Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука и научные революции. Смена типов рациональности




Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний и природе, обществе и мышлении. Это деятельность направленная на производство нового знания, а также особый социальный институт.

Задачами науки являются: сбор научных фактов, обновление, систематизация и критический анализ научных фактов, синтез новых научных знаний или обобщений, установление причинно-следственных связей между явлениями, прогнозирование получения нового знания.

Функции науки: гносеологическая, практическая, методологическая, прогностическая, социальная, критическая.

Революция в науке – это период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпритации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Революций было всего 4:

Первая революция. К этому времени относятся Коперник, Галилей и Ньютон. Она сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

Вторая революция конец 18 в – первая половина 19 в. происходит переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

Третья революция конец 19 в- середина 20. Знание стало зависеть от применяемых исследователем методов, появление неоклассического естествознания, относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Четвертая революция 90-е года 20 в. (Степин В.С) Характерна междисциплинарность науки, развитие синергетики, изучающей процессы самоорганизации.

Этапы развития науки, смена типов рациональности

Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности

Доклассический.

Классический ( 16- 19 век, появление мощной экспериментальной базы, стремление к обнаружению абсолютной истины, субъект-объектные отношения) –Ньютон, Галилей. Этому этапу характерен классический тип рациональности.

Неоклассический ( 19-20 в, появление мощных научных теорий, разработка теории относительности, поиск относительной истины.) – Бор, Энштейн. Соответственно неоклассич. Тип рациональности

Постнеоклассический ( 20-21 в, появление синергетики, расширение предметного поля познания,) Постнеоклассич. Тип рациональности.

 

Бытие общества – предмет социальной философии.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же духовных явлений — это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.Внимание социальной философии не могут не занимать практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности — производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической — люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество — это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий, которых мы еще коснемся. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества.

Таким образом, различные виды деятельности людей и их общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни и определяют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.

36 Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание истории.

История – это общественная помять человечества, его самосознания и самопознания: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Жизнь – это синтез прошлого, настоящего и будущего.

Материалистическое понимание истории (Маркс, Энгельс) – общественное производство – производительные силы и производственные отношения – определяет весь ход истории, основа развития общества – общественно-экономические отношения, классовая борьба, общественное бытие первичнее общественного сознания.

Идеалистическое понимание истории (Платон, Гегель) – развитие общества объясняется действиями великих людей (субъективизм) или действиями надличностных сил – абсолютная идея, мировой дух (объективизм) - понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории

Натуралистическое понимание истории (Монтескье,Гумилев, Мечников)- географический детерминизм, социальный дарвинизм, фрейдизм. В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...