Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Религиозное мировоззрение. Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер, и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви), с определенной структурой,правилами жизни последователей, моралью, культом. Структура религии: Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозные отношения Религиозные организации Виды религий Политеизм – многобожие Монотеизм – единобожие Пантеизм – Бог растворен в природе Вера в абстрактный идеал.(джайнизм) Мировые религии Христианство – возникло в 1 в н.э в Палестине. Ислам – возник в 7 в н.э на Аравийском полуострове. Буддизм – возник около 6 в до н.э в Древней Индии.
Философию и науку объединяет то, что Философия и наука – способы познания мира Философия и наука – формы логического бытия знаний Философия и наука – это системы знаний о мире Философия и наука – это система знания, оперирующая категориями и законами А различие в том, что Наука изучает объекты, где человек может не присутствовать, а предмет изучения философии – человек В науке понятия – форма отражения действительности, в философии – форма ее существования Наука неидеологична, а философия идеологична Наука опирается на опытную проверку, философия не ставит опытов и экспериментов Содержание науки задано объектом исследования, понятия философии имеют собственное содержание
Наука – это знание частное, а философия – всеобщее Наука выносит за скобки личностное, эмоциональное, ценностное отношение ученого в отличие от философии Наука нуждается в строгой организованности, а кредо философии: «подвергай все сомнению» Наука – сфера необходимости, а философия – свободы Наука стремится к накоплению знаний прошлого, философия – это стремление к переформулировке, она обратима и личностна
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: • онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической., а также этика, эстетика, теология и социальная философия.
Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве. Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.
В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии.
Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство. При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера, «Теогонии» Гесиода и др. Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения.. Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле) В рамках этой формулы генезис философии предстает как естественноисторический линейный процесс. Философия возникает путем происхождения из предшествующей ей формы сознания. Первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т. е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием.
Основной вопрос философии- это вопрос об отношении сознания к бытию, тела к душе, бытия и мышления, духовного к материальному. Основные философские направления: 1 Материализм – философское течение, говорящее о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, а сознание, дух, мышление, психическое, субъективное рассматривают как свойство материи. Пространство, время, движение – объективно существующие формы бытия материи. Единство мира в его материальности. Основные виды материализма: -Наивный, стихийный, натурфилософия. -метафизический -диалектический 2 Идеализм – философское течение, признающее, что сознание, мышление, духовное, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо. Виды идеализма -объективный идеализм- идеальное начало существует вне субъекта -субъективный идеализм – идеальное начало существует внутри субъекта. 3 Агностицизм – агностики отрицают познаваемость мира. (Юм, Кант, Протагор, софисты) 4 Скептицизм – сомнение в возможности получения достоверного знания. 5 Дуализм – телесное и духовное существуют самостоятельно и независимо друг от друга(Декарт) 6 Пантеизм – идея растворенности Бога в природе(Бруно)
Античная философия 6 в до н. э по 6 в – онтология, космоцентризм, гилозоизм (материя является одушевленной), становление диалектики, тесная связь с научным знанием того времени, появление первых философских систем, умозрительность. Средние века 5 -14 в – теоцентризм, традиционализм, геоцентризм, креационизм, авторитаризм, концепция двойственной истины, борьба номинализма и реализма, особая постановка проблем появления человека и его сущности. (Августин Блаженный, Фома Аквинский) Философия Возрождения 14-16 в – синтез искусства, философии и бурно развивающейся науки, новый взгляд на человека и природу, борьба против теологии. Философия Нового времени 17-19 в – исследование природы, вера в разум человека, формирование тенденций рационализма, формирование теории общественного договора (Бэкон,Декарт, Локк, Ньютон, Беркли, Юм, Кант, Гегель, Вольтер, Руссо, Дидро, Ломоносов) Новейшая философия конец 19 – 21 в – рассматривает мир, принципы его познания в неразрывной связи с субъективными особенностями индивидуального бытия, направляя свое внимание на практические потребности человека. (Конт, Спенсер, Мах, Ницше, Бергсон)
Фалес из Милета 625 – 547 в до н.э. – выдвинул идею субстанции – первооснову всего. Он считал, что все происходит из воды и в воду обращается, Вода носитель всех изменений. Он отходил от мифологического мышления и был на пути естественного объяснения мира. У него булла идея единства мироздания. Бог – разум мира. Парменид конец 7 – 6 в до н. э – был автором сочинения «о природе» - это описание пути познания мира, где основную роль играет разум, а чувства – это знания, которые не носят истинный характер. Он считал, что критерий истины – это разум. По его мнению, бытие соотносится с мышлением, небытия нет, т.к не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Идея о едином Бытие как истинном Бытие. Телесное и духовное совпадает в Боге. Зенон Элейский (490 – 430 г до н.э) – он развил логику как диалектику. Сформировал апории против движения (парадоксы), такие как «Ахилесс и черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела», «Стадион». Гераклит – рассвет творческих сил Гераклита приходится приблизительно на 504-501 гг до н.э. Еще при жизни его прозвали темным. Он написал сочинение «о природе», которое отличалось трудностью изложения.
Взгляды Сократа (469—399 до н. э.), излагавшего свое учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложениях его учеников
Теория идей. По мнению Платона, мир двойственен: видимый мир изменчив, мир идей невидим и неизменяем. Идея центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Мир идей – подлинное бытие, а вещи лишь тени идей, слабые копии. Идеи вечны и неизменны, это божественные сущности. Высшая идея – это идея абсолютного добра. Идеи обладают самостоятельным бытием. Идея – причина, основание, сущность, цель любого существования. Само Сущее познается через конкретность Сущих. Он вводит понятие «идеальное» - царство идей, умопостигаемое, отличное от зримого мира. Теория Души. По Платону, душа до рождения пребывает в царстве красоты и чистой мысли. Попадая на землю в тело человека, она становится узницей, вспоминающей о мире идей. До своего рождения в теле душа знает все, что ей нужно знать. Душа бессмертная сущность, состоящая из 3-х частей: разумной, страстной и вожделяющей. Источник гармонии – мировой разум, который мыслит сам себя (кормчий души). В мышлении душа активна, внутренне противоречива, диалогична. Смерть – разделение с телом, преодоление ограниченности души, сближение с высшим началом. Государство. Теория идеального государства. Лучшая форма правления – аристократия. Стремление к благу является общим, как для государства, так и для личности. Когда общество стремиться к благу, оно становиться справедливым, а личность добродетельной. Тирания – самая худшая форма правления. Основные сословия в государстве: ремесленники земледельцы, войны стражи и правители философы. Основная добродетель – справедливость, Цель человека – познать истинное благо, истинное добро для обретения гармонии с высшим началом, а высшее благо – это разум.
Аристотель – ученик Платона, но по ряду вопросов он расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Ему принадлежит изречение «Платон мне друг, но истина дороже». Он считал, что философия – всеобщее знание, она состоит из 3 частей: теоретическая, практическая, поэтическая. Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Единство материи и формы – идея единичного бытия вещи. Энтелехия – сила, которая определяет действительность существования, цель бытия конкретной вещи. Душа человека – энтелехия тела. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Целостность вещи Сами вещи, конкретные явления имеют 4 основания, причины для своего существования: 1 Формальную причину (что?) 2 Материальную причину (из чего?) 3 Движущую причину (как и кем создано?) 4 Целевую причину (для чего?) Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Категории – это фундаментальные понятия философии. Идея души Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть ни что иное, как неотделимый от тела, его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа – движущая сила тела. Согласно Аристотелю смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни. Душа вечна и бессмертна. Есть 3 типа души: растительная, животная и разумная. Разумная душа в человеке бессмертна. Аристотель создает образец совершенного полисного государства. Государство – естественное образование, порядок жизни в нем соответствует человеческой природе. Он был против отмены частной собственности у семьи, но как Платон считал рабство справедливым. Три правильных Г.: монархия, аристократия, полития – народное представительство. Цель государства – счастливая жизнь граждан. Счастье в добродетельной жизни.
Средневековая философия 1 Эпоха патристики (учение отцов церкви)- отход от основных идеалов античной философии, проблема свободы воли человека. (Аврелий Августин) 2 Эпоха схоластики (школьная философия) Основные вопросы: соотношение веры и разума, единичного и общего, свобода воли и спасенное души. Основные идеи: -идея креационизма (все создано Богом) - Бог обладает личностными качествами, но есть творческое, активное начало мира. - Движение и изменчивость становятся признаками мира. - Концепция «двойственной истины» (истина религии и истина философии) - Соотношение веры и разума («Верою познаем», истина открывается через веру) - Новая постановка проблемы происхождения человека и его сущности(человек греховен и сам познавать истину с помощью разума не может, новые идеалы – любовь, терпение, сострадание, путь к Богу – это не созерцание и познание, а преодоление греховности, очищение) -Новый образ человека: отказ от праздности, зрелищности, обуздание плоти, не противиться злому, любит врагов, разум не приведет к спасению, а только вера и подчинение воли Бога, человеком движет не природа, а свобода воли. - Бог проникает во внутренний мир человека - Принцип свободы воли -Концепция теодицеи- философская идея оправдания Бога за несовершенство мира и допускаемое Им зло на земле. Спор об универсалиях – то есть о природе общих понятий (номинализм – универсалии существуют только в человеческом разуме, существует только индивидуальное и оно есть предмет познания. Реализм – общее существует в связи с единичным, то есть универсалии существуют до вещей, в божественном разуме, в вещах – как их форма, и после вещей в человеческом разуме.
Временные рамки 14-16 вв. Антропология – идея антропоцентризма, возрождение идеалов античности провозглашение идеи гуманизма, реабилитация телесного начала человека, ценность земной жизни, свобода человека, культ человека творца. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания.Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.
Философия Нового времени характеризуется возникновением двух противоположных течений по вопросам познания мира – сенсуализм (эмпиризм) – Ф. Бэкон, и рационализм – Р. Декарт. Эмпиризм Ф. Бэкона (1561-1626) - основу познания составляет чувственное познание, мы познаем мир посредством наших ощущений. «нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства» - основанность знания на опыте, философия носит практический характер. - Цель науки – господство человека над природой, подчиняясь ее законам, переход от философии слов к философии дела. - основной девиз – «Знание – сила» (природа побеждается только подчинением ей) - применял индуктивные методы(от частного к общему) познания (аксиомы – новые эксперименты) - «Новый органон» - поиск новых методов познания в науке (методология) - Для достижения достоверного знания сознание должно быть свободно от ложных «призраков» («призраки» рода - отражение вещей в искривленном и обезображенном виде, пещеры – ошибки индивидуального характера, рынка – неправильное использование слов, театра – вера в авторитеты) - Наука делится на философию (истина разума) и теологию (истина веры) Рационализм Декарта (1596 – 1650) - в основе познания лежит разум (рациональная интуиция), а опыт – это практическая проверка данных интеллекта. - разрабатывал универсальный дедуктивный метод, признавал существование врожденных идей в уме, определяющих результаты познания. -Вселенная – механизм, первоначальный импульс которой был дан Богом, но дальнейшее развитие определяется самостоятельной творческой силой – деизм. -Дуализм – существование двух независимых субстанций: материальной и духовной -Основная субстанция – Бог, он обладает атрибутами мышления и протяженности, все остальное производное, то есть модусы мышления или протяжения. -Врожденные идеи – идея Бога, большинство оснований математики и логики. -Метод методологического сомнения как способ получения достоверного знания (сомнение в теориях, ощущениях, но не в самом мышлении)
Основные идеи: -Все должно предстать перед судом разума -Культ науки и прогресс человечества -Имей мужество мыслить самостоятельно -освобождение от предрассудков и метафизических догм -пересмотр интеллектуальных ценностей -защита естественных прав человека (свободы и равенства) -критика суеверий -борьба против тирании и сословных привилегий -издание энциклопедий научного знания -личные качества человека зависят от окружающей среды, пороки – это также результат влияния среды, поэтому от избавления от них необходимо преобразовать окружающую общественную среду. -Деизм.(бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий) Вольтер Он ввел в научный оборот термин «культура». Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он признавал необходимость веры в бога как перводвигателя вселенной. Ему принадлежит фраза: Осмельтесь мыслить самостоятельно! Руссо Он призывал назад к природе, цивилизация испортила человека. Развивал теорию общественного договора, клал в основу отношений между людьми не вражду, а дружбу и гармонию. Был представителем демократического крыла идеологов просвещения, и сторонник естественного права Дидро Он утверждал, что все есть материя в движении. Душа – это продукт единства организма, его целостности.
Теория познания - необходимые условия, формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания - Феномены – воспринимаемые явления вещей(мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) «ВЕЩИ ДЛЯ НАС» - Ноумены – (вещи сами по себе, умопостигаемая, не данная в опыте, сущность) – непознаваемая часть мира «ВЕЩИ В СЕБЕ» вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом - мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является - Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил. -Познание – взаимодействие рассудка и чувств - Разум- способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога) -Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они упорядочивают впечатления - при попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – антиномии (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении, это место веры) Этика -«Две вещи наполняют душу благоговением – звездное небо надо мной и моральный закон во мне» - Долг – центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой - Моральный долг (внутренний императив) – желание добра ради него самого, а не чего-то другого.(добрая воля имеет цель сама в себе. -Гипотетический императив – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину) -Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – категорический императив «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, как цели, и никогда как к средству» -Свобода- необходимое условие морального закона в поисках совершенства. -Религия – нравственное единение людей.
Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха
Диалектика Гегеля ( он был против «вещи в себе») Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Материализм Фейрбаха Антропологический материализм Фейербаха АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – центральной проблемой которого стал человек. В центре его философских взглядов - человек как “единственный, универсальный и высший предмет философии”. Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах, но человеческий, а не сверхъестественный. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Основой антропологии Фейрбаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Дух вторичен, природа первична. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.
18 Основные идеи марксистской философии. Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса. Согласно марксизму существовало 5 основных типов общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая..Каждая формация, представляющая собой особую ступень в историческом развитии общества имеет следующую структуру: способ производства, базис и надстройку. базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью. Системообразующим принципом ОЭФ является способ производства. Смена способов производства определяет смену ОЭФ. Исторически конкретное единство производственных отношений и производительных сил характеризует специфический для каждой общественно-экономической формации способ производства (деятельность по преобразованию и созданию экономических благ). Производительные силы включают в себя предмет труда, орудия труда (средства производства) и рабочую силу. . Все было направлено на совершение социальной революции в обществе, для того, чтобы заменить его более справедливым. Основные философские идеи марксизма * Идея практики; Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. * Идеи и принципы материалистической диалектики; Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. * Диалектико-материалистическое понимание истории; Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через такие основополагающие его тезисы: - Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей. -Общество исторично, оно развивается во времени. - В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п. * Концепция отчуждения; выделялись такие формы отчуждения: -Отчуждение условий труда от самого труда. - Отчуждение результатов труда. - Отчуждение идеологии от жизни. .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|