Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
Государственно-политические преобразования и проводимые в России экономические реформы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, функционирование новых форм бизнеса, обусловливают постоянный рост количества налогоплательщиков. В то же время для переходного периода реформирования экономики характерно появление неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие и на налоговую сферу, в первую очередь таких, как инфляционные процессы, слабое развитие отечественных товаропроизводителей, несовершенство налогового законодательства. Недостатки в законодательстве, регулирующем налоговые отношения, не только способствуют, но зачастую и провоцируют совершение правонарушений. В конечном счете совокупность названных факторов приводит к уменьшению доходов населения, одновременно сокращая поступления денежных средств в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды. Одним из основных элементов степени и характера общественной опасности налоговых правонарушений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права. Именно данная особенность налогового права — принудительный характер изъятия части дохода — и вызывает в ответ на налоговые санкции государства противодействие налогоплательщиков, выражающееся в уклонении от уплаты налогов. Глава 15. Исходные положения нарушений законодательства 353 Специфика посягательств на нормальное функционирование налоговых правоотношений обусловлена тем, что налоги, согласно их экономической, социально-политической и юридической сущности, выступают основным средством материального обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сокращение налоговых поступлений в бюджетную систему либо их непланомерное поступление неизбежно становится основным фактором невыполнения либо неэффективного выполнения государством своих внешних и внутренних функций. В конечном счете недостаточное финансирование государственных полномочий, слабое материальное обеспечение публичных целей и задач влекут ослабление управления обществом и подрывают национальную безопасность.
Общественные отношения, складывающиеся между публичным (государством и (или) муниципальными образованиями) и частными субъектами относительно взимания налогов изначально в силу своей социальной природы конфликтны и, таким образом, объективно требуют правового регулирования. В свою очередь, механизм правового регулирования налоговых отношений объективно нуждается в охране правовыми средствами. В современных условиях развития системы российского законодательства правовая охрана механизма налоговых отношений обеспечивается различными отраслями права: финансовым, уголовным, административным и таможенным. Данное основание является аргументом об отнесении налоговой ответственности к комплексному межотраслевому правовому институту. Следует оговориться, что понимание налоговой ответственности через сумму соответствующих отраслевых институтов, охраняющих налоговые отношения, имеет значение только для удобства анализа этой категории и в качестве учебной дисциплины. Институт налоговой ответственности не относится к исключительным явлениям российской правовой системы. Правовые институты, состоящие из правовых предписаний, содержащихся в различных нормативно-правовых актах, — объективно обусловленный закономерный феномен. В связи с динамикой общественных отношений в налоговом праве происходит постоянное дополнение и изменение нормативного материала, что влечет невозможность в рамках одного нормативного акта об-
. Щ6Г° Д%твия (НК РФ) обеспечить всю полноту регулирова твия (НК Р оеспеч НШЧ0вых отношений. Более того, различная степень об-ЩеСТВеНС опасности налоговых правонарушении не позволя-СТ ОСУЩ^твЛяГохранУ материальных норм какой-либо одной отрасль* Твлять ° Р Уной заР ачей законодателя при регулиро- ВЙНИИ ИЧстиТута налоговой ответственности следует считать создание ^iniyi „„„«nmix норм, взаимно допол- няющих негФотив°Речивых пРавовых нирм' гт •Друг друга. ПраГ сферой действия института налоговой ответствен- ^^^ Г1^ателГтГ- общ Генные отношения, складываю-ЩИ6СЯ <о ительно установления, введения, взимания налогов, а т^Нос™ро се осуществления налогового контроля и и нриис^ у^ налоговой сферы охрани- административ- ного и т ^Моженного права имеют мижсннши 11У - моменты, обу-Особенность охра- ческая °ХрЗНе Общественных отношений, регулируемых налоговым правом. Y?^c™ предназначением охранительных правовых является опосредование отношении, связанных с законодательства о налогах и сборах, то и юриди-,укция этих правовых институтов совпадает и от-nnn..„.правонарушения, а именно: объект, объективную а субъект и субъективную сторону. ЯВЛЯ^сь комплексным межотраслевым правовым институ- к "Чговая" ответственность не относится всецело к какой-либо од^,UbdH U1UC1^' „„пяняюшей налоговые отношения. Относит^™ отРасли права' Г„РосТь такого правового образова-^льная самостоятельность iukui^ p НИЯ> КаК итоговая ответственность, объясняется ее интегрированным ^™°еВаом обусловленным вторичностью по отношению к о^Р^емР^ ма/ 1ЬНЫМ нормам финансового права. Поэтом^ Р- ™ ^ ншюговой ответственности в качестве ком-ииой категории, соединяющей в себе Различные ______нормы, не может быть полностью отнесен к ка- Э^> одной отрасли права. Правовой институт не относится к пер^ °да^ правовым образованиям - качеством первоос-Н°ВЫ °б^™правовая норма, которая может принадлежать
Глава 15. Исходные положения нарушений законодательства только одной отрасли права и даже в составе правового образования не может входить в иную отрасль права. Правовой институт налоговой ответственности состоит из отдельных структурных элементов — субинститутов, которые представляют собой отраслевые институты ответственности за нарушения налогового законодательства. В пределах института налоговой ответственности каждый субинститут регулирует конкретный род деликтных отношений: финансовых (налоговых), административных, таможенных или уголовных. Вместе с тем необходимо подчеркнуть условность отнесения налоговой ответственности к полноправным правовым общностям. Говоря об институте налоговой ответственности, следует учитывать, что его состав образуют равнозначные, самостоятельные институты других отраслей права, регулирующих общественные отношения, вертикальные и функциональные связи которых на несколько порядков сильнее, чем их связи между собой. Объединения норм, устанавливающих финансовую, уголовную, административную или таможенную ответственность за налоговые правонарушения, являются неотделимой частью соответствующих отраслей права. Бесспорно отнесение института налоговых преступлений к уголовному праву, а института налоговых правонарушений — к финансовому (налоговому). В основе подобного утверждения лежит предметный принцип классификации общественных отношений. Однако, как уже отмечалось, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах может регулироваться нормами разных отраслей. В подобной ситуации охранительные отношения налоговой сферы разграничиваются по дополнительному критерию — методу правового регулирования. Таким образом, комплексность института налоговой ответственности представляет относительное соединение специальных правовых общностей (совокупности норм права), обеспечивающих различными правовыми режимами охрану одного вида общественных отношений — налоговых. Разнородность отраслей права, охраняющих налоговые отношения, допускает сочетание и объединение в определенных целях правовых норм, но не является основанием для образования единых, качественно однородных общественных отношений, т. е. не дает
356 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах генетической возможности рождения нового института или тем более отрасли права — налоговой ответственности. Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является совершение одного из следующих деликтов: а) налогового правонарушения; б) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки административных правонарушений (налоговые проступки); в) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступлений (налоговые преступления). Современное состояние российской правовой системы таково, что каждый из видов нарушений законодательства о налогах и сборах регулируется самостоятельной отраслью права: финансовым, таможенным, административным или уголовным. Поэтому в зависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в НК РФ, ТмК РФ, КоАП РФ или УК РФ соответственно. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах — это охранительное правоотношение, возникающее на основании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на виновного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лишениями личного и материального характера. Необходимо учитывать, что НК РФ, КоАП РФ и ТмК РФ содержат конкурирующие составы налоговых правонарушений. В случае выявления налогового правонарушения, содержащего одновременно признаки налогового и административного или налогового и таможенного деликта, приоритет имеют нормы НК РФ. Данный вывод основывается на нормах НК РФ, Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения устанавливается непосредственно НК РФ (подп. 6 п. 2 ст. 1). В соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, установленным НК РФ. Следовательно, в случае нарушения законодательства о налогах и сборах охрани- Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений 357
тельные правоотношения должны складываться только на основании норм НК РФ и регулироваться институтом налоговой ответственности. Представляется более целесообразным нормы, охраняющие налоговые отношения, но содержащиеся в КоАП РФ и ТмК РФ, консолидировать в НК РФ, что будет способствовать по--вышению эффективности правоохранительной функции ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Соединение охранительных норм в рамках НК РФ позволит, во-первых, устранить смешение различных видов юридической ответственности, вызывающей в правоприменительной практике немало трудностей; во-вторых, рассматривать налоговую ответственность не в качестве комплексного правового образования, а как полноправный институт в границах подотрасли налогового права. Консолидация охранительных норм будет соответствовать и общепринятым научным трактовкам правоохранительного института1, поскольку в рамках налогового права как регулятивной подотрасли финансового права произойдет соединение и компоновка в самостоятельные подразделения охранительных норм. Синтезирование норм права, охраняющих налоговые отношения, позволит создать единый правоохранительный комплекс, подчинить ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах единым исходным идеям финансового права и принципам налогового права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|