции XYII века

Г) постиндустриальном обществе.

39. В научном познании выделяют два уровня:

А) эмпирический и теоретический

Б) новаторский и репродуктивный

В) диалектический и метафизический

Г) эклектический и монистический.

40. На эмпирическом уровне научного познания:

А) обосновываются теории

Б) формулируются законы

В) выдвигаются гипотезы

Г) выявляются внешние связи между предметами.

41. К методам теоретического уровня познания не относится:

А) системный подход

Б) эксперимент

В) структурно-функциональный анализ

42. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть:

А) закон

Б) принцип

В) теория

Г) гипотеза.

43. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть:

А) теория

Б) факт

В) гипотеза

Г) обобщение.

44. Что такое научный факт?

а) изучение предмета таким, каким он дан в восприятии;

б) реальное явление, выступающее основой теоретического обобщения;

в) знание об объекте, воспроизводящем признаки другого объекта.

45. Что такое научная проблема?

а) предположение о чем-либо, достоверность чего должна быть установлена позднее;

б) исследование на основе замещения предмета его аналогом;

в) система вопросов, решение которых важно для науки.

46. Что такое дедукция?

а) изучение предмета путем расчленения его на части;

б) знание, полученное путем обобщения исходных знаний;

в) знание, полученное на основе вывода по законам логики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...