Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская антропология (философское учение о человеке)




1. Философская антропология, это философское учение о:

А) природе

Б) цивилизации

В) обществе

Г) человеке.

2. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется:

А) гуманистической

Б) социологизаторской

В) рационалистической

Г) натурализаторской.

3. Мировоззренческий принцип, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется:

А) натурализмом

Б) теоцентризмом

В) космоцентризмом

Г) антропоцентризмом.

4. Природные жизненные силы человека проявляются в:

А) задатках

Б) коммуникации

В) нравственных принципах

Г) морали

Д) способностях.

5. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть:

А) индивид

Б) особь

В) личность

Г) гражданин.

6. Духовно–телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть:

А) особь

Б) индивид

В) герой

Г) личность.

7. Личность понимается как:

А) поведенческо-генетическая характеристика человека

Б) субъект общественных отношений

В) природная характеристика человека

Г) продукт общественных отношений

Д) неповторимые своеобразные качества человека.

8. Человека как личность характеризует (-ют):

А) особенности внешности

Б) активная жизненная позиция

В) физическое и психическое здоровье

Г) принадлежность к виду homo sapiens.

9. Ключевыми компонентами в содержании понятия «личность» являются:

А) социальная роль

Б) религиозность

В) темперамент

Г) индивидуальность

Д) принадлежность к миру природы.

10. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения - называется:

А) рефлексией

Б) самоидентификацией

В) самосознанием

Г) самооценкой.

11. Взгляд личности на что-либо есть:

А) убеждение

Б) понятие

В) мнение

Г) интроспекция.

12. Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, являются:

А) природные инстинкты

Б) потребности

В) географические факторы

Г) ценности

Д) социальные нормы.

13. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется:

А) поведением

Б) проектированием

В) трудом

Г) активностью.

14. Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является:

А) Америка

Б) Азия

В) Африка

Г) Австралия.

15. Решающую роль в становлении сознания человека сыграли:

А) хозяйственный уклад

Б) орудийная деятельность

В) географическая среда

Г) субъективные устремления людей

Д) язык.

16. Как называется учение о способах поведения и взаимоотношений между людьми?

а) мораль;

б) нравственность;

в) право;

г) этика.

17. Христианское понимание смысла жизни заключается в:

А) материальном обогащении

Б) преобразовании мира

В) накоплении знаний

Г) спасении.

18. Понятие этики, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, - это:

А) счастье

Б) совесть

В) наслаждение

Г) долг.

19. Этическая позиция, связывающая смысл жизни с наслаждением, характерна для:

А) альтруизма

Б) гедонизма

В) эвдемонизма

Г) стоицизма.

20. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека:

А) эвдемонизм

Б) утилитаризм

В) гедонизм

Г) аскетизм.

21. Принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, заботе о своем «Я» и его интересах даже ценой блага других, называется:

А) утилитаризмом

Б) эгоизмом

В) аскетизмом

Г) прагматизмом.

22. Что такое свобода совести?

а) осознанная необходимость;

б) право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения;

в) право человека не считаться с убеждениями своей совести;

г) способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.

Социальная философия

1. Всё то, что возникло естественным путём, называется:

А) обществом

Б) природой

В) ноосферой

Г) биосферой.

2. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов, есть:

А) ноосфера

Б) атмосфера

В) литосфера

Г) биосфера.

3. Что понимается под природой в социальной философии?

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера и ноосфера;

в) часть материального мира, не созданная людьми, в рамках которой существует и с которой взаимодействует общество;

г) вся материальная действительность.

4. Что такое географическая среда?

а) совокупность предметов и явлений природы, вовлеченных в процесс общественного производства на том или ином историческом этапе;

б) совокупность людей, живущих в определенной стране, части света или на Земле в целом;

в) сфера деятельности человека по созданию материальных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей;

г) биосфера Земли.

5. Под обществом в философии понимают:

А) коллективное бессознательное

Б) продукт взаимодействия людей

В) единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волею их всех

Г) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания.

6. Главными условиями существования и развития общества является (-ются):

А) вера в бога

Б) освоение космоса

В) справедливые отношения между людьми

Г) материальное производство.

7. Что такое общественное бытие?

а) материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу;

б) противоположность общественному небытию;

в) жизнь общества во всех его проявлениях;

г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

8. Какое из указанных явлений относится к общественному бытию?

а) мораль;

б) наука;

в) культура;

г) государство.

9. Какое из указанных явлений относится к общественному сознанию?

а) политика;

б) наука;

в) культура;

г) государство.

10. Что такое способ производства?

а) единство производительных сил и производственных отношений в их конкретно-исторической форме, на определенном этапе общественного развития, в основном определяющее качественную характеристику общества;

б) совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства;

в) деятельность человека по созданию чего-либо, необходимого для удовлетворения материальных или духовных потребностей;

г) приемы и правила обработки различных природных материалов.

11. Важнейшей производительной силой любого общества является:

А) человек

Б) коллектив

В) идеология

Г) право.

12. В структуру современных производительных сил общества не входит (ят):

А) производственно-экономическая инфраструктура

Б) технология производственных процессов

В) научное знание

Г) отношения распределения продуктов производства.

13. К производственным отношениям относятся отношения:

А) между поколениями

Б) распределения продуктов производства

В) межличностные

Г) межнациональные.

14. Укажите правильное положение:

а) производственные отношения объективны, но не материальны;

б) производственные отношения зависят от сознания людей;

в) производственные отношения материальны, так как складываются независимо от субъективных желаний людей;

г) производственные отношения, как и все человеческие отношения, нематериальны.

15. Укажите правильную формулировку соотношения производительных сил и производственных отношений:

а) производительные силы должны соответствовать производственным отношениям;

б) производственные отношения и производительные силы должны друг другу соответствовать;

в) производительные силы могут не соответствовать производственным отношениям;

г) производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

16. Укажите диалектико - материалистическое определение практики:

а) практика – это деятельность человека, направленная на достижение поставленных целей;

б) практика – это чувственное восприятие мира;

в) практика – это только производственная деятельность людей;

г) практика - это сознательная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем.

17. Какой вид деятельности не относится к практике?

а) политическая забастовка;

б) научный эксперимент;

в) предвыборная агитация;

Г) приготовление пищи.

18. Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются _____________ революцией.

А) политической

Б) технической

В) культурной

Г) научной.

19. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется:

А) промышленной

Б) научной

В) биотехнической

Г) неолитической.

20. Мировая история в целом есть:

А) лишь теоретическая конструкция

Б) процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социоисторических организмов

В) процесс возникновения, развития и гибели огромного множества социоисторических организмов

Г) простая последовательность событий.

21. Что такое общественно-экономическая формация?

а) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;

б) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) общественный организм.

22. Какое явление относится к базису в структуре общественно-экономической формации?

а) семья;

б) культура;

в) государство;

г) экономика.

23. Какое явление относится к надстройке в структуре общественно-экономической формации?

а) семья;

б) культура;

в) государство;

г) экономика.

24. Что такое цивилизация?

а) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке;

б) собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

25. Сторонники формационного подхода к истории:

А) уверены, что ход истории определяется свободной волей великих личностей

Б) являются последовательными провиденциалистами

В) считают важнейшими факторами функционирования и развития общества факторы социально-экономические

Г) убеждены, что в основе общественных отношений лежат особенности духовной культуры, менталитета.

26. Цивилизационный подход к истории предполагает:

А) европоцентризм

Б) деление истории на формационные этапы

В) признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур

Г) установление общих закономерностей развития общества.

27. К субъективному фактору исторического процесса относится:

А) деятельность выдающихся исторических личностей

Б) влияние космических излучений

В) проявление исторических закономерностей

Г) промысел бога.

28. Социальная сфера общества включает в себя:

А) общности людей

Б) государственные структуры

В) транснациональные корпорации

Г) средства производства.

29. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является:

А) класс

Б) народность

В) семья

Г) сословие.

30. Что такое общественный класс?

а) большая группа людей, различающаяся по месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам и размерам получаемой ими доли общественного богатства;

б) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;

в) общественный организм;

г) объективно сложившееся в обществе исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью в общественной жизни.

31. Что такое государство?

а) система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определенной цели;

б) исторически конкретная совокупность отношений, характеризующих данный этап развития общества, уровень развития основных его сфер, прежде всего экономической и политико-правовой;

в) основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур;

г) область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами.

32. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть:

А) право

Б) политика

В) религия

Г) мораль.

33. Традиционное общество – это __________ общество.

А) индустриальное

Б) массовое

В) доиндустриальное

Г) информационное.

34. В постиндустриальном обществе на первый план выходит:

А) машиностроение и металлургия

Б) сельское хозяйство

В) сфера услуг, образования и науки

Г) производство товаров массового спроса.

35. Масса в постиндустриальном обществе.

А) предполагает обязательный личный контакт индивидов

Б) воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

В) формируется с помощью коммуникативных технологий

Г) характеризуется личной идентификацией с позицией лидера.

36. Что обозначается категорией прогресса?

а) любое изменение;

б) переход от простого к сложному, от низшего к высшему;

в) развитие;

г) эволюция.

37. Что обозначается категорией регресса?

а) упрощение, упадок, деградация;

б) любое изменение;

в) переход от простого к сложному, от низшего к высшему;

г) развитие.

38. Особенностью современного научно-технического прогресса является:

А) широкое использование электрической энергии

Б) массовое машинное производство

В) создание новых технологий на базе научной теории

Г) автоматизация производства.

39. К негативным социальным последствиям перехода к постиндустриализму современные исследователи относят:

А) усиление социального неравенства

Б) возрастающую роль образования и науки

В) утверждение класса носителей знания в качестве основного

Г) размывание и распад социальных связей

Д) инновационный характер производства.

40. В политической сфере процессы глобализации выражаются в:

А) исчезновении противоречий между отдельными государствами

Б) создании международных организаций и союзов

В) росте числа национально-этнических конфликтов

Г) появлении новых демократических государств.

41. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа:

А) детерминизма

Б) дополнительности

В) эволюции

Г) коэволюции.

42. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI веке, - это:

А) международный терроризм

Б) угроза распространения ВИЧ-инфекции

В) предотвращение мировой термоядерной войны

Г) освоение космоса.

43. Исторический материализм считает основным критерием общественного прогресса:

А) уровень развития производительных сил общества

Б) развития научного знания

В) наличие правового государства

Г) духовное развитие человека.

44. Эволюционный тип развития общества предполагает:

А) реформы

Б) восстания

В) войны

Г) политические перевороты.

45. Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется:

А) культурой

Б) сознанием

В) психикой

Г) божественными заповедями.

46. Что такое культура?

а) весь образ жизни, определяемый социальным окружением и приобретенный индивидом как членом данного общества;

б) процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств; мера человеческого в человеке;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания.

47. Укажите правильное положение:

а) культура – это надстройка общества;

б) культура – это самостоятельный элемент общества, находящийся вне базиса и надстройки;

в) культура – это явление, существующее только в рамках цивилизации;

г) культура – это явление, характеризующее структуру общественно-экономических формаций и цивилизаций.

48. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется:

А) адаптационной

Б) коммуникативной

В) познавательной

Г) аксиологической.

49. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:

А) маргинальной

Б) массовой

В) элитарной

Г) информационной.

50. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во):

А) конце XIX в.

Б) XVIII в.

В) второй половине XX в.

Г) начале XX в.

51. Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является:

А) регулирование темпов роста народонаселения

Б) преодоление дисбаланса в экономическом развитии отдельных стран

В) освоение ресурсов мирового океана

Г) предотвращение III-й мировой войны.

52. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии:

А) «информатизация»

Б) «технологизация»

В) «идеологизация»

Г) «глобализация».

53. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во):

А) росте экономической самостоятельности государств

Б) взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами

В) формировании социально-ориентированной экономики

Г) выходе экономики за национальные рамки.

54. Типичным образованием глобального коммуникационного поля является:

А) субкультура

Б) поп-культура

В) национальная культура

Г) маргинальная культура.

55. Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего:

А) активизировать исследование космоса

Б) разработать международный экологический кодекс

В) изменить потребительское отношение человечества к природе

Г) снизить темпы научно-технического прогресса.

56. Спецификой глобального характера современного общества не является (-ются):

А) высокие темпы развития техники

Б) массовый характер современного производства

В) ускоренное развитие средств массовой коммуникации

Г) постоянная смена философских концепций.

57. Проблема голода и нищеты в отсталых странах

А) Относится к экологическим проблемам

Б) Вообще не является глобальной проблемой

В) Относится к проблеме международного терроризма

Г) Относится к группе проблем межгосударственного характера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...