Сознание и познание. Научное познание
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ОЗО 2010 (НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА)
Предмет философии 1. Системно-рационализированное мировоззрение называют: А) рефлексией Б) философией В) религией Г) искусством. 2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется: А) гипотезой Б) парадигмой В) картиной мира Г) законом. 3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе: А) повседневного опыта Б) Священного писания В) мифологических представлений Г) философских идей. 4. Для научной картины мира характерно: А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных Б) отождествление веры и знания В) уверенность в существовании Мирового разума Г) истинное знание причины. 5. Проблемы, решаемые философией, носят __________ характер. А) частный Б) стандартный В) конечный Г) всеобщий, предельный.
6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью: А) мифологии Б) религии В) науки Г) философии. 7. Философия отличается от религии тем, что: А) познавательная функция для неё является ведущей Б) обладает большим гуманистическим потенциалом В) она вырабатывает определенную систему ценностей Г) она является формой мировоззрения. 8. Гносеология – это философское учение о: А) познании Б) природе В) бытии Г) человеке. 9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как: А) этика Б) эргономика В) эстетика Г) экономика. 10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть: А) культурология Б) история философской мысли В) эпистемология Г) онтология. 11. Что такое материализм?
а) учение, считающее первичной материю; б) учение, считающее первичным сознание; в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями. 12. Что такое идеализм? а) учение, считающее первичной материю; б) учение, считающее первичным сознание; в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями. 13. Что такое дуализм? а) учение, считающее первичной материю; б) учение, считающее первичным сознание; в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями. 14. Что такое монизм? а) учение, считающее, что существует только одна субстанция; б) учение, считающее, что существует две субстанции; в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций. 15. Что такое плюрализм? а) учение, считающее, что существует только одна субстанция; б) учение, считающее, что существует две субстанции; в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций. 16. Что такое субъективный идеализм? а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность; б) учение, считающее первичной человеческую духовность; в) учение, считающее первичным материальный мир. 17. Что такое объективный идеализм? а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность; б) учение, считающее первичной человеческую духовность; в) учение, считающее первичным материальный мир. 18. Что такое агностицизм? а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ; б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания; в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения. 19. Что такое метафизика? а) учение, познающее мир в его изменении; б) учение, познающее мир помимо его изменения; в) философия, стоящая над физикой. 20. Что такое диалектика? а) учение, познающее явления в их связи друг с другом; б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом; в) учение, считающее развитие мира целенаправленным.
21. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на: А) диалектиков и метафизиков Б) материалистов и идеалистов В) сенсуалистов и рационалистов Г) монистов и дуалистов. 22. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется: А) дуализмом Б) плюрализмом В) идеализмом Г) материализмом. 23. Философская позиция дуализма выражается в признании: А) первичности материи Б) тождества мышления и бытия В) первичности идеального Г) мышления и материи независимыми субстанциями. 24. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли: А) дуалисты Б) идеалисты В) материалисты Г) интуитивисты. 25. Сторонники ______________ считают сознание воплощением мирового разума. А) объективного идеализма Б) материализма В) плюрализма Г) субъективного идеализма. 26. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции: А) субъективного идеализма Б) объективного идеализма В) дуализма Г) материализма. 27. Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь», отражает теорию: А) субъективных идеалистов Б) умеренных материалистов В) объективных идеалистов Г) вульгарных материалистов. 28. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют: А) метафизическим Б) аксиоматическим В) диалектическим В) телеологическим 29. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется: А) методологической Б) критической В) аксиологической Г) прогностической. 30. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии. А) гуманистическим Б) практическим В) методологическим Г) культурно-воспитательным. 31. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов: А) критической Б) интегральной В) аксиологической Г) логической. 32. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется: А) культурно-воспитательной
Б) критической В) аксиологической Г) мировоззренческой. 33. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию. А) практическую Б) мировоззренческую В) методологическую Д) гносеологическую. 34. Функция философии, заключающаяся в разработке основных методов познания окружающей действительности, называется: А) гносеологической Б) мировоззренческой В) методологической Г) критической. 35. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, выполняет свою _______________ функцию. А) теоретическую Б) гуманистическую В) критическую Г) методологическую. 36. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется: А) воспитательно-гуманитарной Б) критической В) мировоззренческой Г) гносеологической.
Онтология 1. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом: А) истории Б) философии В) искусства Г) мифологии. 2. Онтологией в философии называется учение о: А) бытии Б) законах мышления В) боге Г) морали и нравственности. 3. Предельно общие характеристики всего сущего выражаются в категории: А) бытие Б) взаимодействие В) жизнь Г) сущность. 4. Первоначально, причина и носитель всего сущего – это: А) элементарные частицы Б) субстанция В) вселенная Г) природа. 5. Категория «субстанция»: А) Обозначает совокупность всего существующего Б) Обозначает духовный мир человека В) Обозначает чувственно-воспринимаемый мир Г) Выражает идею единства бытия. 6. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется: А) материей Б) субстанцией В) миром Г) природой. 7. Модель реальности, в которой создаётся эффект присутствия в ней человека, называется: А) актуальной Б) объективной В) виртуальной Г) субъективной. 8. Что обозначается категорией движения? а) любое изменение; б) пространственное перемещение;
в) развитие. 9. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является: А) количество Б) пространство В) движение Г) время. 10. С точки зрения философии, развитие: А) присуще природе, обществу и сознанию Б) характерно только для материальных систем В) характерно только для социума Г) наблюдается только в живых системах. 11. Согласно диалектике, источником развития выступает: А) любое изменение объекта Б) разрешение внутренних противоречий В) внешнее воздействие на объект Г) стремление к установлению равновесия. 12. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием: А) закон Б) необходимость В) отношение Г) связь. 13. Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть: А) внешние признаки предмета Б) то, что можно измерить В) система необходимых свойств предмета Г) то, что никогда не изменяется в предмете. 14. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений? а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; в) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; г) форма развития спиралеобразна. 15. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей? а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; в) форма развития спиралеобразна. 16. Что утверждает закон отрицания отрицания? а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость; б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка; в) форма развития спиралеобразна. 17. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется: А) совокупностью Б) интегралом В) моделью Г) системой. 18.Изменения системы в сторону повышения уровня упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как: А) онтогенез Б) движение В) прогресс Г) редукцию. Сознание и познание. Научное познание 1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ___________ взгляда на сознание: А) мифологического Б) естественно-научного В) обыденного Г) эстетического. 2. Что такое отражение? а) форма мышления, фиксирующая общие и отличительные признаки предметов и явлений; б) свойство материи воспроизводить предметами признаков других предметов;
в) приобретение человеком знаний о мире. 3.Способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме называется: А) эмоцией Б) сознанием В) раздражимостью Г) чувствительностью. 4. Под сознанием в философии понимают: А) форму непосредственного слияния человека и мира Б) продукт общественной деятельности людей В) совокупность различных идеальных процессов Г) высшую форму психического отражения действительности Д) всю совокупность присущих человеку психических явлений, состояний и действий. 5. Сознание и бессознательное: А) взаимосвязаны Б) взаимодействуют между собой и способны достигать единства В) изолированы друг от друга Г) абсолютно противоположны Д) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. 6. Креативность сознания выражается в: А) способности создавать нечто новое Б) придании смысла предмету сознания В) отсутствии способности создавать нечто новое Г) отсутствии смысла в действиях. 7. В структуру сознания включается: А) темперамент Б) воля и эмоции В) рефлексы Г) инстинкты. 8. Сознание и мышление: А) взаимосвязаны Б) активны В) противоположны друг другу Г) идеальны Д) тождественны. 9. Что такое идеальное? а) способ бытия объекта в психическом мире субъекта; б) предмет, выступающий представителем другого предмета; в) способ передачи информации от предмета к предмету. 10. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть: А) труд Б) бог В) ноумен Г) субъект познания. 11. Источником содержания сознания для материалистов выступает: А) бессознательное Б) Бог В) объективный мир Г) ощущение. 12. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которой располагает общество или отдельный индивид, есть: А) представление Б) концепция В) познание Г) знание. 13. По мнению представителей _____________ «знания о вещах изменчивы и текучи, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом». А) гносеологического оптимизма Б) скептицизма В) догматизма Г) агностицизма. 14. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает __________ знание. А) паранаучное Б) квазинаучное В) научное Г) обыденное. 15. Процесс постижения смысла чего-либо есть: А) интуиция Б) понимание В) знание Г) интроспекция. 16. Придавать смысл вещам и процессам может: А) само их существование в мире Б) природа, взятая вне человека В) лишь человек Г) все существующие в природе живые существа. 17. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с: А) восприятием Б) экспериментом В) сознанием Г) интуицией. 18. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями, есть: А) предсознание Б) чувственно-аффективный уровень сознания В) абстрактное мышление Г) ценностно-волевой уровень сознания. 19. Что такое представление? а) результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств; б) образ отдельных чувственных признаков предмета; в) чувственный образ непосредственно не данных предметов. 20. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется: А) понятием Б) переживанием В) словом Г) знаком. 21. Что такое эмпирический уровень познания? а) познание, опирающееся на теоретические конструкции и их же представляющее; б) познание на основе непосредственного изучения предметов; в) познание на основе интуиции. 22. К эмпирическому уровню познания относится: А) построение теории Б) выдвижение гипотез В) построение картины мира Г) анализ фактов. 23. К теоретическому познанию относится: А) измерение Б) эксперимент В) формализация Г) наблюдение. 24. Что такое рациональное познание? а) познание в виде живого созерцания предметов и явлений; б) отражение содержания предметов в обобщенных абстрактных образах; в) вывод из одних суждений других суждений. 25. К формам рационального познания не относится: А) восприятие Б) теория В) гипотеза Г) умозаключение. 26. Систему приемом, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют: А) экспериментом Б) методом В) теорией Г) парадигмой. 27. Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема: А) истины Б) соотношения субъекта и объекта познания В) человека Г) метода. 28. Согласно классической позиции, истина есть: А) то, что признается таковым большинством Б) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации В) правда Г) соответствие знаний объективной действительности. 29. Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что: А) истина есть процесс Б) абсолютной истины не существует В) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой Г) истина всегда субъективна Д) в познании следует стремиться к вечной абсолютной истине. 30. Что такое объективная истина? а) неопровергаемое знание, полностью отражающее свой предмет; б) содержание знания, не зависящее от сознания субъекта; в) знание, которое частично сохранится и в будущем. 31. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии: А) заблуждение Б) абсолютность В) конкретность Г) абстрактность. 32. Основой преемственности истин является: А) конкретность истины Б) относительность истины В) догматизм Г) объективность истины. 33. Непреднамеренное искажение знания есть: А) относительная истина Б) заблуждение В) ложь Г) фантазия. 34. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как: А) ложь Б) фантазия В) объяснение Г) заблуждение. 35. Что такое заблуждение? а) знание, рассматривающее предмет в реальных условиях; б) знание, абсолютизирующее отдельные стороны предмета; в) предметно-чувственная деятельность человека. 36. Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются): А) чувственные переживания Б) самоочевидность и достоверность В) практика Г) логические построения. 37. К формам практики как критерия истины не относится: А) социально-политическая деятельность Б) идеология В) общественное производство Г) научно-экспериментальная деятельность. 38. Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в (во): А) период великих географических открытий Б) аграрном обществе В) время первой научной революции XYII века Г) постиндустриальном обществе. 39. В научном познании выделяют два уровня: А) эмпирический и теоретический Б) новаторский и репродуктивный В) диалектический и метафизический Г) эклектический и монистический. 40. На эмпирическом уровне научного познания: А) обосновываются теории Б) формулируются законы В) выдвигаются гипотезы Г) выявляются внешние связи между предметами. 41. К методам теоретического уровня познания не относится: А) системный подход Б) эксперимент В) структурно-функциональный анализ 42. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть: А) закон Б) принцип В) теория Г) гипотеза. 43. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть: А) теория Б) факт В) гипотеза Г) обобщение. 44. Что такое научный факт? а) изучение предмета таким, каким он дан в восприятии; б) реальное явление, выступающее основой теоретического обобщения; в) знание об объекте, воспроизводящем признаки другого объекта. 45. Что такое научная проблема? а) предположение о чем-либо, достоверность чего должна быть установлена позднее; б) исследование на основе замещения предмета его аналогом; в) система вопросов, решение которых важно для науки. 46. Что такое дедукция? а) изучение предмета путем расчленения его на части; б) знание, полученное путем обобщения исходных знаний; в) знание, полученное на основе вывода по законам логики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|