Специальные налогово-правовые режимы в регулировании налоговых отношений
Налоговый кодекс РФ широко использует понятие «правовой режим» в целях установления особого порядка правового регулирования налоговых отношений. В общей теории права правовой режим определен как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права1. В НК РФ (ст. 18) содержится определение специального налогового режима, а также перечень специальных налоговых режимов. Налоговый кодекс РФ определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами (ст. 18). Данное НК РФ понятие специальных налоговых режимов определяет их как особый порядок исчисления и особый порядок уплаты налогов и сборов. В свою очередь ст. 18 НК РФ допускает — при установлении специальных налоговых режи- 1 См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 207. Раздел II. Механизм правового регулирования мов _ возможность определять и иные элементы налогообложения и налоговые льготы. Таким образом, законодательное определение специальных налоговых режимов не отражает пол-, ностью их содержания, что подтверждается коллизионностью самой ст. 18 НК РФ. Более того, целесообразно использовать в данных налоговых отношениях термин «специальный налогово-правовой режим», а не термин «специальный налоговый режим». Это связано с тем, что специальный режим выражает взаимосвязь правовой формы и содержания налоговых отношений, что свидетельствует о большей точности и логичности использования именно термина «специальный налогово-правовой режим».
Специальный налогово-правовой режим — это особый порядок правового регулирования налоговых отношений, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий определенную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права. Специальные налогово-правовые режимы по отношению к общему налогово-правовому режиму обладают отличиями. Во-первых, конкретный специальный налогово-правовой режим затрагивает определенную, более узкую область налоговых отношений, что позволяет рассматривать его содержание в рамках общего режима регулирования налоговых отношений. Во-вторых, установление специальных налогово-правовых режимов основывается на специальных налогово-правовых нормах, отличающихся от правовых норм, регулирующих общий режим налоговых отношений. При этом приоритетом в отношениях между общими и специальными налогово-правовыми нормами обладают специальные нормы налогового права. В соответствии со ст. 18 НК РФ основаниями применения специальных налогово-правовых режимов являются положения НК РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы. Статья 18 НК РФ содержит закрытый перечень специальных налоговых режимов, к которым относятся: — упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства; Глава 8. Налоговые правоотношения — система налогообложения в свободных экономических зонах; — система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях; — система налогообложения при выполнении договоров концессии; -**•< — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Часть вторая НК РФ дополняет перечень специальных налоговых режимов, посвящая им отдельный раздел VIII1: глава 26' «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»; глава 262 «Упрощенная система налогообложения»; глава 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 264 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».
Следовательно, часть вторая НК РФ расширяет состав специальных налоговых режимов, предусмотренный ст. 18 части первой НК РФ, дополняя их системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налоговый кодекс РФ устанавливает и называет в качестве налогового режима режим налогового склада. В соответствии со ст. 197 НК РФ под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад до момента ее отгрузки.(передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию. Специфика режима налогового склада заключается в том, что, во-первых, особый объект — алкогольная продукция — в рамках режима подпадает под действие усиленных мер и мероприятий налогового контроля, во-вторых, особенность проявляется в моменте окончания действия режима налогового склада. А Раздел II. Механизм правового регулирования Конкретным объектом режима налогового склада выступает алкогольная продукция, имеющая особое значение для экономических интересов Российской Федерации1. Действия по хранению, транспортировке и поставке (передаче) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции, могут осуществляться только в режиме налогового склада. Зоной действия режима налогового склада или зоной особого налогового контроля является территория, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также расположенные вне этой территории акцизные склады для хранения этой продукции и акцизные склады оптовых организаций. В период нахождения алкогольной продукции в режиме налогового склада она не считается реализованной, а соответственно, в отношении ее не возникает обязательства по уплате акциза, однако в этот период алкогольная продукция подвергается усиленным мерам налогового контроля.
Моментом завершения действия режима налогового склада является: — момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо своему структурному подразделению, осуществляющему ее розничную реализацию; — дата вступления в силу акта, освобождающего алкогольную продукцию от акциза, или непосредственно указанная в акте дата. Законом о налогах и сборах Российской Федерации может предусматриваться такая модель регулирования налоговых отношений, как режим перехода налогового закона. Несмотря на отсутствие прямого указания в НК РФ на существование данного режима, из смысла п. 4 ст. 5 НК РФ следует, что для подпадающих под действие данной нормы фискально обязанных лиц в случае изменения законодательства о налогах и сборах не в пользу указанных лиц сохраняется определенный налоговый режим. Важным условием применения режима перехода нало- 1 См.: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 25 июля 2002 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 2002. № 30. Ст. 3033. Глава 8. Налоговые правоотношения гового закона является необходимость его предусмотрения в законодательном акте. Однако правило перехода налогового закона оценивается неоднозначно. Например, его рассматривают не как специальный налоговый режим, а «просто» как достаточно масштабную налоговую льготу1. ^~-.i С принятием НК РФ в правовом режиме налоговых отношений произошли существенные изменения, вызывающие спорные ситуации в практике налогообложения. Так, Конституционный Суд РФ указал, что впервые сформулированное требование п. 1 ст. 17 НК РФ об установлении всех существенных элементов налогообложения являлось обязательным для всех налогов, которые были установлены и введены в действие после 1 января 1999 г. Прежние акты законодательства о налогах и сборах, принятые в соответствии с Законом РФ об основах налоговой системы, и следовательно, все налоги, установленные ст. 21 Закона, подлежали взиманию в обычном порядке вплоть до введения в действие части второй НК РФ, т. е. до 1 января 2001 г.2 Таким образом, законодатель обеспечил постепенный переход от одной налоговой системы к другой. Наличие переходного периода связано с необходимостью как адаптации налогоплательщиков к новым условиям налогообложения, так и подготовки организационных, материальных и иных условий для взимания налогов3.
1 См.: Буров В. С. Научно-практический постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса. М., 2000. С. 118. 2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. № 183-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества Авиакомпания «Челябинское авиапредприятие» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом «ч» пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Официально не опубликовано. Содержится в справочной правовой системе «Консультант-Плюс». 3 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Василенко Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество физических лиц» // ВКС РФ. 2002. № 3. Раздел II. Механизм правового регулирования В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»1 и письмом Пенсионного фонда РФ от 11 марта 2002 г. «О направлении методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»2 для страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 г. рождения и моложе, в 2002—2005 гг. применяются особые ставки платежей, т. е. тариф переходного периода, а с 2006 г. и дальше — тариф, установленный для иных групп страхователей, т. е. общий. Статья 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» устанавливает, что в случае если вступают в силу новые федеральные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов, либо вносятся изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на день начала финансирования инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения не применяются в течение определенных сроков. То есть если после начала реализации инвестиционного проекта происходит изменение в налоговом законодательстве, то объекты^ подпадающие под новые правила налогообложения, могут в соответствии с этими правилами быть выведены из-под действия новой налоговой нормы.
Неотъемлемым элементом каждого специального налогового режима выступает непосредственный носитель конкретного специального налогово-правового режима. Носителем режима может выступать определенная территория, например свободные экономические зоны, а также закрытые административно-территориальные образования. Носителями налогово-правового режима могут быть отдельные категории налогоплательщиков, например субъекты малого предпринимательства при упрощенной системе налогообложения, налогопла- 1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832; 2002. № 30. Ст. 3021. 2 Бюллетень Минтруда России. 2002. № 4. Глава 9. Общая характеристика субъектов налогового права 221 телыцики, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Носителей специальных налогово-правовых режимов отличает обладание необходимым статусом, с которым связывается право применять особую систему налогообложения. В связи с этим НК РФ и федеральные законы должны определять четеие критерии, позволяющие относить определенную категорию налогоплательщиков или территорий к носителям режима. Например, для применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо определить круг налогоплательщиков, имеющих статус «субъект малого предпринимательства». Данное понятие раскрывают федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»1 и «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»2. Однако нормативные правовые акты не всегда четко определяют статус носителей специальных налоговых режимов. Так, в российском законодательстве не имеет четкой юридической трактовки понятие «свободная экономическая зона», поскольку отсутствует единый закон, определяющий ее статус. Наряду с термином «свободная экономическая зона» употребляются термины «зона экономического благоприятствования», «особая экономическая зона». Вследствие этого и правовые аспекты специального налогово-правового режима свободных экономических зон нуждаются в серьезной доработке. Глава 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|