Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве




В механизме правового регулирования налоговых отноше­ний нормы-дефиниции и нормы-принципы выступают норма­ми общего содержания. Они устанавливают исходные начала (принципы) либо общие определения для налогового права.

1 См., к примеру, п. 1 ст. 182 НК РФ.

Раздел II. Механизм правового регулирования

Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в нало-гово-правовом акте. Это нормы, определяющие правовые принципы, понятия или категории, имеющие юридическое значение. Поэтому они подлежат обязательному учету при применении любых соответствующих им конкретных норм на­логового права. Правило поведения в такой норме выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соот­ветствующего анализа. Например, ст. 11 ПК РФ закрепляет, что свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — это документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве нало­гоплательщиков. Указанная норма содержит в себе определен­ное правило поведения: она предусматривает обязанность на­логового органа выдать организации или физическому лицу свидетельство о постановке на учет, в случае если они зареги­стрированы в качестве налогоплательщика. Однако правило поведения в данном случае сформулировано в виде определе­ния.

Нормы-принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм. Несмотря на декларативную направленность, нормы-принципы задают ориентиры развития для всего ком­плекса налоговых правоотношений и лежат в Основе деятельно­сти субъектов налогового права.

Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и пред­ставляют собой обобщающие правовые категории. Нормы-принципы, имея наивысшую степень обобщения и абстрагиро­вания нормативных предписаний, конкретизируются посредст­вом иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложе­ния.

Глава 7. Нормы налогового права

В отличие от иных налогово-правовых норм нормы-принци­пы имеют стабильный характер. Нормы законодательства о на­логах и сборах подвержены частым изменениям, в то время как нормы-принципы обладают устойчивостью, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в систе­ме налогового законодательства. ^.^

В некоторых Случаях общие начала, принципы налогового права вытекают как бы из совокупности, общего смысла норм законодательства о налогах и сборах.

Формально НК РФ не устанавливает приоритет закреплен­ных в ст. 3 норм-принципов над другими нормами, однако ни­какие другие положения законодательства о налогах и сборах не могут им противоречить, исходя из того, что эти нормы-принципы отражают самоограничение государственной власти в налоговых отношениях во имя обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Закрепленные НК РФ нормы-принципы имеют важное практическое значение, так как именно на основе общеправовых норм-принципов Конститу­ционный Суд РФ принимает решения о конституционности либо неконституционности норм законодательства о налогах и сборах.

В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются исключительно приведенными в указанной статье. Одной из задач части пер­вой НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства в целом, поэтому понятия и тер­мины определены и в соответствующих статьях части пер­вой НК РФ.

Статья 11 НК РФ предусматривает следующие способы фор­мирования понятийно-терминологического аппарата:

— использование в НК РФ понятий и терминов, ранее опре­деленных в других отраслях законодательства, в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Пункт 1 ст. 11 НК РФ содержит норму, согласно которой институты, понятия и тер­мины гражданского, семейного и других отраслей законодатель­ства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применя­ются в том значении, в каком они исполязуются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Раздел II. Механизм правового регулирования

Следовательно, при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, се­мейного или другой отрасли законодательства суд при рассмот­рении спора не применяет положения соответствующей отрас­ли законодательства только в том случае, когда в законодатель­стве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогооб­ложения'.

Некоторым общим понятиям, закрепленным в НК РФ, при­дано иное значение, чем они имеют в законодательстве, регули­рующем иные сферы общественных отношений. Например, оп­ределение таких понятий, как «организация» (ст. И), «залог» (ст. 73), «поручительство» (ст. 74) и др., закрепленных в НК РФ, не соответствует их значению, предусмотренному гражданским законодательством;

— использование специфических понятий и терминов зако­нодательства о налогах и сборах в значениях, определяемых в НК РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик», «объект на­логообложения», «налоговая база», и другие специфические понятия и термины должны иметь единообразное определение, которое необходимо четко закреплять именно в НК РФ и рас­пространять на все принимаемые в соответствии с ним норма­тивные правовые акты, регулирующие налоговые отношения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...