Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ II БЛОК. Возрастная психология. ЧАСТЬ Содержание ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ЛАГЕРЕ………………..…………………………………………………….……………….2 СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ………………..………………………………………………………………....5 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА САМОЧУВСТВИЯ РЕБЕНКАВ ЛАГЕРЕ………………………………………………………………………………………. 14 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ…..………………………..14
ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ЛАГЕРЕ
Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей. Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях. Если же, все-таки, у вас случилось так, что вы не можете даже видеть своего напарника, а бывает и такое, то вам все равно лучше проработать до конца смены, сжав зубы и изображая на лице миролюбивое выражение. Замотивируйте напарника на взаимодействие. Определите вашу общую с ним цель работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день), укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия. Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.
Если вам не удается договориться вдвоем, прибегните к помощи старшего вожатого. Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде!
2. Вожатый – ребенок Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия. Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его. Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта. Конфликт легче предупредить, чем погасить. Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания. Старайтесь больше времени общаться с детьми, заработайте настоящий авторитет, сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-ребенок» станет гораздо меньше.
Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта. При разговоре с родителями необходимо: § Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением
§ По возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы. Родители почти всегда защищают своего ребенка. Родители хотят, чтобы: § Дети не испортились после лагеря § Индивидуального внимания к ребенку § дети хорошо отдохнули § у детей было идеальное питание, условия проживания, насыщенная программа, чтобы детям не было скучно и они не просились домой. § чтобы ребенка никто не обидел. Необходимо объяснить родителям, что в лагере есть режим и дисциплина. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Нужно ждать от родителей поддержки и партнерства, но не решение наших проблем и говорит родителям то, что они хотят услышать.
Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости, В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе. Возможные варианты решения: § Если один ребенок явно более слабый, помогать ему. § Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции § Показать уважение двум сторонам § Учить разрешать конфликты § Смотреть конфликт изнутри § Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник) § Дать совместную работу под присмотром § Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое § Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные § Перевести энергию в другое русло
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В конфликтной ситуации людей сознательно или подсознательно обычно выбирают какой-то определенный стиль, стратегию поведения. Стиль поведения определяется тем, насколько важно для нас удовлетворить собственные интересы, действуя активно или пассивно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в зависимости от того, чьи интересы и как отстаиваются во время конфликта:
§ Конкуренция (давление) § Уклонение (уход от конфликта) § Приспособление (уступка) § Сотрудничество § Компромисс
Для этого стиля характерна ориентация человека только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнера. Он не заинтересован в сотрудничестве. Стиль «конкуренции» предпочтителен и эффективен в тех случаях, когда: - исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы; - разрешение необходимо принять быстро, и у вас достаточно власти для этого; - вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять; - вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования. Преимущества этого стиля в том, что у человека не копятся отрицательные эмоции, он любит рисковать и берет на себя ответственность. В экспериментальных ситуациях этот стиль очень хорош. Недостатки его заключаются в том, что конфликт не решается справедливо, человек постоянно конфликтует, не жалеет чувств других людей. Стиль уклонение – «черепаха» (уход, избегание) Это стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество, а просто уходит от разрешения конфликта. Задача человека, использующего этот стиль, не разрешать конфликт, а сохранить взаимопонимания. Этот стиль можно использовать, когда - затрагиваемая проблеме не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на ее решение; - вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении; - вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека; - ваш собеседник обладает большой властью или же у вас нет серьезных оснований для продолжения отношений с этим человеком, может быть, вам нужна отсрочка. Преимущество этого стиля в том, что это «безопасный стиль в опасности», человек сам конфликт не создает. Недостатки – конфликт не решается. Стиль приспособление – «медвежонок» (уступка)
Человек, придерживающийся данной стратеги, так же, как и в стиле избегание, стремиться уйти от конфликта. Но причины ухода иные, так как человек, принимающий стратегию уступки, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен в ситуациях, когда необходимо смягчить обстановку и вернуться к проблеме позже и отстоять свою позицию. Также, если вы чувствуете, что важнее сохранить с кем – то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы. Преимущества этого стиля в том, что сохраняются взаимоотношения между людьми, на но конфликты не решаются, а накапливаются и снова возвращаются. Стиль компромисс – «лиса» Решая конфликт с помощью компромисса, люди озабочены и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего и не выигрывает. Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. «Стратегия взаимной уступки». В споре необходимо обозначить область совпадения интересов. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения и способствует их положительному развитию. Неудовлетворенность у людей также может накапливаться, но гораздо в меньшей степени, чем при других стилях. В этом случае вы можете принять третье решение, которое не удовлетворяет обе стороны конфликта, но стороны согласны с этим решением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|