Примерная тематика рефератов и сообщений
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. История историографии как часть интеллектуальной истории и современные концепции междисциплинарности. 2. История исторической культуры и ее периодизация 3. Понятия «школа» и «направление» в истории историографии. 4. Архаические формы исторического знания (мифы, эпос, теоратический историзм Ветхого Завета). 5. Устная традиция и исторический метод Геродота. 6. Фукидид и его «прагматическая история». 7. «Местные» истории эллинистической эпохи и первая «всеобщая история» Полибия. 8. Традиция римской анналистики и зачатки исторической критики. 9. История, риторика, мораль в греко-римской традиции. 10.История в биографиях великих людей: наследие Плутарха и Светония. 11.Лукиан из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. 12.«Последний римский историк» Аммиан Марцеллин. 13.Евсевий Кесарийский и основы христианской хронологии истории. 14.Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. 15.Истории варварских государств и народов в исторических сочинениях раннего средневековья (Иордан, Григорий Турский, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Павел Диакон). 16.Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого». 17.Скандинавские саги и роль устной традиции. 18.Ранняя византийская историография: Прокопий Кесарийский, Иоанн Малала, Лев Диакон. 19. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. 20. Поздневизантийская историография: Михаил Дука. 21. Характерные черты средневекового историзма и жанры средневековой историографии. 22. Русская летописная традиция: своеобразие и этапы ее развития. 23. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».
24. Эрудитская школа: открытие первоисточников и их критика (Флавио Биондо и Лоренцо Вала. 25. Историки Флоренции: политическая школа. 26. Риторическая школа и драматизм истории (Леонардо Бруни и Поджо Браччолини). 27. Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. 28. «Десять диалогов об истории» и концепция всеобщей истории Франческо Патрици. 29. Луи Леруа: идея множественности цивилизаций и история как способ изучения культуры. 30. Историография как гуманитарная наука и идея все общей истории Франсуа Бодуэна. 31. Жан Боден и его «Метод легкого познания истории». 32. Фрэнсис Бэкон: история как опытное знание. 33. Эрудиты и антиквары. Деятельность академий и ученых ассоциаций XVII-XVIII вв. 34. Хронографы и общерусские летописные своды XVI века. 35. Летописание XVII века и местная историография. 36. Русская историческая мысль в первой половине XVIII века и «История Российская» В.Н. Татищева. 37. «Новая наука» и принцип историзма Дж. Вико. 38. Г. Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории». 39. «Философская история» XVIII века: Ш. Монтескье и Вольтер. 40. Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». Что должен знать историк? 41. Ж.-А. Кондорсе и «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». 42. «История Англии» Д. Юма и пересмотр исторической традиции. 43. Исторические концепции британских историков-рационалистов У. Робертсона и Э. Гиббона. 44. Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер: методы критики источников в российской историографии XVIII века. 45. Норманнская теория: сторонники и противники. 46. Историческая концепция М.В. Ломоносова. 47. М.М. Щербатов и его «История России с древнейших времен»проблема альтернатив в русской истории. 48. И.Н. Болтин о задачах и методах историографии и объективных факторах истории. 49. И.-Г. Гердер и сравнительно-исторический метод.
50. Историческая культура романтизма: идеализация и «присвоение» прошлого. 51. Историческая школа права (К.-Ф. Савиньи, К.-Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа». 52. Б.-Г. Нибур и приемы исторической критики источников. 53. Всемирная история в «Философии истории» Гегеля. 54. Леопольд фон Ранке и его критический метод. 55. Ф.-Х. Шлоссер и его «Всемирная история». 56. Карл Риттер и историко-географическая школа. 57. О. Тьерри и идея «борьбы рас. 58. Историческая концепция Ф. Гизо. 59. Ж. Мишле: «вживание» в прошлое и воображение историка. 60. Ф. Минье и «История Французской революции». 61. Становление вигской историографической традиции: Генри Галлам и его «Конституционная история Англии». 62. Т.Б. Маколей: «переживание» истории и историческая эссеистика. 63. Томас Карлейль – историк, философ, публицист. 64. Дж.Э. Фроуд и его труды по новой истории. 65. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского. 66.Концепция всемирной истории М.Ф. Орлова. 67.Н.М. Карамзин и «История государства Российского». 68.Скептическая школа в российкой историографии и конструктивно-критический метод (М.Т. Каченовский, Н.С. Арцибашев и др.). 69.Антитеза русской и всемирной истории в работах историков-славянофилов. 70.«История русского народа» Н.А. Полевого. 71.Западничество и государственная школа в историографии России. 72.Исторические взгляды С.М. Соловьева. 73.К. Маркс и материалистическое понимание истории. 74. Позитивистская философия и новая методология истории. 75. Позитивистская историография в Британии. 76. Позитивистская историография во Франции. 77. Немецкая историография во второй половине XIX века. 78. Й. Дройзен и его «Историка». 79. Позитивизм в историографии США. 80. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского. 81. Д.И. Иловайский и концепция государственного быта в «Истории России». 82. К.Н. Бестужев-Рюмин и его вклад в развитие источниковедения и историографии. 83. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского. 84. Проблемы всеобщей истории в работах В.И. Герье. 85. «Русская историческая школа» и складывание социально-экономического направления. 86. Проблемы всеобщей истории, философии истории и теории исторического познания в трудах Н.И. Кареева.
87. История как академическая дисциплина на рубеже XIX и XX вв. 88. Теоретические поиски и критика позитивистской историографии на рубеже XIX и XX вв. 89. Критическое направление в национальных историографиях: Германия. 90. Критическое направление в национальных историографиях: Великобритания. 91. Критическое направление в национальных историографиях: Франция. 92. Критическое направление в национальных историографиях: США. 93. Б. Кроче и его «Теория и история историографии». 94. Р.Ю. Виппер и его критика позитивизма. 94. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения. 95. Исторические взгляды П.Н. Милюкова и проблема диалога культур. 96. С.Ф. Платонов и его школа. 97. Н.П. Павлов-Сильванский и периодизация русской истории. 98. Второе поколение «русской исторической школы» всеобщей истории. Д.М. Петрушевский и А.Н. Савин. 99. И.М. Гревс и культурно-историческое направление в российской историографии всеобщей истории. 100. Теория «культурно-исторического синтеза» Л.П. Карсавина. 101. Глобальные теории исторического процесса в историографии первой половины XX века (О. Шпенглер и А.Дж.Тойнби). 102.Кризис позитивистской историографии и формирование школы «Анналов». 103.Становление социальной истории в британской историографии первой половины XX века. 104.Г. Баттерфилд и наступление на вигскую концепцию истории. 105.Р.Дж. Коллингвуд и его «Идея истории». 106.Ч. Бирд и прогрессистская школа в американской историографии. 107.Ф. Мейнеке о возникновении и развитии историзма. 108.Роль М.Н. Покровского и его школы в становлении советской исторической науки. 109.Расовая теория в историографии Третьего рейха. 110.«Старые» и «новые пути» в историографии середины XX столетия: методологические дискуссии 1950–1960-х годов. 111. «Методологическая революция» школы «Анналов». 112.«Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя. 113.История ментальностей и историческая антропология в трудах Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других представителей третьего поколения школы «Анналов».
114.«Новая социальная история» и ее различные на правления в британской историографии. 115.«Новая экономическая история» и американская клиометрия. 116.Становление социально-критической школы в историографии ФРГ. 117.Советская историография во второй половине XX века (до начала 1990-х годов). 118.Историческая антропология и история повседневности. 119.«Критический поворот» в историографии на рубеже 1980 и 1990-х годов. 120.Дискуссии о соотношении микро- и макроанализа и поиски «другой социальной истории» в зарубежной и российской историографии на рубеже XX и XXI веков. Курс предполагает использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации, работы с базами данных
Основная литература Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.: Высшая школа, 1985. Историография античной истории / под ред. В.И. Кузищина. - М., 1980. См. также элек-тронную копию: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzII/index.htm Историография истории древнего Востока. В 2 т. / В.И. Кузищин, М.А. Дандамаев, Н.В. Козырева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. М., 2008. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2000. Историческая наука сегодня: Теория, методы, перспективы / под ред. Л.П. Репиной. М., 2001. Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже ХХ-XXI вв. М.: ИВИ РАН, 2012. Косминский Е.А. Историография средних веков, V в. – середина XIX в. М., 1963. Маловичко С.И., Румянцева М.Ф. История как строгая наука vs социально ориентированное историописание: монография. Учеб. пособие. Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2013. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Пособие для вузов. М., 2012 (любое иное издание). Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008, 523 с. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. Л., 1982. Античная историческая мысль и историография: Практикум-хрестоматия для студентов исторических факультетов университетов / авторы-составители А.В. Махлаюк, И.Е. Суриков; под общей ред. А.В. Махлаюка. М.: КДГ, 2008. Историописание и историческая культура западноевропейского Средневековья: В 3-х книгах / авторы-составители М.С. Бобкова, С.Г. Мереминский, А.И. Сидоров. М.: ИВИ РАН, 2010. Кн. 1: IV–IX века; Кн. 2: X–XIV века; Кн. 3: XV–XVII века.
Дополнительная литература: Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. Ч. 1–2. Изд. 2-е. М.: «ЛИБРОКОМ», 2013 (1-е изд.: Л., 1929-1930). Вебер В.Г. Историографические проблемы. М., 1974. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. http://all-ebooks.com/2010/01/06/86634-istoricheskijj-sintez-i-shkola-annalov.html; http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181257530-istoricheskij-sintez-i-shkola-annalov.html Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2. История и историки в прошлом и настоящем / Под общей ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2013. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 10-14; 195-207. http://www.krotov.info/libr_min/11_k/kol/lingvud_00.htm; http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/History/kollin/index.php Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. http://stavroskrest.ru/sites/default/ files/files/books/tomas_kun.pdf; http://leftinmsu.narod.ru/library_files/books/Kun.html Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX в. Томск: ТомГУ, 2001–2008: Вып. I. Кризис историзма. Томск, 2001; Вып. II. Становление «новой исторической науки», Томск, 2003; Вып. III. Историографическая революция. Томск, 2008. Мягков Г.П. Научное сообщество в исторической науке: опыт «русской исторической школы». Казань, 2000. Нечкина М.В. В.О. Ключевский: история жизни и творчества. М., 1974. Нечухрин А.Н. Смена парадигм в российской историографии всеобщей истории (80-е годы XIX в. – 1917 г.). Гродно, 2004. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985. Портреты историков. Время и судьбы. Т. 1-5 / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов, Л.Т. Мильская. М.; Иерусалим, 2000-2010. Про А. Двенадцать уроков истории. М., 2000. Репина Л.П. «Новая историческая наук» и социальная история. Изд. 2, испр и доп. М., 2009. Свешников А.В. Петербургская школа медиевистов начала ХХ века. попытка антропологического анализа научного сообщества. Омск, 2010. Синицын О.В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце XIX – начале XX в. Казань, 1998. Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы ’’Анналов’’. М., 1993. Тимофей Николаевич Грановский: идея всеобщей истории. Статьи. Тексты / под ред. Л.П. Репиной. М., 2006. Тош Д. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М., 2000. http://all-ebooks.com/2009/08/23/60660-stremlenie-k-istine.-kak-ovladet.html Тоштендаль Р. «Новые результаты» и «научные революции» в истории // Диалог со временем. 43. М.: ИВИ РАН, 2013. С. 5-23. Трубникова Н.В. Историческое движение «Анналов»: традиции и новации. Томск, 2007. Умбрашко К.Б. Историография отечественной истории. Ч. 1-2. Новосибирск, 2008-2009. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 [1986]. Фролов Э.Д. Факел Прометея (Очерки античной общественной мысли). Л., 1981. Шарифжанов И.И.Английская историография в XX веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. Казань, 2004. Статьи по современной историографии и методологии истории в альманахах: CLIO MODERNA. Зарубежная история и историография. Вып. 1–8. Казань, 1999–2010. Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. Вып. 1–56. М., 1999–2016. Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 1-5. М., 1996-2005. Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 1–28. Томск, 1963–2007. Мир историка: историографический сборник. Вып. 1–10. Омск, 2005–2015. Одиссей. Человек в истории. 1989–2014. М., 1989-2014.
8. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|