Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная тематика рефератов и сообщений




1. История историографии как часть интеллектуальной истории и современные концепции междисциплинарности.

2. История исторической культуры и ее периодизация

3. Понятия «школа» и «направление» в истории историографии.

4. Архаические формы исторического знания (мифы, эпос, теоратический историзм Ветхого Завета).

5. Устная традиция и исторический метод Геродота.

6. Фукидид и его «прагматическая история».

7. «Местные» истории эллинистической эпохи и первая «всеобщая история» Полибия.

8. Традиция римской анналистики и зачатки исторической критики.

9. История, риторика, мораль в греко-римской традиции.

10.История в биографиях великих людей: наследие Плутарха и Светония.

11.Лукиан из Самосаты: первая попытка создания теории историописания.

12.«Последний римский историк» Аммиан Марцеллин.

13.Евсевий Кесарийский и основы христианской хронологии истории.

14.Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории.

15.Истории варварских государств и народов в исторических сочинениях раннего средневековья (Иордан, Григорий Турский, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Павел Диакон).

16.Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого».

17.Скандинавские саги и роль устной традиции.

18.Ранняя византийская историография: Прокопий Кесарийский, Иоанн Малала, Лев Диакон.

19. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв.

20. Поздневизантийская историография: Михаил Дука.

21. Характерные черты средневекового историзма и жанры средневековой историографии.

22. Русская летописная традиция: своеобразие и этапы ее развития.

23. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».

24. Эрудитская школа: открытие первоисточников и их критика (Флавио Биондо и Лоренцо Вала.

25. Историки Флоренции: политическая школа.

26. Риторическая школа и драматизм истории (Леонардо Бруни и Поджо Браччолини).

27. Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции.

28. «Десять диалогов об истории» и концепция всеобщей истории Франческо Патрици.

29. Луи Леруа: идея множественности цивилизаций и история как способ изучения культуры.

30. Историография как гуманитарная наука и идея все общей истории Франсуа Бодуэна.

31. Жан Боден и его «Метод легкого познания истории».

32. Фрэнсис Бэкон: история как опытное знание.

33. Эрудиты и антиквары. Деятельность академий и ученых ассоциаций XVII-XVIII вв.

34. Хронографы и общерусские летописные своды XVI века.

35. Летописание XVII века и местная историография.

36. Русская историческая мысль в первой половине XVIII века и «История Российская» В.Н. Татищева.

37. «Новая наука» и принцип историзма Дж. Вико.

38. Г. Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории».

39. «Философская история» XVIII века: Ш. Монтескье и Вольтер.

40. Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». Что должен знать историк?

41. Ж.-А. Кондорсе и «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

42. «История Англии» Д. Юма и пересмотр исторической традиции.

43. Исторические концепции британских историков-рационалистов У. Робертсона и Э. Гиббона.

44. Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер: методы критики источников в российской историографии XVIII века.

45. Норманнская теория: сторонники и противники.

46. Историческая концепция М.В. Ломоносова.

47. М.М. Щербатов и его «История России с древнейших времен»проблема альтернатив в русской истории.

48. И.Н. Болтин о задачах и методах историографии и объективных факторах истории.

49. И.-Г. Гердер и сравнительно-исторический метод.

50. Историческая культура романтизма: идеализация и «присвоение» прошлого.

51. Историческая школа права (К.-Ф. Савиньи, К.-Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа».

52. Б.-Г. Нибур и приемы исторической критики источников.

53. Всемирная история в «Философии истории» Гегеля.

54. Леопольд фон Ранке и его критический метод.

55. Ф.-Х. Шлоссер и его «Всемирная история».

56. Карл Риттер и историко-географическая школа.

57. О. Тьерри и идея «борьбы рас.

58. Историческая концепция Ф. Гизо.

59. Ж. Мишле: «вживание» в прошлое и воображение историка.

60. Ф. Минье и «История Французской революции».

61. Становление вигской историографической традиции: Генри Галлам и его «Конституционная история Англии».

62. Т.Б. Маколей: «переживание» истории и историческая эссеистика.

63. Томас Карлейль – историк, философ, публицист.

64. Дж.Э. Фроуд и его труды по новой истории.

65. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского.

66.Концепция всемирной истории М.Ф. Орлова.

67.Н.М. Карамзин и «История государства Российского».

68.Скептическая школа в российкой историографии и конструктивно-критический метод (М.Т. Каченовский, Н.С. Арцибашев и др.).

69.Антитеза русской и всемирной истории в работах историков-славянофилов.

70.«История русского народа» Н.А. Полевого.

71.Западничество и государственная школа в историографии России.

72.Исторические взгляды С.М. Соловьева.

73.К. Маркс и материалистическое понимание истории.

74. Позитивистская философия и новая методология истории.

75. Позитивистская историография в Британии.

76. Позитивистская историография во Франции.

77. Немецкая историография во второй половине XIX века.

78. Й. Дройзен и его «Историка».

79. Позитивизм в историографии США.

80. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского.

81. Д.И. Иловайский и концепция государственного быта в «Истории России».

82. К.Н. Бестужев-Рюмин и его вклад в развитие источниковедения и историографии.

83. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского.

84. Проблемы всеобщей истории в работах В.И. Герье.

85. «Русская историческая школа» и складывание социально-экономического направления.

86. Проблемы всеобщей истории, философии истории и теории исторического познания в трудах Н.И. Кареева.

87. История как академическая дисциплина на рубеже XIX и XX вв.

88. Теоретические поиски и критика позитивистской историографии на рубеже XIX и XX вв.

89. Критическое направление в национальных историографиях: Германия.

90. Критическое направление в национальных историографиях: Великобритания.

91. Критическое направление в национальных историографиях: Франция.

92. Критическое направление в национальных историографиях: США.

93. Б. Кроче и его «Теория и история историографии».

94. Р.Ю. Виппер и его критика позитивизма.

94. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения.

95. Исторические взгляды П.Н. Милюкова и проблема диалога культур.

96. С.Ф. Платонов и его школа.

97. Н.П. Павлов-Сильванский и периодизация русской истории.

98. Второе поколение «русской исторической школы» всеобщей истории. Д.М. Петрушевский и А.Н. Савин.

99. И.М. Гревс и культурно-историческое направление в российской историографии всеобщей истории.

100. Теория «культурно-исторического синтеза» Л.П. Карсавина.

101. Глобальные теории исторического процесса в историографии первой половины XX века (О. Шпенглер и А.Дж.Тойнби).

102.Кризис позитивистской историографии и формирование школы «Анналов».

103.Становление социальной истории в британской историографии первой половины XX века.

104.Г. Баттерфилд и наступление на вигскую концепцию истории.

105.Р.Дж. Коллингвуд и его «Идея истории».

106.Ч. Бирд и прогрессистская школа в американской историографии.

107.Ф. Мейнеке о возникновении и развитии историзма.

108.Роль М.Н. Покровского и его школы в становлении советской исторической науки.

109.Расовая теория в историографии Третьего рейха.

110.«Старые» и «новые пути» в историографии середины XX столетия: методологические дискуссии 1950–1960-х годов.

111. «Методологическая революция» школы «Анналов».

112.«Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя.

113.История ментальностей и историческая антропология в трудах Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других представителей третьего поколения школы «Анналов».

114.«Новая социальная история» и ее различные на правления в британской историографии.

115.«Новая экономическая история» и американская клиометрия.

116.Становление социально-критической школы в историографии ФРГ.

117.Советская историография во второй половине XX века (до начала 1990-х годов).

118.Историческая антропология и история повседневности.

119.«Критический поворот» в историографии на рубеже 1980 и 1990-х годов.

120.Дискуссии о соотношении микро- и макроанализа и поиски «другой социальной истории» в зарубежной и российской историографии на рубеже XX и XXI веков.

Курс предполагает использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации, работы с базами данных

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

 

Основная литература

Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964.

Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.: Высшая школа, 1985.

Историография античной истории / под ред. В.И. Кузищина. - М., 1980. См. также элек-тронную копию: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzII/index.htm

Историография истории древнего Востока. В 2 т. / В.И. Кузищин, М.А. Дандамаев, Н.В. Козырева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. М., 2008.

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2000.

Историческая наука сегодня: Теория, методы, перспективы / под ред. Л.П. Репиной. М., 2001.

Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже ХХ-XXI вв. М.: ИВИ РАН, 2012.

Косминский Е.А. Историография средних веков, V в. – середина XIX в. М., 1963.

Маловичко С.И., Румянцева М.Ф. История как строгая наука vs социально ориентированное историописание: монография. Учеб. пособие. Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2013.

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Пособие для вузов. М., 2012 (любое иное издание).

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008, 523 с.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. Л., 1982.

Античная историческая мысль и историография: Практикум-хрестоматия для студентов исторических факультетов университетов / авторы-составители А.В. Махлаюк, И.Е. Суриков; под общей ред. А.В. Махлаюка. М.: КДГ, 2008.

Историописание и историческая культура западноевропейского Средневековья: В 3-х книгах / авторы-составители М.С. Бобкова, С.Г. Мереминский, А.И. Сидоров. М.: ИВИ РАН, 2010. Кн. 1: IV–IX века; Кн. 2: X–XIV века; Кн. 3: XV–XVII века.

Дополнительная литература:

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt

Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. Ч. 1–2. Изд. 2-е. М.: «ЛИБРОКОМ», 2013 (1-е изд.: Л., 1929-1930).

Вебер В.Г. Историографические проблемы. М., 1974.

Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. http://all-ebooks.com/2010/01/06/86634-istoricheskijj-sintez-i-shkola-annalov.html; http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181257530-istoricheskij-sintez-i-shkola-annalov.html

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2.

История и историки в прошлом и настоящем / Под общей ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2013.

Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 10-14; 195-207. http://www.krotov.info/libr_min/11_k/kol/lingvud_00.htm; http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/History/kollin/index.php

Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. http://stavroskrest.ru/sites/default/ files/files/books/tomas_kun.pdf; http://leftinmsu.narod.ru/library_files/books/Kun.html

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX в. Томск: ТомГУ, 2001–2008: Вып. I. Кризис историзма. Томск, 2001; Вып. II. Становление «новой исторической науки», Томск, 2003; Вып. III. Историографическая революция. Томск, 2008.

Мягков Г.П. Научное сообщество в исторической науке: опыт «русской исторической школы». Казань, 2000.

Нечкина М.В. В.О. Ключевский: история жизни и творчества. М., 1974.

Нечухрин А.Н. Смена парадигм в российской историографии всеобщей истории (80-е годы XIX в. – 1917 г.). Гродно, 2004.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

Портреты историков. Время и судьбы. Т. 1-5 / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов, Л.Т. Мильская. М.; Иерусалим, 2000-2010.

Про А. Двенадцать уроков истории. М., 2000.

Репина Л.П. «Новая историческая наук» и социальная история. Изд. 2, испр и доп. М., 2009.

Свешников А.В. Петербургская школа медиевистов начала ХХ века. попытка антропологического анализа научного сообщества. Омск, 2010.

Синицын О.В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце XIX – начале XX в. Казань, 1998.

Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы ’’Анналов’’. М., 1993.

Тимофей Николаевич Грановский: идея всеобщей истории. Статьи. Тексты / под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.

Тош Д. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М., 2000. http://all-ebooks.com/2009/08/23/60660-stremlenie-k-istine.-kak-ovladet.html

Тоштендаль Р. «Новые результаты» и «научные революции» в истории // Диалог со временем. 43. М.: ИВИ РАН, 2013. С. 5-23.

Трубникова Н.В. Историческое движение «Анналов»: традиции и новации. Томск, 2007.

Умбрашко К.Б. Историография отечественной истории. Ч. 1-2. Новосибирск, 2008-2009.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 [1986].

Фролов Э.Д. Факел Прометея (Очерки античной общественной мысли). Л., 1981.

Шарифжанов И.И.Английская историография в XX веке. Основные теоретико-методо­логические тенденции, школы и направления. Казань, 2004.

Статьи по современной историографии и методологии истории в альманахах:

CLIO MODERNA. Зарубежная история и историография. Вып. 1–8. Казань, 1999–2010.

Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. Вып. 1–56. М., 1999–2016.

Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 1-5. М., 1996-2005.

Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 1–28. Томск, 1963–2007.

Мир историка: историографический сборник. Вып. 1–10. Омск, 2005–2015.

Одиссей. Человек в истории. 1989–2014. М., 1989-2014.

 

8. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...