Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 9. Образование: обучение и воспитание




Литература: [1], с. 256-314; [2], с. 97-118; [4], с. 36-58; [15], с. 73-105.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию «образование».

2. Опишите образование как общечеловеческую ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.

3. Какова структура педагогического процесса?

4. Охарактеризуйте методы, средства и формы организации обучения.

5. Сравните процессы воспитания и обучения с позиции психолого-педагогического взаимодействия.

 

 

Методические указания к выполнению и оформлению контрольных заданий

По дисциплине предусмотрено написание контрольной работы. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с установленными требованиями к выполнению и оформлению контрольных заданий.

Ознакомившись с программой дисциплины, студент должен выбрать вариант контрольной работы в соответствии с номером зачетной книжки. В процессе выполнения контрольной работы студент должен не только собрать материал, тщательно изучив рекомендованную литературу, но и провести серьезную обработку изученного материала: сравнение фактов, явлений, процессов, их анализа, обобщение материала всей темы.

Выполнение данной работы является одной из важнейших форм самостоятельного изучения учебных предметов в вузе и преследует следующие цели:

- более углубленное ознакомление с одной из основных тем дисциплины;

- формирование умения ориентироваться в учебной, а также в научной литературе и работать с ней;

- выработка навыков самостоятельной аналитической работы.

После выбора тем студент, прежде всего, должен изучить соответствующие разделы учебников, учебных и справочных пособий, другую научную литературу по теме (не менее 2-3 наименований). На этой основе составляется план контрольной работы, в котором должны быть раскрыты основные вопросы. План работы должен включать введение, основную смысловую часть (по пунктам или параграфам) и заключение (основные выводы).

После изучения необходимой литературы студент должен обработать весь полученный материал и дать самостоятельное изложение материала темы. Не следует ограничиваться только учебниками, а необходимо изучить монографическую литературу, близкую к теме, и статьи журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Педагогика», «Профессиональное образование» и др. Необходима специальная работа над понятийным аппаратом, использование справочной литературы для ознакомления с персоналиями, научными теориями и концепциями. Простое переписывание текста из литературных источников не допускается. Работа должна быть написана стилистически ясным и грамотным языком.

Следует обратить внимание на оформление работы. При этом необходимо придерживаться следующих правил:

1. Работа должна быть выполнена на листах формата А4. Объем работы должен составлять 15-20 страниц машинописного текста: шрифт Times New Roman; 14 пт.; интервал – полуторный. Однако объем может варьироваться в зависимости от сложности и характера темы. Страницы следует пронумеровать и оставить поля для возможных замечаний преподавателя.

2. Титульный лист работы должен быть сделан по образцу (см. Приложение 1).

3. На второй странице работы (см. Приложение 2) указывается план изложения темы (содержание), на последней – список используемой литературы. Каждый вопрос необходимо рассматривать отдельно, выделяя его в самостоятельную рубрику. Приводимые в работе цитаты, фактический и цифровой материал необходимо сопровождать ссылками на источник непосредственно в тексте или в сноске, указывая автора, название первоисточника, место издания, издательство, год издания, страницу.

Работа должна выполняться строго по варианту. Задания другого варианта не засчитываются. В каждом варианте два вопроса: первый – представляет собой теоретический реферат по теме, второй – состоит из описания результатов прохождения диагностирующей методики, а также их анализа.

После получения прорецензированной работы, как незачтенной, так и зачтенной, студент должен исправить все отмеченные преподавателем (рецензентом) ошибки и недочеты; выполнить все его рекомендации. В случае незачета работы вся работа должна быть выполнена заново.

Исправленная и дополненная работа сдается с ранее прорецензированной. Поэтому рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце списка использованной литературы несколько чистых листов для всех исправлений и дополнений в соответствии с указаниями рецензента.

Контрольные работы, выполненные без соблюдения указанных правил, не засчитываются и возвращаются студенту для переработки.

Контрольную работу следует подписать, поставить дату её выполнения и представить в сроки, определённые факультетом. Если работа оценена положительно, то студент допущен к собеседованию на зачете.

 

Тематика контрольных заданий.

Вариант (номер темы) контрольной работы соответствует шифру зачетной книжки студента (без учета года поступления в вуз). При условии, если шифр зачетной книжки превышает количество тем, выбирается кратный шифру вариант (см. таблицу).

№№ варианта Шифр зачетной книжки
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.        
8.        
9.        
10.        
11.        
12.        
13.        
14.        
15.        
16.        
17.        
18.        
19.        
20.        
21.        
22.        
23.        
24.        
25.        
26.        
27.        
28.        
29.        
30.        

 

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1. Понятие самоорганизации, особенности и проявление. Интегральность самоорганизации.

2. Результаты теста Е.Ю. Мандриковой на уровень самоорганизации деятельности и их анализ.

Вариант 2.

1. Саморегуляция, самоуправление, саморазвитие.

2. Результаты теста Дж. Стивенсона на уровень зрелости сознания и самосознания и их анализ.

Вариант 3.

1. Самообразование как система умственного и мировоззренческого самовоспитания.

2. Результаты теста на интеллект (IQ) и их анализ.

Вариант 4.

1. Взаимосвязь самоорганизации и самообразования.

2. Результаты методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности» и их анализ.

Вариант 5.

1. Дуальность природы человека: соотношение биологического и социального, души и тела в человеке.

2. Результаты теста «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (в адаптации Н.В. Паниной) и их анализ.

Вариант 6.

1. Человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними.

2. Результаты теста «Опросник межличностных отношений (ОМО)» (А.А. Рукавишников) и их анализ.

Вариант 7.

1. Факторы, влияющие на формирование личности.

2. Результаты планирования методом «Альпы» на одну неделю и их анализ.

Вариант 8.

1. Возрастная периодизация. Теория Э.Эриксона.

2. Результаты методики С.Р.Пантелеева на исследование самоотношения и их анализ.

Вариант 9.

1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: З.Фрейд.

2. Результаты оценки проявления общей дезадаптации и их анализ.

Вариант 10.

1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Дж.Уотсон.

2. Результаты опросника А.К. Осницкого на социально-психологическую адаптивность (СПА) и их анализ.

Вариант 11.

1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: А.Маслоу.

2. Результаты теста самоактуализации и их анализ.

Вариант 12.

1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Г. Олпорт.

2. Результаты теста Л.Л. Терстоуна «Скрытые фигуры» и их анализ.

Вариант 13.

1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Д. Кеттел.

2. Результаты теста Кеттела «16-ти факторный личностный опросник» и их анализ.

Вариант 14.

1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Л.С. Выготский.

2. Результаты теста В. Павлова на выявление готовности к саморазвитию и их анализ.

Вариант 15.

1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: С.Л. Рубинштейн.

2. Результаты теста определения направленности личности и их анализ.

Вариант 16.

1. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии: Дж. Келли.

2. Результаты теста Кеттела «16-ти факторный личностный опросник» и их анализ.

Вариант 17.

1. Социальная направленность, социальный опыт.

2. Результаты методики «Способность самоуправления» и их анализ.

Вариант 18.

1. Интеллект и самосознание личности.

2. Результаты теста Н.С. Копеиной по изучению индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) и их анализ.

Вариант 19.

1. Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности.

2. Результаты теста Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» и их анализ.

Вариант 20.

1. Целеполагание деятельности. Требования к постановке целей деятельности.

2. Результаты заполнения матрицы Эйзенхауэра на одну неделю и их анализ.

Вариант 21.

1. Планирование деятельности: кратко-, средне- и долгосрочное.

2. Результаты постановки целей деятельности (на день, месяц, год) и их анализ с помощью технологии SMART.

Вариант 22.

1. Продуктивная деятельность: показатели, уровни продуктивности.

2. Результаты проведения методики хронометража в течение одного рабочего дня и их анализ.

Вариант 23.

1. Темперамент: понятие и структура, свойства и типы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

2. Результаты теста Г. Айзенка и их анализ.

Вариант 24.

1. Темпо-ритмические характеристики человека. Физический, психический и интеллектуальный ритмы человека.

2. Результаты методики определения суточных биоритмов и их анализ.

Вариант 25.

1. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей и мотивов.

2. Результаты теста Х.Зиверта внешней и внутренней мотивации и их анализ.

Вариант 26.

1. Понятие и структура характера. Формирование характера. Акцентуации характера.

2. Результаты теста Леонгарда-Шмишека и их анализ.

Вариант 27.

1. Потенциал личности. Самомотивация. Модель самоорганизующейся личности.

2. Результаты опросника Милорадовой и Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации» и их анализ.

Вариант 28.

1. Эмоции и чувства личности. Психологическая устойчивость личности.

2. Результаты опросника «Самочувствие, активность, настроение» (САН) и их анализ.

Вариант 29.

1. Самоопределение, профессиональный и личностный рост. Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории.

2. Результаты методики А.А. Азбель по изучению статусов профессиональной идентичности и их анализ.

Вариант 30.

1. Механизмы психологической защиты личности.

2. Результаты «Опросника структуры психологических защит (тест СПЗ)» и их анализ.

Вопросы к зачету по дисциплине

 

На зачете студенту предлагаются один вопрос (из продвинутого уровня) и одно практическое задание (из высокого уровня сформированности компетенций). Сформированность базового уровня связана с выполнением основных заданий в течение семестра и выражена в подготовке и защите контрольной работы. Критериями ответа на вопросы зачета являются: полнота ответа, аргументированность и самостоятельность изложения.

Продвинутый уровень

1. Охарактеризуйте сущность понятий: человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность и укажите взаимосвязь между ними.

2. Объясните, в чем заключается системный подход к пониманию человека.

3. Перечислите основные факторы развития личности и укажите значение каждого.

4. Расскажите, какие основные периоды в развитии проходит человек (можно использовать любую возрастную классификацию развития).

5. Перечислите основные психологические теории личности, кратко охарактеризовав предмет исследования.

6. Дайте определение деятельности и представьте схематично структуру деятельности.

7. Расскажите основное назначение техники SMART при постановке целей деятельности

8. Объясните специфику краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования деятельности с учетом конкретной методики планирования.

9. Охарактеризуйте, в чем заключается техника хронометража в анализе продуктивной деятельности.

10. Объясните суть темпо-ритмических характеристик человека.

11. Покажите взаимосвязь индивидуального стиля деятельности (в том числе учебной) от темперамента и других личностных особенностей.

12. Что собой представляет потребностно-мотивационная сфера личности и каковы возможности ее диагностирования?

13. Опишите понятие профессиональной карьеры и охарактеризуйте основные этапы ее планирования.

14. Объясните значение и особенности самообразовательной деятельности человека.

15. Опишите возможности корпоративного образования в системе образования Российской Федерации.

 

Высокий уровень

1. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): У девочки отмечается медленность в моторике и речи, мышлении, других психических процессах, возникновении чувств, переключении с одной деятельности на другую. Ответ объясните.

2. Представьте на кольцах Эйлера понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

3. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Дамир отличается от своих сверстников сообразительностью, образным мышлением. Ответ объясните.

4. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Василий студент группы ТТ- 2-15. Ответ объясните.

5. Назовите основные методы самообразования, покажите их особенности, преимущества и ограничения.

6. Определите, какие понятия (индивид, субъект, личность, индивидуальность) можно использовать к живому существу, выделенному в примере (ответ обоснуйте): Рабочий Н. рассказал на молодежном собрании о своем распределении времени между занятиями спортом и учебой. Ответ объясните.

7. Представьте схематично структуру личности согласно идеям З.Фрейда и кратко опишите содержание её компонентов.

8. Укажите основные проявления самоорганизация (т.е. что характерно для самоорганизующейся личности).

9. Назовите характеристики самоактуализирующихся людей и объясните те основания, с помощь которых они были сформулированы.

10. Укажите с помощью кругов Эйлера, составляющих содержание понятий, взаимосвязь между понятиями: самоорганизация, саморазвитие, самоуправление, самообразование.

11. Опишите сущностные характеристики самообразования.

12. Расскажите, как менялось отношение к самообразованию личности в истории человечества.

13. Опишите наполнение основных умений самообразовательной деятельности и проанализируйте уровень их развитости у себя.

14. Проведите сравнение объективистской и субъективистской антропологических концепций.

15. Расскажите о роли самообразования в жизни великих людей (достаточно одного примера).

 

 

Тестовые задания

1. Выберите один правильный ответ:

Способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения, это –

а) самоорганизация личности б) самообразование личности в) самоуправление личности г) саморазвитие личности д) самовоспитание личности е) нет правильного ответа.

 

2. Выберите один правильный ответ:

Подход к изучению самоорганизации через выделение и изучение свойств или комплекса свойств, которые образуют или детерминируют такое психологическое качество как организованность, характеризует подход:

а) деятельностный б) личностный в) интегрированный г) технический д) кибернетический е) нет правильного ответа.

 

3. Вставьте пропущенные слова:

Личность (в широком смысле) – это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей и качеств, которые характеризуют его как ___________ (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как ___________ преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней.).

 

4. Сформулируйте определение Человека:

Установите соответствие между умениями самообразования и их характеристиками:

1. Познавательно-коммуникативные 2. Организационные А) умения библиографического, документального и фактографического информационного поиска; работать в различных режимах поиска; тезировать, аннотировать и реферировать источники
3. Информационно-поисковые 4. Контролирующие Б) умения организовать самостоятельную работу; понимать предложенные цели, формировать их самому, рассчитывать свои силы с учетом имеющихся в распоряжении знаний и целей самообразования; составлять план работы…

 

5. Представления об идеальном человеке в первобытном обществе связано с:

а) гармоничным сочетанием интеллектуального и физического

б) подготовкой членов военной общины, военно-патриотическое воспитание

в) формированием человека в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости от страта

г) практическим воспитанием и формированием трудовых навыков

д) формированием нравственности - «чистоты сердца», достигаемой путем соблюдения постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам

 

6. Выберите один правильный ответ:

Подход к изучению самоорганизации через рассмотрение самоорганизации как процесса, состоящего из определенных этапов (операций, функций, умений, навыков), характеризует подход:

а) деятельностный б) личностный в) интегрированный г) технический д) кибернетический е) нет правильного ответа.

 

7. Расставьте в порядке реализации пять функциональных компонентов процесса самоорганизации:

1 Планирование.

2 Целеполагание.

3 Анализ ситуации.

4 Коррекция.

5 Самоконтроль.

 

8. Установите соответствие между названием антропологических концепций и их характеристиками:

1.Субъективистские 2.Объективистские 3.Синтетические 4.Контролирующие А) рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, Мирового разума или Бога.
Б) бытие человека и мира познается из самого человека, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений.

 

9. Выберите один правильный ответ:

Психологическое направление, придающее решающее значение в психическом развитии бессознательным инстинктам:

А) когнитивная психология

Б) гуманистическая психология

В) психоанализ

Г) гельштатпсихология

Д) бихевиоризм

 

10. Установите соответствие между видами самоорганизации и их характеристиками:

1.«Силовая» самоорганизация 2. Регулируемая самоорганизация 3. Открытая самоорганизации А). развитие регулярной и систематической положительной обратной связи позволяет участникам (элементам) осознать свои позиции….
Б). все отношения между элементами являются положительными, все элементы поддерживают друг друга….
В). развитие и последующая нейтрализация антагонизма переменных системы, ограниченного некоторым конечным пределом, и затем достижение бесконфликтного поведения элементов и системы в целом…

Приложение 1

Образец титульного листа

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Технологии самоорганизации и самообразования»

Вариант №___

 

 

Выполнил: ____________________
_ группа _____________

Проверил_____________________

 

Казань, 201__

 

Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...