Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Теоретические проблемы историографического исследования (2 часа)




Курс «История и философия науки»

Раздел «История исторической науки»

Составитель: проф. Г.П. Мягков

Аннотация

Назначение курса - дать аспиранту (соискателю) возможность сконцентрировать внимание на углубленном изучении ключевых проблем истории исторической мысли, эволюции форм историописания, возникновения, распространения и смены исследовательских установок, становления и развития истории как академической дисциплины. На современном этапе под влиянием постнеклассической методологии, «культурного поворота» в социогуманитарном знании рубежа столетий существенно изменились представления о предмете изучения истории историографии, модель историко-историографического анализа, сам статус истории историографии. Не удовлетворяясь результатами, достигнутыми в рамках институциональной, дисциплинарной, национальной историографии, современное науковедение совершило поворот к антропологической парадигме, изменившей видение и понимание роли ученого-историка в историческом познании.

1. Цели освоения дисциплины состоят в том, чтобы выработать у аспирантов (соискателей) рефлексивные установки исследователей, умеющих критически применять историографические и науковедческие подходы к науке и научному знанию, в первую очередь, к изучению функционирования и трансформации исторического знания в социокультурном контексте. Изучение курса нацелено на закрепление профессиональных знаний и навыков, необходимых для преподавательской, научно-исследовательской, культурно-просветительской и экспертно-аналитической работы

Место дисциплины в структуре программы аспирантуры

Раздел «История исторической науки» входит вдисциплину «История и философия науки» – блок Обязательные дисциплины (Б1).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины в соответствии с ФГОС ВО программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Знать:

– место историографического и науковедческого знания в системе исторического и гуманитарного знания; основные историографические понятия;

– основные вехи развития исторической науки, творчество ее виднейших представителей, проблематику исследований, концептуальные модели развития историографических практик;

– представлять картину развития научных сообществ в исторической науке, эволюцию важнейших направлений и школ, судьбы и вклад в науку видных представителей последних;

– основной круг научных исследований и учебных работ, оказавших решающее влияние на развитие исторической науки

Уметь:

– ориентироваться в современном историографическом пространстве, зная историю развития историографического и науковедческого поиска, самостоятельно выделять исследовательские поля и лакуны;

– осуществлять методологическую рефлексию в отношении своей и чуждой интеллектуальной деятельности, анализировать методологические подходы, развиваемые различными историографическими школами

– использовать фундаментальные и прикладные исторические знания в собственной научно-исследовательской деятельности;

Владеть:

– навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по проблематике курса

– демонстрировать способность и готовность: использовать фундаментальные и прикладные исторические знания в собственной научно-исследовательской деятельности

– применять полученные знания на практике

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Программа курса: История историографии. Программа курса к кандидатскому экзамену «История и философия науки» по историческим специальностям / Сост. Репина Л.П. М.: ИВИ РАН 2009. имеется на кафедрах; размещена на сайте ИМОИиВ).

 

Содержание дисциплины

 

Введение. Теоретические проблемы историографического исследования. Предмет и задачи историографического исследования. Основные категории историографического анализа (историческая концепция, историографический факт, историографический источник, парадигма, научная школа). Типы, структура и функции исторического знания.

Историческая мысль античного и средневекового обществ. Ранние формы фиксации исторической информации в Древней Греции. Логографы. Жизнь и творчество Геродота. Исторические взгляды Фукидида. Историческая мысль эпохи эллинизма. Полибий. Римская историография. Особенности исторического мышления античности. «История Рима от основания города» Тита Ливия. Жизнь и творчество Тацита. Светоний.

Ранняя церковная христианская историография. Евсевий Кесарийский. Философия истории Августина Аврелия. Теория четырех монархий как основа средневекового историописания. Истории раннего средневековья. Иордан. Исидор Севильский. Григорий Турский. Беда Достопочтенный. Прокопий Кесарийский. Западноевропейские средневековые хроники. Оттон Фрейзингенский.

Историческая мысль эпохи Возрождения и раннего нового времени. Историческая мысль итальянского Возрождения. Риторическая и эрудитские школы. Политическая школа гуманистической историографии. Н. Макиавелли. Гвиччардини. Научная революция и западноевропейская историческая мысль XVII в. Френсис Бэкон. Эрудиты. "Социальная физика". Основные черты исторической мысли французского Просвещения. Вольтер как историк. Полемика между «германистами» и «романистами». Просвещение в Германии и историческая мысль. Исторические взгляды И.Г. Гердера. Историческая мысль английского Просвещения. Э. Гиббон. Болингброк.

Историческая наука Западной Европы XIX в. Романтизм и историческая мысль. Направления романтической историографии. Философия истории Г.В. Ф. Гегеля. Французская либеральная школа историков первой половины XIX в. Ф. Гизо, О. Тьерри. Исторические взгляды Ж. Мишле. Историческая концепция А. Токвиля. Историческая школа права. Исторические взгляды Л. фон Ранке. Историческая наука в Англии первой половины XIX в. Т. Карлейл. Позитивизм и историческая наука XIX в. О. Конт. Г. Спенсер. И. Тэн. Историческая концепция Г.Т. Бокля. Открытие материалистического понимания истории. Марксизм о фундаментальном значении истории в системе общественных наук. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса по проблемам всеобщей истории. Основная проблематика историографии всеобщей истории второй половины XIX в. Развитие историко-экономического направления. Его достижения в изучении истории древнего мира, средних веков и нового времени. Развитие историко-культурных исследований. Исторические взгляды Я.Буркхардта. Изучение проблем всеобщей истории в России. Т.Г. Грановский. Русская буржуазная историография античной истории. М.С. Куторга. Социально-экономическое направление в русской либеральной историографии. Труды М.М. Ковалевского, П.Г. Виноградова, И.В. Лучицкого, Н.И. Кареева, Д.М. Петрушевского, А.Н. Савина. Их значение в изучении истории средних веков и нового времени. Русское византиноведение.

Проблема кризиса исторической науки конца XIX – начала XX вв. Основные тенденции развития исторической науки в первой половине XX в. Проблема кризиса исторической науки конца XIX – начала XX вв. в современной литературе. Неокантианская теория исторического познания. Философия жизни В. Дильтея. Философия истории немецкого неокантианства. В. Виндельбанд. Г. Риккерт. Теория «идеальных типов» М. Вебера. Проблема специфики исторического познания в русской либеральной историографии начала XX в. Р.Ю. Виппер, А.С. Лаппо-Данилевский. Философия истории А. Тойнби. Французская историческая наука первой половины XX в. Формирование исторической школы "Анналов". М. Блок и, Л. Февр. Историческая наука Великобритании первой половины XX в. Историческая наука Германии 1920-1940-х гг. Историческая наука и нацизм.

Историческая наука во второй половине XX – начала XIХ вв.

Основные тенденции развития английской исторической мысли во второй половине XX в. "Социальная история". Историческая концепция Ф. Броделя. Теоретические взгляды ведущих представителей школы "Анналов" в 1970–1980-е гт. Историческая атропология и история ментальности. Основные закономерности становления и развития советской историографии. Утверждение в советской историографии марксистской концепции всеобщей истории. Труды В.В. Струве, А.И. Неусыхина, Е.А. Косминского, Е.В. Тарле. Изучение истории народной культуры. М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич. Востоковедные исследования. Историческая концепция Л.Н. Гумилева. Кризис отечественной историографии и пути его преодоления.

Постмодернистский вызов историческому познанию. Эпистемологические дискуссии 70-80-х годов. «Лингвистический поворот». Постмодернизм и историческая наука. Гуманизация исторического знания. Основные направления современной исторической мысли. От социальной истории к истории социокультурной.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

Тема 1. Теоретические проблемы историографического исследования (2 часа)

1. Понятие историографии и ее значение для исторической науки. Эволюция понимания предмета историографического исследования в XIX—XX вв.

2. Понятие историографический факт. Соотношение историографического и исторического факта.

3. Понятие историографический источник. Источниковедение историографии Классификация историографических источников.

4. Понятие парадигма в историко-научных исследованиях. Структура парадигмы. Причина и основные этапы научной революции в понимании Т. Куна.

5. Основные объекты историографического изучения. Понятия «направление» и «школа» в профессиональной историографии. Научная школа, основные подходы к изучению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...