Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Элементы конституционно-правового статуса личности.




Т.14. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(2 ЧАСА)

 

  1. Теоретические основы института прав человека.
  2. Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Элементы конституционно-правового статуса личности.
  3. Понятие и социально-политическое значение гражданства.
  4. Гражданство как конституционно-правовой институт.
  5. Принципы гражданства.
  6. Категория лиц, являющихся гражданами Республики Беларусь.
  7. Основания, условия и порядок приобретения гражданства Республики Беларусь.
  8. Основания, условия и порядок прекращения гражданства.
  9. Органы, принимающие решения и оформляющие документы по вопросам гражданства. Порядок рассмотрения вопросов о предоставлении гражданства и выходе из гражданства.

 

 

Теоретические основы института прав человека.

! См. УМК по дисциплине «Права человека» (Модуль 1).

Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Элементы конституционно-правового статуса личности.

Рассматривать конституционные основы правового положения человека и гражданина невозможно без четкого представления о разграничении таких понятий как «личность», «человек», «гражданин». Правильное понимание этих категорий будет способствовать более точному толкованию конституционно-правовых норм, четкому определению субъектов, на которые они распространяют свое действие.

Существуют различные точки зрения к определению понятий «личность», «человек», «гражданин». В первую очередь, эта разница прослеживается в зависимости от использования данных понятий конкретными науками.

Рассматривая понятие «человек», в литературе указывается, что это существо, включающее в себя биологические и социальные признаки. Причем биологическое в человеке – необходимая предпосылка зарождения, становления и развития социального, которое имеет доминирующее значение в структуре личности. Таким образом, в отличие от понятия «человек» термин «личность» представляет собой его характеристику как общественного существа.

В философии и социологии преобладает мнение о личности как об индивидууме в совокупности его социальных качеств, то есть обладающем свойствами разумности, духовности, ответственности перед обществом. По мнению Н.А. Бердяева, личность – это категория религиозно-духовная, она «вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением всего того, что во мне не есть мое «я».

С психологической точки зрения не всякий человек является личностью, хотя всякая личность – это человек. Нельзя назвать личностью душевнобольного человека, еще не личность новорожденный ребенок. Личность появляется с момента осознания своего «я» и в своем развитии проходит путь от «минимума личности» до своей социальной зрелости.

Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Именно социализация делает человека личностью, формирует ее уникальные социально-психологические качества, проявляющиеся в общественных отношениях.

Как отмечает А.Б. Венгеров, социализация – это объективный, самоорганизующийся процесс становления именно личности человека, определения его социальных свойств, его правового положения. Уже как личность человек выступает в имущественных, в семейно-брачных, государственно-властных отношениях, в научно-технической, духовной, творческой сферах, в территориальной организации общежития и т.д.

Таким образом, в праве личность рассматривается как социальная характеристика человека. Это член общества, наделенный правовым статусом, участник различных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь. Близким синонимом понятия «личность» является термин «индивид».

Для характеристики личности в ее взаимодействии с определенными социальными институтами в литературе используются различные понятия. В частности, характеризуя взаимоотношения личности и государства, издревле (еще со времен возникновения городов-государств) используют понятие «гражданин».

Данное понятие является не только социальным, но в более узком контексте – политико-правовым. Иными словами, гражданин – это личность в ее устойчивой правовой связи с государством, характеризующейся системой прав, обязанностей, ответственности.

В понятии «гражданин» прослеживается момент формального юридического узаконения связи индивида и государства, момент конституционно-правового признания того или иного человека гражданином государства. Условия, необходимые для того, чтобы данный человек мог выступать как гражданин государства, определяются государством в правовых нормах, совокупность которых представляет собой конституционно-правовой институт гражданства, указывающий на юридически оформленную принадлежность лица к народу государства.

Таким образом, как верно отмечает О.Е. Кутафин, отношение личности к государству и праву, власти и закону только в том случае доставляет понятию «гражданин» необходимый содержательный материал, когда оно выступает в особой юридической форме, получает правовое выражение в виде гражданства.

Понятие гражданина используется законодателями не только для обозначения политико-правовой связи человека с государством, но еще и для того, чтобы отличать гражданина одного государства от иностранного гражданина либо лица без гражданства, поскольку у них разный объем правоспособности, как правило, в военной и политической сферах – служба в армии, участие в избирательной системе.

Рассматривая международные и национальные правовые акты, касающиеся правового положения индивида, можно отметить ряд закономерностей в использовании трех вышерассмотренных терминов. Так, понятие «человек» используется как самое широкое, включающее в себя любого человек вне зависимости от его возраста, гражданства, иных характеристик. Часто это понятие используется в международных правовых документах (например, Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод), посвященных правам и свободам человека, при этом преследуется цель указать на высокую значимость, ценность каждого адресата декларации, конвенции без какого-либо различия по признакам пола, расы, национальности, социального положения и т.д.

Можно выделить два подхода к использованию понятия «гражданин» в белорусском праве:

1) Чаще всего понятие «гражданин» используется для обозначения более узкого круга лиц, обладающих гражданством Республики Беларусь, т.е. политико-правовой связью с государством, и в связи с этим имеющих определенных перечень прав и обязанностей, которые не относятся к иным лицам, негражданам. Например, ст. 30 Конституции: граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

2) Реже понятие «гражданин» отождествляется с понятием «личность», «человек». Например, в Конституции Республики Беларусь можно найти ряд примеров, где в используемое понятие «гражданин» вкладывается широкий смысл, предполагающий в качестве субъекта правоотношений любого человека. Так, нормы Конституции указывают на ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст. 2); гарантируется неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29); с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (ст. 60) и др.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек», а понятие «гражданин» уже понятия «личность». Человек в процессе социализации становится личностью, а приобретая политико-правовую связь с конкретным государством – гражданином.

В первую очередь необходимо определиться со значением таких понятий как «правовое положение» и «правовой статус» личности. Оба понятия используются учеными-юристами в синонимичном либо в разном по своему существу значении.

Так, Н.В. Витрук и В.А. Кучинский считают понятие «правовое положение личности» более широким, чем «правовой статус», охватывающим не только права и обязанности (которые составляют содержание правового статуса), но иные элементы – гражданство, общую правоспособность, ответственность и др.[1]

Такие белорусские ученые, как Г.А. Василевич и Д.М. Демичев полагают, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» тождественны по своей сути[2].

В связи с разным пониманием рассматриваемых понятий в юридической науке не существует единства мнений по поводу содержания этих категорий. Можно выделить несколько подходов ученых к рассмотрению данного вопроса.

Первый был сформулирован профессором Н.В. Витруком: юридическая конструкция правового положения личности включает в себя в качестве элементов 1) юридические права и свободы; 2) юридические обязанности; 3) законные интересы (интересы, не нашедшие прямого закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежащие правовой защите со стороны государства; 4) гражданство; 5) правосубъектность и 6) юридические гарантии[3]. По мнению Н.В. Витрука, первый, второй и третий элементы составляют «статус личности», а в совокупности с четвертым, пятым и шестым элементами – более широкое понятие «правовое положение личности».

Второй подход сформулирован Е.А. Лукашевой и основан на включении в понятие правового статуса двух элементов – прав и обязанностей. Одновременно отмечается, что ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса, «предстатусными» элементами, предпосылками правового статуса (гражданство, общая правоспособность), либо «послестатусными» элементами – элементами, вторичными по отношению к основным (например, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям), либо вообще категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (гарантии). Дополнительные, «предстатусные» и «послестатусные» элементы предлагается включить в понятие «правовое положение личности»[4].

По мнению профессора Е.А. Лукашевой, законные интересы нельзя выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям, является «внеправовой» или «доправовой» категорией[5].

Третий подход основан на признании категорий «правовой статус» и «правовое положение» личности в качестве синонимов и отсутствии строгого деления на «основные» и «дополнительные» составные элементы правового статуса личности. Один из представителей такого подхода профессор Л.Д. Воеводин полагает, что для установления действительной структуры правового статуса (положения) личности «с определенной степенью научной точности» необходимо избрать нужный критерий. Таким критерием, по его мнению, «является закрепленное правом место индивида в обществе и государстве, т.е. в производстве, в управлении государственными и общественными делами и в сфере духовной жизни»[6].

Ориентируясь на данный критерий, он называет следующие составные элементы правового положения личности:

- гражданство как «исходное начало формирования» правового положения личности;

- правосубъектность или «общая правоспособность»;

- принципы правового положения личности, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина, занимающие «центральное место» в содержании основ правового положения личности;

- юридические обязанности;

- юридические гарантии или предусмотренные конституцией и законами условия и средства реализации прав и обязанностей личности[7].

На взгляд профессора В.В. Невинского рассматриваемая выше точка зрения имеет ряд преимуществ: во-первых, устраняет путаницу в соотношении категорий «статус» и «правовое положение»; во-вторых, позволяет выделить объективно существующий критерий для определения параметров (элементов), на основе которых можно раскрыть правовое положение личности, – место индивида в обществе и государстве; в-третьих,способствует более всестороннему определению положения конкретной личности в обществе и государстве, в том числе под углом зрения не только формально провозглашенных прав, свобод и обязанностей, но и условий их реализации.

Одновременно он указывает на некоторые недостатки данного подхода. Например, возникает вопрос, почему конституционные права и свободы человека и гражданина занимают «центральное место в содержании основ правового положения личности», а в отношении юридических обязанностей человека и гражданина такой оговорки нет. Общеизвестно, что юридические права и обязанности личности представляют собой органичное целое, обеспечивающее свободное и ответственное существование индивида в обществе и государстве[8].

На наш взгляд, для наиболее полного, всестороннего исследования юридически закрепленного места индивида в обществе и государстве необходимо рассматривать понятие «правовой статус личности» в наиболее широком смысле, позволяющем учитывать такие важные факторы как общеправовые принципы, гражданство, гарантии прав и свобод. Однако законные интересы, как представляется, выражаются в виде прав человека, т.е. его возможностей, не запрещенных правовыми нормами. Поэтому нет необходимости выделять их в качестве отдельного элемента правового статуса.

Таким образом, анализируя различные подходы к понятию и содержанию правового статуса личности, можно выделить несколько групп норм, в своей совокупности образующих конституционно-правовой институт правового статуса личности:

- права, свободы и обязанности как «ядро» правового положения (и соответственно, конституционные права, свободы и обязанности как «ядро» конституционного положения личности);

- гражданство, правосубъектность и юридические гарантии (включающие юридическую ответственность) как условия реализации прав, свобод и обязанностей;

- принципы правового положения личности как исходные, основополагающие начала, которые определяют нормативное содержание регулирования прав, свобод и обязанностей личности, а также условий их реализации.

Правовой статус личности отражает юридическое бытие человека во всех его аспектах и сферах, определяет роль субъекта в системе правовых отношений. Важной является такая характеристика правового статуса как урегулированность его нормами права, а не какими-либо иными социальными нормами. В целом же можно говорить о правовом статусе личности как части его общественного статуса. Таким образом, правовой статус личности выступает как комплексный правовой институт, который включает не только нормы Конституции и актов конституционного права, но и других отраслей законодательства. В то же время можно выделить как разновидность – конституционно правовой статус.

Конституционно-правовой статус личности – это нормы конституционного права, которые определяют положение человека в государстве и обществе. Они содержат исходные, главные положения, касающиеся роли человека в обществе и государстве, высшей ценности его прав и свобод, гражданства, непосредственно самих конституционных прав и свобод человека, гарантий их реализации, защиты, а также конституционных обязанностей.

Рассмотрим элементы правового статуса личности.

· Права, свободы и обязанности человека, среди которых центральное место занимают конституционные права и обязанности (иногда в науке их называют основными, о чем речь пойдет позже).

Определяя понятие прав человека, следует иметь в виду, что невозможно выработать какое-либо одно, единственно правильное его определение, поскольку данная категория содержит в себе различные аспекты (философский, моральный, политический, юридический и т.д.). Права человека – категория комплексная и многогранная. Она рассматривается не только в рамках права, но и в связи с политикой, нравственностью, философией, историей, религией и т.д.

В литературе можно встретить множество определений прав человека, и каждое из них будет чем-то отличаться от всех остальных. Такое многообразие обусловлено индивидуальными взглядами и подходами каждого ученого к установлению сущности данной категории.

Можно привести некоторые из таких определений:

– «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами»[9].

– «Права человека – особый тип отношений между человеком и обществом, индивидом и властью – договорных, правовых и этических отношений между гражданином и государством, фиксируемых международной и национальной системами правовых принципов и моральных норм, которые устанавливают правила взаимоотношений между людьми, положение личности (гражданина) в государстве, защищаемых международными организациями и государством, а также системой морального одобрения и поощрения, направленных на реальное предоставление индивиду возможности действовать по своему усмотрению»[10].

– «Права человека – это совокупность условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека во всех сферах общественной жизни»[11].

– «Права человека – это права, присущие ему с рождения, и без которых он не может существовать как человеческое существо»[12].

– «Права и свободы человека – не только сумма национальных и международных юридических установлений, а прежде всего система морально-этических принципов и норм, гуманистических ценностей, философских, мировоззренческих категорий. Права человека все же первичнее права, ближе к философии и культуре. То право, которое не гарантировано сегодня, может стать гарантированным завтра, т.е. права человека – это вектор, к которому нужно стремиться»[13].

– «Права человека – это возможности личности удовлетворять и развивать свои потребности и интересы, гарантируемые и стимулируемые со стороны общества и государства»[14].

Права человека в литературе также рассматриваются и как притязания людей по отношению друг к другу и к государству[15], и как минимальная, неотъемлемая мера свободы [16].

Поскольку в законодательстве и литературе встречаются формулировки «права человека» и «свободы человека», необходимо решить вопрос о соотношении прав и свобод. Сразу стоит отметить, что в литературе указывается на различия либо синонимичность данных терминов.

Хотя признаётся, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны, некоторые авторы отмечают, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного результата. В то время как «право» определяет конкретные действия человека (например, право избирать)[17].

Существует мнение, что права человека – это так называемые позитивные права, а свободы – негативные права. То есть право предполагает активную обязанность государства по отношению к человеку, а свобода – это налагаемые на власть запреты вмешиваться в ту или иную сферу жизни человека. Таким образом, право – это обязанность власти что-то сделать, свобода – это запрет ей действовать в какой-либо области[18].

Тем не менее, следует иметь в виду, что язык и формулировки норм не всегда точно передают смысл выделенных позитивных и негативных прав. Поэтому зачастую разграничение между правами и свободами провести трудно. Так, закреплённое в ст. 31 Конституции Республики Беларусь право самостоятельно определять свое отношение к религии означает запрет вмешательства в вопросы вероисповедания, т.е. свободу религиозных убеждений. А в формулировке «Каждый имеет право на свободу объединений» (ст. 36) право и свобода вообще объединены.

Кроме того, в основе каждого права лежит свобода человека в его решении, пользоваться этим правом либо нет. Таким образом, различие в терминологии является скорее традиционным и не влияет на юридическую значимость и гарантированность прав человека.

Г.А. Василевич в целом определяет права и свободы как возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной сферах. В то же время свободы им рассматриваются как «те же права, но для которых характерна большая автономия личности, это та сфера человека, в которую государство, устанавливая ее границы, не должно вмешиваться»[19]. Конституционные права и свободы им определяются как закрепленные в Конституции и гарантированные государством юридические возможности пользоваться определенными благами[20].

Как видно из приведенных примеров, в литературе существует множество определений прав человека, которые понимаются и как условия жизнедеятельности, и как особый тип отношений, и как свойства бытия личности, и как система разного рода принципов и норм и т.д. Однако в большинстве определений присутствует одна, главная идея, цель – свобода, нормальные условия жизни и возможности человека.

Взаимосвязь прав человека с обязанностями и ответственностью.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство в свою очередь имеет право требовать от него определенного поведения. Свои требования государство формулирует в виде обязанностей, и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанности подразумевают необходимость: совершить определенные действия либо воздержаться от них; отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного лица; нести ответственность за неисполнение этих требований; не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое последний имеет право[21].

Всеобщая декларация прав человека в ст. 29 устанавливает, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Часть обязанностей распространяется на всех лиц, проживающих в государстве, а часть – только на граждан. Так, Конституция Республики Беларусь устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 55), беречь историко-культурное, духовное наследие и другие ценности, соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и уважать национальные традиции (ст. 52-53). В то же время сказано, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей; защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Включение обязанностей в правовой статус личности не нарушает принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других лиц соблюдать эти права, реализованы быть не могут[22]. Томас Пейн в очерке «Права человека» писал: «...Декларацию прав следовало бы сопроводить Декларацией обязанностей... Декларация прав есть одновременно и Декларация обязанностей. Все, что является правом одного человека, в то же время является и правом другого, и моя обязанность – обеспечивать, а не только пользоваться»[23].

Тем не менее, по вопросу о соотношении прав и обязанностей, их взаимосвязи в науке представлены различные мнения.

Л.И. Глухарева считает, что права человека не нуждаются в специальных оговорках или противопоставлениях им обязанностей, поскольку обязанность – органичная часть правовой свободы, выраженной как субъективное право.

В науке существуют различные позиции, отдающие первенство либо правам, либо обязанностям. Так, с точки зрения социалистических, солидаристских, этатистских и тому подобных теорий обязанности предопределяют права, общество (государство) может устанавливать для своих граждан любые обязанности и потребовать их выполнения; обязанности приоритетны перед правами.

Либеральный подход, благодаря которому права человека получили свое оформление, наоборот, провозглашает право первичным, а обязанности – вытекающими из него. Верно, что субъект прав является одновременно и субъектом обязанностей, но неверно, что права человека определяются его обязанностями[24].

М. Новицкий пишет по этому поводу: «Мои права и свободы есть у меня потому, что я – человек. Они возникают из моего человеческого достоинства. Мои обязанности перед государством действительно есть, но это совсем другая проблема. У меня есть права и свободы независимо от того, выполняю я свои обязанности или нет. Государство может меня наказать, если я не буду этого делать, но права от этого не зависят»[25].

· Гражданство.

Отношения, связанные с институтом гражданства, регулируется как на международном, так и на национальном уровнях. В рамках ООН были приняты следующие документы:

– Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.);

– Конвенция о сокращении безгражданства (1961 г.);

– Конвенция о статусе апатридов (1954 г.).

Кроме того, государства могут заключать соглашения, регулирующие вопросы приобретения, изменения и прекращения гражданства.

· Принципы, общеправовые идеи.

Они также влияют на правовое положение личности. Некоторые из принципов закреплены в Конституции и других нормативных правовых актах, другие выводятся из текста юридических документов путём анализа.

Если рассматривать Республику Беларусь, то основными принципами, определяющими конституционно-правовой статус личности, являются:

– Обеспечение прав и свобод граждан – высшая цель государства.

– Равенство всех перед законом и прав каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

– Запрет на ограничение конституционных прав граждан. Согласно ст. 23 права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты морали, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

· Правосубъектность – способность лица иметь права и нести обязанности.

Правосубъектность складывается из право- и дееспособности.

Правоспособность – способность иметь права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми людьми. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается его смертью.

Дееспособность – способность человека своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака.

Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Законодательством предусмотрены случаи эмансипации, при которых человек становится полностью дееспособным. Так, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

· Юридические гарантии.

Они обеспечивают эффективную реализацию прав и свобод человека, а также выполнение им своих обязанностей. Важнейшей юридической гарантией является возможность привлечения различных субъектов права к юридической ответственности за нарушение правовых норм, а следовательно – нарушение чьих-либо прав и свобод.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...