Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определяем «спусковые механизмы»




Пока вы спокойно сидите, подумайте про себя, что разозлило ребенка. Выявление причины поможет вам предвидеть и, вероятно, предотвратить следующий эмоциональный всплеск. Также отметьте про себя, какие навыки не достаточно развиты у ребенка. Его вспышка жестокости может оказаться симптомом. Иными словами, она может свидетельствовать о нехватке или недостаточной развитости функциональных навыков (умение принимать обдуманные решения), языковых навыков (умение выразить эмоции словами), когнитивных навыков (умение адекватно оценивать ситуацию), навыков общения (таких, как сочувствие) или умения контролировать свои эмоции (например, умение правильно выражать гнев). Но сейчас отложите эту информацию в дальний ящик. Вы достанете ее позже в качестве обучающей программы для ребят.

 

Продолжаем задавать вопросы

Теперь вы готовы задать несколько инструментальных вопросов, например: «Как, по-твоему, лучше всего добиться того, что ты хочешь?» и «Чем я могу помочь?» Помните, что такой мозговой штурм требует ясности мышления. Если вопросы о желаниях и потребностях ребенка, проявление вашей заботы и участия, а также выражение собственного беспокойства не помогли успокоить ребенка, просто посидите молча несколько минут.

 

Приглашаем к сотрудничеству

Через несколько минут вновь пригласите ребенка к сотрудничеству (этот шаг очень напоминает классический метод решения проблем, так как фактически им и является). Скажите: «Давай подумаем, что тут можно сделать. У тебя есть идеи?» Выслушайте, не перебивая, а затем попросите ребенка помочь составить список всех «за и против» по каждому совместно выработанному варианту решения проблемы. В конце концов, вы сойдетесь на одном решении, которое стоит попробовать, с обещанием вновь обратиться к списку возможных решений, если выбранный вариант не сработает.

 

Предупреждаем о последствиях

Прежде чем вернуться к игре, уделите минуту, чтобы предупредить ребенка о том, что его ждет в случае повторения подобного поведения. Можно даже определить меру наказания, но в этом нет необходимости, и это не особенно эффективно. Вы уже добились своей цели: успокоили ребенка (дав ему понять, что его понимают), подытожили пожелания обеих сторон, выработали общее решение.

 

Сохраняем бдительность

Последний этап метода совместного решения проблем предусматривает сохранение бдительности на предмет того, что может вызвать агрессивное поведение ребенка, а также обучение ребенка тем навыкам, которые у него недостаточно хорошо развиты. Этот процесс развития навыков как раз и является тем фактором, который обеспечивает устойчивые изменения в поведении ребенка. Если вам кажется, что складывающаяся ситуация может вывести ребенка из себя, вмешайтесь, уверенно заявив: «Я знаю, ты с этим справишься!» или «Ты знаешь, что делать в такой ситуации». В случае необходимости дайте ребенку краткий совет, напомнив ему, как он разрешил подобную проблему в прошлый раз. А позже, когда страсти улягутся, отведите ребенка в сторонку и похвалите его/ее за хорошее поведение. Задавайте такие вопросы, которые подтолкнут ребенка к еще более зрелому поведению в будущем. Моделируйте обдуманное принятие решений и эффективное самовыражение, оттачивайте навыки общения.

Конечно, бывают ситуации, когда вы, пользуясь положением взрослого человека, просто навязываете ребенку свое мнение. Также бывают случаи, когда лучше закрыть глаза на мелкие конфликты. Но в острых конфликтных ситуациях исследования доказывают эффективность метода совместного решения проблем. Чтобы вывести процесс обучения на новый уровень, придумайте и отрепетируйте сценарии возможных ситуаций до приезда детей в лагерь.

Итоги изучения так называемой политики «нулевой терпимости» (суровое наказание за любой, даже незначительный проступок, за буллинг и другие разновидности агрессивного поведения) очевидны: политика «нулевой терпимости» не работает. Однако иногда необходимо отправлять детей домой за вопиющие проступки, которые, к счастью, случаются редко. Во всех остальных случаях исключать ребенка из школы или выгонять из лагеря за плохое поведение нецелесообразно. Это значит потерять возможность педагогического воздействия на него, а, следовательно, агрессивное поведение продолжится. Вместо того чтобы применять недальновидную и неэффективную политику «нулевой терпимости», работающие с молодыми людьми специалисты должны терпимо относиться к наличию определенного количества конфликтов и использовать каждое такое столкновение в качестве возможности акцентировать внимание, решить проблему, обучить новым навыкам. В этом и заключается метод совместного решения проблем.

 

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Попадая в конфликтную ситуацию, вожатый может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики.

В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Проблема понимания другого человека (подопечного, коллеги по работе, директора лагеря) довольно сложна, и поэтому мы остановимся на ней подробно.

Человек существует в двух измерениях: своем внутреннем «Я» и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Все, что происходит в сфере личного «Я», есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т. п.

«Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает «загадкой», которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться по поведению, словесным и символическим средствам выражения.

Выйти за границы своего «Я» и приблизиться к внутреннему «Я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.

Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того, как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком.

Действенность метода интроспекции довольно высока, но не безгранична. Возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если вы перенесли свое субъективное видение на другого человека и как бы заменили его психику, своей, не оставив себе возможности отказаться от принятой схемы, то вы можете построить неправильный образ человека, и между вами возникнет непонимание. Наш совет: когда вы ставите себя на место другого, проверяйте свои схемы, сопоставляйте действия и поведение человека с вашим представлением о нем. Изменяйте ваше представление в случае несоответствия.

Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если вы человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для вас полезным. Как вы могли заметить, к типу «художников» (людей с эмоциональным складом психики) обычно относятся словесники, вожатые рисования и музыки.

Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему интуитивному ощущению и способны вовремя остановить возникновение интеллектуальных интерпретаций. Действительно, человек часто чувствует одно, но не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. А практика затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующее рассуждение «от головы» — ошибочным.

Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится его собеседник. Школьные вожатые математики часто относятся к типу «мыслителей».

Во втором случае вожатый старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результат назревающий конфликт затухает, а потенциальны конфликтные отношения нормализуются. Любопытно, что данный метод нейтрализации конфликт известен с давних времен и оформлен в русских народных сказках.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДИАГНОСТИКИ В ЛАГЕРЕ

Для отслеживания динамики личностного роста в условиях лагеря можно использовать различные программы. Параметры личности, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педколлективом лагеря.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...