Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение срока уплаты налога, сбора или пени




Исполнение налоговой обязанности не всегда возможно осуществить в сроки, установленные законодательством о на­логах и сборах. В целях недопущения нарушения налогового законодательства в части образования налоговой недоимки подп. 4 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или ин­вестиционный налоговый кредит. Механизм реализации данно­го положения представляет изменение срока исполнения нало­говой обязанности и регулируется гл. 9 НК РФ.

Изменение срока исполнения налоговой обязанностиэто пе­ренос срока уплаты налога, сбора или пени на более поздний срок на условиях, устанавливаемых налоговым законодательством.

В правоотношениях по изменению срока исполнения нало­говой обязанности участвуют три стороны: финансовые госу­дарственные или муниципальные органы общей компетенции, налоговые органы, а также налогоплательщик, претендующий на изменение срока уплаты налога, сбора или пени (заинтере­сованное лицо).

В соответствии с принципами налогового федерализма и са­мостоятельности органов местного самоуправления существует разграничение налоговой компетенции между территориальны­ми органами государства и муниципальных образований отно­сительно принятия решений об изменении срока уплаты налога или сбора.

По общему правилу решение вопросов изменения сроков исполнения налоговой обязанности по федеральным налогам входит в компетенцию Министерства финансов РФ. Относи­тельно изменения сроков уплаты региональных или местных

налогов решения принимаются соответствующими финансовы­ми органами субъекта РФ или муниципального образования.

Учитывая специфику уплаты налоговых платежей при пере­мещении товаров через границу Российской Федерации, право изменения сроков исполнения налоговой обязанности относи­тельно этих налогов, сборов или причитающейся пени принад­лежит Государственному таможенному комитету РФ или упол­номоченным им таможенным органам.

Особенности взимания государственной пошлины обусло­вили и порядок изменения сроков по ее уплате. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты государственной пошлины, являются уполномо­ченные органы, осуществляющие контроль за платежом данно­го вида.

Правом изменения срока исполнения налоговой обязанно­сти по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фон­ды, обладают органы соответствующих внебюджетных фондов.

Второй стороной в правоотношениях относительно измене­ния срока исполнения налоговой обязанности выступает нало­гоплательщик. Законодательство о налогах и сборах не устанав­ливает каких-либо ограничений по видам налогов, примени­тельно к которым возможно изменение сроков их уплаты. Вместе с тем НК РФ определяются обстоятельства, наличие хо­тя бы одного из которых исключает изменение срока уплаты налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в от­ношении заинтересованного лица:

— возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

— проводится производство по делу о налоговом правонару­шении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах;

— имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется изменением срока исполнения налоговой обя­занности для сокрытия своих денежных средств или иного иму­щества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собира­ется выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Также исключается возможность изменения срока исполне­ния налоговой обязанности, если налогоплательщик уклоняет-

Раздел III. Налоговая обязанность и налоговый контроль

Глава 12. Сущность налоговой обязанности

ся от обеспечения отсрочки или рассрочки по уплате налога, т. е. не предоставляет в залог свое имущество или поручитель­ство третьего лица.

Срок исполнения налоговой обязанности может быть изменен относительно всей суммы причитающегося налога либо только ее части. Изменение срока уплаты налога не означает отмену суще­ствующей или возникновение новой налоговой обязанности на­логоплательщика. Однако выполнение налоговой обязанности в более поздние сроки образует сумму задолженности фискально обязанного лица перед бюджетом (внебюджетным фондом), по­этому на неуплаченную сумму налога начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Тем самым перенос срока исполнения налоговой обязанности фактически означает представление возмездного кредита со стороны государ­ства налогоплательщику за счет средств того бюджета или вне­бюджетного фонда, в доход которого должны были поступить не­уплаченные вовремя налоги.

Возмездность (платность) изменения срока уплаты налогов исключается в тех случаях, когда своевременному исполнению налоговой обязанности препятствовали обстоятельства непре­одолимой силы либо у государства (муниципального образова­ния) имеется финансовый долг перед налогоплательщиком в виде задержки финансирования из бюджета или оплаты выпол­ненного этим лицом государственного заказа.

Предоставление возможности изменения срока исполнения налоговой обязанности способствует сохранению финансового равновесия фискально-обязанного лица, но вместе с тем созда­ет угрозу для государства (муниципального образования) непо­лучения либо недополучения суммы причитающихся налоговых платежей. В качестве гарантии своевременного погашения фис­кальной задолженности перед бюджетом или внебюджетным фондом налоговым законодательством предусмотрены способы обеспечения изменения срока уплаты налога в виде залога имуще­ства или поручительства.

Формой изменения срока уплаты налога или сбора может быть отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит. Какие-либо иные способы, предоставляю­щие налогоплательщику возможность более поздней уплаты

налогов, сборов или пеней, налоговым законодательством не предусмотрены и, следовательно, не подлежат применению.

Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога заключается в предоставлении*на­логоплательщику возможности изменить срок исполнения нало­говой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы за­долженности. Погашение налоговой задолженности посредст­вом рассрочки платежа осуществляется частями с установленной периодичностью, но в любом случае срок погашения последней суммы части налога не должен превышать шести месяцев.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уп­латы налога на срок от трех месяцев до одного года.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога может быть предос­тавлена по одному или нескольким видам обязательных плате­жей на срок не менее одного, но не более шести месяцев. Тече­ние срока изменения исполнения налоговой обязанности начи­нается с момента наступления общего срока уплаты налога.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога, а также налоговый кредит предоставляются на основании письменного заявления заинтересованного лица. Подобное заявление составляется в двух экземплярах, один из которых подается в соответствую­щий уполномоченный государственный (муниципальный) ор­ган, а второй в 10-дневный срок направляется в налоговый ор­ган по месту учета налогоплательщика.

Перенос срока исполнения налоговой обязанности в форме отсрочки или рассрочки, а также налогового кредита возможен при наличии одного из обстоятельств, указанных в ст. 64 НК РФ. В зависимости от императивности для уполномоченного ор­гана обстоятельства, являющиеся основаниями для изменения срока уплаты налога, подразделяются на подлежащие:

1) безусловному учету, т. е. при их наличии уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке уплаты налога. Такими основаниями служат: а) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихий­ного бедствия, технологической катастрофы или иные обстоя­тельства непреодолимой силы; б) задержки налогоплательщику

II - 10264Крохина

Раздел III. Налоговая обязанность и налоговый контроль

финансирования из бюджета или..оплаты выполненного этим лицом государственного заказа. ц г

Единственным ограничением изменения срока исполнения налоговой обязанности при наличии данных обстоятельств яв­ляется сумма причиненного заинтересованному лицу ущерба, сумма бюджетного недофинансирования либо сумма неоплаты государственного заказа; в пределах названных сумм отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется в обязательном порядке;

2) учету по усмотрению уполномоченного органа', при их нали­чии возможно, но не обязательно предоставление отсрочки. Ос­нования: а) угроза банкротства налогоплательщика в случае еди­новременной выплаты им налога; б) бедственное имуществен­ное положение физического лица, исключающее возможность единовременной выплаты налога; в) сезонный характер произ­водства и (или) реализации товаров, работ или услуг налогопла­тельщиком.

Перечень обстоятельств, учитываемых при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов, не является исчерпы­вающим. В отношении налогов, подлежащих уплате в связи с пе­ремещением товаров через таможенную границу Российской Фе­дерации, подобные основания могут быть дополнены ТмК РФ. Кроме федерального законодательства законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные ус­ловия изменения срока исполнения налоговой обязанности, но только по отношению к региональным и местным налогам.

В отличие от оснований представления отсрочки или рас­срочки, договор налогового кредита заключается только при наличии юридических фактов, перечисленных НК РФ.

Наличие обстоятельств, являющихся основаниями для изме­нения срока уплаты налога, должно быть подтверждено налого­плательщиком документально и предоставлено уполномоченно­му органу одновременно с подачей соответствующего заявления. Уполномоченный орган вправе потребовать от заинтересован­ного лица также представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. Налогопла­тельщик имеет право приложить к заявлению ходатайство о вре­менном (на период рассмотрения поданного заявления) приос­тановлении уплаты суммы налога.

Глава 12. Сущность налоговой обязанности

Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога принимается уполномо­ченным органом в течение одного месяца со дня получения за­явления от налогоплательщика. Копия положительного реше­ния направляется уполномоченным органом в трехдневный срок налогоплательщику и в налоговый орган по месту учета этого заинтересованного лица.

Изменение срока уплаты налога в форме налогового кредита оформляется договором. По юридической сущности налоговый кредит является разновидностью бюджетного кредита, что обу­словливает особенности его правового регулирования. Договор о предоставлении налогового кредита заключается на основа­нии гражданского законодательства, но с учетом норм НК РФ, БК РФ, а также иного федерального и регионального законода­тельства о налогах и сборах.

Согласно ст. 76 БК РФ налоговые кредиты могут предостав­ляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита и только при отсутствии просроченной задолженности по ранее представленным бюджетным средствам на возвратной основе. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и при обязательном представлении заемщиком обеспечения своего финансового обязательства по возврату налоговых пла­тежей.

Способами обеспечения налогового кредита могут быть бан­ковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том чис­ле в виде ценных бумаг или паев. Бюджетным кодексом РФ ус­танавливаются два обязательных требования к имуществу, представляемому для обеспечения налогового кредита: 1) раз­мер обеспечения должен полностью (т. е. на 100%) покрывать сумму налогового кредита; 2) иметь высокую степень ликвид­ности.

При неспособности налогоплательщика обеспечить испол­нение обязательств по налоговому кредиту названными спосо­бами бюджетное законодательство исключает возможность из­менения срока уплаты налогов.

Обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика — получателя кредита. Предва­рительный финансовый контроль может быть осуществлен фи-

Раздел III. Налоговая обязанность и налоговый контроль

нансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его поручению иным уполномоченным органом.

Во время действия договора налогового кредита уполномо­ченные органы имеют право контролировать финансово-хозяй­ственную деятельность налогоплательщика.

Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, кото­рый отличается от отсрочки, рассрочки или налогового кредита специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилом накопления и погашения нало­говой задолженности и причитающихся процентов за пользова­ние кредитом.

Инвестиционный налоговый кредит — это порядок изменения исполнения налоговой обязанности организации, предостав­ляемый на срок от одного года до пяти лет и заключающийся в возможности уменьшения своих платежей по налогу на при­быль (доход), а также по региональным и местным налогам.

Условиями предоставления инвестиционного кредита слу­жат указанные в ст. 67 НК РФ обстоятельства, наличие одного из которых дает право налогоплательщику требовать заключе­ния договора об изменении срока уплаты налога на прибыли, региональных или местных налогов. Инвестиционный налого­вый кредит предоставляется налогоплательщику-организации

при условии:

— проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического пере­вооружения собственного производства, в том числе направ­ленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

— осуществление этой организацией внедренческой или ин­новационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

— выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предостав­ление ею особо важных услуг населению.

Перечень юридических фактов, служащих основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, не явля­ется закрытым, поскольку законами субъектов РФ и норматив-

Глава 13. Налоговый контроль

ными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть'установлены иные основания и ус­ловия изменения срока уплаты региональных и местных нало­гов, включая сроки действия инвестиционного налогового кре­дита и ставки процента на сумму кредита.

Таким образом, основной особенностью инвестиционногола-логового кредита является присущая ему регулирующая функ­ция, направленная на стимулирование капитальных вложений или иной инвестиционной активности организаций-налогопла­тельщиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...