Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеалистическая и материалистическая диалектика.Формальная и диалектическая логика.




Специфика фил-го мышления наиболее полно проявл-ся в диалектическом мышлении.Т.к диалектика явл-ся общей теорией бытия и общим методом его познания.Исходным ее положением явл-ся идея противоречивости всего существующего.Диалектика требует все сущ-ее выводить из противоречия.стихийная диалектика присуща обыденному сознанию.Например: добро и зло, жизнь и смерть,твердая-мягкая, вверх-вниз.Мышление осущ-ся по 2-ум направлениям: содержательном (отражение в мышлении объективных связей действительности) и формальному (уст-ие связей между формами самого мышления). Выдедяют диалектическую логику-(основатель Гегель 18-19в) науку о всеобщих законах мышления(о развитии содержания мышления) и формальную логику (основатель Аристотель 4в до н.э.)-науку о законах абстрактного мышления(о бессодержательных формах мышления) Их отличия: 1.формальная логика безразлична к содержательной истинности суждения. Предметная истинность суждениявыходит за рамки форм-ой логики. 2. Диалектическая логика направлена на поиск противоречий, а форм-ая на их устранение.3.диалектическая логика не формализуется не переводится на язык мат-ии.

 

10 Движение и развитие.Основные законы диалектики.Синергетика.

Диалектика это наука о всеобщих законах развития природы общ-ва и мышлении(Энгельс).Развитие это само движение в его сущности, способе сущ-ия. Развитие - это высшая форма движения, необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение. 2-е противоположные концепции развития- Метафизическая и Диалектическая. Метафизика-это источник развития выносит за рамки материи, видят его во внешней силе. Основу диалектической концепции обр.-ют законы диалектики. 1закон единства и борьбы противоположностей. Утверждающий, что все предметы и явления содержат противоречия,хар-ая их сущ-ие и развитие.Смысл закона в том, что он раскрывает общий источник развития..Противоречие-отношение единства и борьбы противоположностей.Примеры бытие и небытие, причина и следствие,качество и кол-во.2 закон перехода количественных изменений в качественные-закон бытия и познания,утв-ий,что постепенное накопление количественных изм-ий неизбежно приводит к качественным изм-ям.Смысл закона в том что он раскрывает общий механизм развития.Кол-ые изм.связаны с переносом вещ-ва и энергии.Кач-ые изм.связаны с перестройкой структуры объекта,превращением его в новый объект. 3 закон Отрицания. утверждающий, что развитие происходит через постоянное отрицание противоположностей друг с другом,их взаимопревращение.Смысл:закона что он хар-ет общую направленность развития через его приемственность.Отрицание(диалектическое)это момент развития в котором прежнее качество одновременно уничтожается и сохр-ся как преобразованноеи подчиненное в новом качестве.Синергетика- теория самоорганизации объектов любой природы.

 

 

11 Основные категории диалектики.Их св-ва и функции.

Категории диалектики-широкие фил-ие понятия, отражающие общие и существенные связи, законы развития природы, общ-ва и мышления. Функции диалектики: 1.онтологическая-отражают всеобщие св-ва действительности.2.логическая- явл-ся унив-ми формами мышления.3.гносеологическая-всеобщий способ движения мысли от незнания к знанию.4.методологическая-отражают всеобщие способы отношения чел-ка к действит-ти.5.Мировоззренческая-пред-ет собой основу чел-ва мировоззрения. Св-ва диалектики: 1.объективность-отражают объективные стороны реальности; 2.системность-сод-ние категорий полностью раскрывается через их соотн-ие со всеми категориями;3бинарность-категории опр-ся парами,друг через друга;4 относительность-бинарные кат-ии обладают способностью взаимопроникать,переходить друг в друга;5несинонимичность-кат-ии различаются по смыслу,хар-ая опр-ый срез реальности;6историчность-содержание и число категорий с развитием познания уточняется,т.к они аккумулируют знания чел-ва.Основные категории диалектики: 1единичное и общее хар-ие противоположные стороны предметов;2часть и целое-беспорядочный набор предметов,где нет интегративного качества,не явл-ся целым.Пример:набор частей здания не явл-ся зданием. 3 содержание и фома- совокупность всех компонентов. Напр: картины-сюжет,теат-литератур; 4качество и кол-во- опр-ие предмет и св-ва,хар-ие степень развития предмет;5Сущность и явление-устойчивая сторона,опр-ая осн-ые черты и тенденции развити;6Причина и следствие-2явления(одно явление порождает другое;7необходимость и случайность св-ва и связи, обусловленные причинами;8Возможность и действительность-категории хар-ие всеобщие моменты, ступени развития действительности: потенциальное(предпосылки, тенденции развития явлений),и актуальное существование.

12) сознание: основные подходы. Идеальность сознания. Социальная сущность сознания, социализация. Сознание, мышление и язык.

Основные подходы:в идеализме сознание может обходиться без материи. Объективные специалисты утверждают, что сознание человека является проявлением широкого духа (Платон, Аристотель и т.д.). Субъективные идеалисты (Юн Беркли) считают, что индивидуальное сознание существует самостоятельно. Для материализма сознанием является продуктом материи, с точки зрения метафизического материала сознание является видом матери. С точки зрения диалектического материализма сознание является не видом, свойством высокоорганизованным материей: - возникает на определенном этапе эволюции материи (общество); - материальными носителями сознания являются мозг и система материалистических знаков (язык); - соединяем сознания, является отражение материальной действительности.

Идеальный характер сознания проявляется в следующем: - сознание не обладает физическими свойствами; - не сводится к нейрофизиологическим процессам, так как идеальное выступает как система отношений между миром и человеком; - не обладает признаками отражаемых предметов; - обладает собственной активностью.

Социальная сущность сознания-

1. Сознание человека имеет биологический носитель, но у него нет генов наследственности, а потому оно биологически ненаследуемо. Новорожденный имеет мозг, нервную систему, но не имеет сознания, если его изъять из социальной среды, из общества, сознание у него не появится.

2. Вне связи с конкретными социальными условиями сознание человека и групп людей объяснить также невозможно. Мысли, взгляды, интересы, стремления, чувства людей в разные исторические эпохи очень отличаются. Причина этого кроется не в самом мозге, а в изменениях общественных условий жизни и деятельности людей.

3. Сама по себе физиологическая основа сознания не отвечает и на вопрос: почему в одну и ту же историческую эпоху в одном и том же обществе сознание людей разное? Это объясняется тем, что люди занимают разное положение в социально – экономических отношениях. Поэтому и существует сознание раба и рабовладельца, патриция и плебея, крепостного и феодала, бизнесмена и пенсионера.

4. Вступающее в жизнь человеческое существо лишь в том случае может стать действительным человеком, если постоянно будет находиться в мире людей и созданных ими вещей. Сознание ребенка формируется в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивается мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание. Постигая мир вещей, он через них постигает, осваивает и разум человека и сам приобретает его.

5. Благодаря языку, неразрывно связанному с человеческим сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим, но и историческом прошлым. Именно социальная природа человека обеспечивает ему осознание прошлого, истории науки, культуры, истории Родины, человечества и природы. А без этого нет сознания.

6. Социальная сущность сознания человека проявляется в том, что он сознательно воздействует на природу и собственное бытие.

Таким образом, ни происхождение, ни сущность сознания нельзя объяснить из него самого. Нужно видеть материальные истоки сознания, понимать сущность отражения и видеть его эволюцию, четко представлять роль социального фактора в возникновении сознания и его формировании в различные исторические эпохи.

Социализация- это процесс индивидуального усвоения социального опыта через включения человека в систему общественных отношений

Сознание, мышление и язык

Сознание- это социальная функция мозга, форма рационального отражения действительности, опосредованная всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Мышление -это высшее форма рационального отражения действительности, характеризующая изменением действительности соотношений с ее сущностью. Язык (речь ) -это материальная форма их существования, знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности (речь -это звуковая, язык - зрительная система знаков).

 

13) гносеология: основные этапы. Знание и познание. Субъект и объект.

Гносеология- теория познания, изучающая природу знания, т.е. закономерности его возникновения, функционирования и развития.

Основные этапы - в рациональной гносеологии выделяются два этапа – классический и неоклассический.

Основные принципы классической гносеологии: - принцип индивидуальной гносеологии: субъект имеет индивидуальную сущность и способен независимо от общества познать мир; - принцип пассивного отражения: познание есть созерцание действительности, а знание- ее непосредственное отражение, не зависящее от субъекта познания; - принцип редукционизма- ограничение научного знания какой-либо его областью.

Принципы неоклассической гносеологии: - принцип социальной гносеологии: субъект имеет социальную сущность и полноценным субъектом познания является общество; - принцип активного отражения: действительность познается не путем созерцания, а путем ее практического преобразования; - принцип историзма, рассматривающий научное познание как диалектически противоречивый процесс в контексте всего человеческого знания, а не только его естествонаучной области.

Знание и познание: Знание - форма отражения объективных характеристик действительности в сознании человека (или объективная реальность, данная в сознании человека).Знание является ядром сознания, не полностью соответствует объективной действительности. Познание - обусловленный общественно-исторический практикой процесс развития знания.

Субъект и объект: Субъект - носитель познавательной деятельности, направленный на объект. Субъектом может выступать и индивид, и общество в целом. Объект – фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом может быть и сам субъект.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...