Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 18 НК РФ




Часть 1. Общая характеристика нарушений банком обязанно­стей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В НК РФ виды нарушений банком обязанностей, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, выделены в от­дельную главу. На первый взгляд, анализ ст. 106 НК РФ, уста­навливающей понятие налогового правонарушения, позволяет сделать вывод об исключении банков из числа субъектов, несу­щих налоговую ответственность, поскольку банки прямо в этой норме не названы. Вместе с тем законодательное определение налогового правонарушения не исключает возможности его со­вершения банками как «иными лицами».

Обособление положений об ответственности банков от норм об ответственности иных налогообязанных субъектов не могло не вызвать целого ряда вопросов, касающихся природы право­нарушений, предусмотренных гл. 18 НК РФ, и соответствую­щей дискуссии в научно-юридической литературе.

Так, И. И. Воронцова полагает, что вопрос о возможности при­менения к банкам положений гл. 15 НК РФ не может быть решен однозначно, что не может не создать затруднений при примене­нии судами норм об ответственности банков и не свидетельствует о взвешенности в подходе законодателя к столь острой проблеме1.

1 См.: Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Россий­ской Федерации. Часть первая. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В. И. Слома, А. М, Макарова. М., 2000. С. 452.

422 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

В определении от 6 декабря 2001 г. № 257-О «По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества «Коммерческий банк «Лантра-Банк» на нарушение конститу­ционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью вто­рой статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации»1 содержится тезис о том, что «положения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 135 Налогового кодекса Российской Феде­рации... определяют... составы налоговых правонарушений». Таким образом, Конституционный Суд РФ рассматривает пре­дусмотренные гл. 18 НК РФ нарушения банками соответствую­щих обязанностей в качестве налоговых правонарушений.

Между тем существует точка зрения, согласно которой уста­новленные гл. 18 НК РФ нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, к чис­лу собственно налоговых правонарушений не относятся. Обос­новывается данный вывод тем, что содержащееся в ст. 107 НК РФ указание на то, что ответственность за совершение на­логовых правонарушений несут организации и лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ, отрицает тождество налоговых правонарушений и нарушений банком обязанностей, установ­ленных законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, исходя из буквального прочтения ст. 107 НК РФ мы обязаны сделать вывод, что ответственность за со­вершение правонарушений, предусмотренных гл. 18 НК РФ, не является ответственностью за совершение налоговых правона­рушений и, следовательно, правонарушения, предусмотренные гл. 18 НК РФ, не являются налоговыми.

Следует согласиться с И. И. Кучеровым, О. Ю. Судаковым и И. А. Орешкиным, которые утверждают, что основное отличие между налоговыми правонарушениями и нарушениями банка­ми обязанностей, предусмотренных законодательством о нало­гах и сборах, заключается в их субъектах2.

Субъектами нарушений банками обязанностей, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, являются ис-

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений

1 СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 625.

2 См.: Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый кон­троль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2001.

ключительно коммерческие банки и другие кредитные органи­зации, имеющие лицензию Банка России.

В связи с тем, что банковские операции по открытию и ве­дению банковских счетов юридических лиц вправе осуществ­лять только расчетные небанковские кредитные организации, следует, что субъектами нарушений кредитными организация­ми обязанностей, предусмотренных законодательством о нало­гах и сборах, являются банки, расчетные небанковские кредит­ные организации, а также действующие на территории Россий­ской Федерации филиалы иностранных банков.

Иные субъекты банковской деятельности, имеющие на ос­новании закона право осуществлять банковские операции по открытию и ведению банковских счетов (Банк России, а также Агентство по реструктуризации кредитных организаций), субъ­ектами рассматриваемых правонарушений не являются.

Об отсутствии тождества правонарушений, перечисленных в гл. 16 и 18 НК РФ, свидетельствует и своеобразие санкций, применяемых к банкам за совершение ими соответствующих правонарушений. Действительно, ст. 114 НК РФ не устанавли­вает иного вида налоговых санкций, кроме штрафов, в то время как ряд статей гл. 18 НК РФ предусматривает ответственность банков в виде пени, порядок взыскания которой отличен от по­рядка взыскания налоговых санкций. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить п. 7 ст. 114 и п. 4 ст. 60 НК.

В НК РФ появилась дополнительная статья 101', которая введена для того, чтобы специально урегулировать основные правила производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах лицами, которые не являются налогопла­тельщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. Эта статья предназначена для применения в отношении субъ­ектов, вовлеченных в налоговые правоотношения не как их са­мостоятельные участники, а как агенты или посредники между налогоплательщиками и государством. В первую очередь к чис­лу таких субъектов относятся банки. Это объясняется тем, что, выступая в особом качестве, они не платят «свои» налоги, но могут задержать уплату «чужих». Именно поэтому ст. 101' НК РФ по сути является компиляцией ст. 100 и 101 НК РФ, единственное отличие которой состоит в том, что в соответст­вии с ее п. 10 на основании вынесенного решения о привлече-

424 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

нии лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате только пеней, а не недоимки по налогу и пени, как предусмот­рено в п. 4 ст. 101 НК РФ.

Таким образом, несмотря на единую юридическую природу, налоговые правонарушения отличаются от нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, по следующим основным моментам:

1) по субъектам правонарушений;

2) по применяемым санкциям;

3) по порядку применения предусмотренных санкций;

4) по правилам производства по делам о соответствующих правонарушениях;

5) наконец, существует терминологическое различие. Весьма важное значение для уяснения отличия налоговых

правонарушений от нарушений банками обязанностей, преду­смотренных законодательством о налогах и сборах, имеет то обстоятельство, что банки отсутствуют в содержащемся в ст. 9 НК РФ перечне участников отношений, регулируемых законо­дательством о налогах и сборах. На первый взгляд, данное об­стоятельство трудно поддается объяснению. Действительно, от­ношениям с участием банков в НК РФ посвящена специальная глава, но в соответствии с НК РФ участниками отношений, ре­гулируемых законодательством о налогах и сборах, они не яв­ляются.

Участие банков в рассматриваемых отношениях носит более сложный (по сравнению с иными не наделенными государст­венно-властными полномочиями участниками отношений, ре­гулируемых законодательством о налогах и сборах) характер.

Права и обязанности, а также ответственность налогопла­тельщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных не наделенных государственно-властными полномочиями субъек­тов, установлены непосредственно законодательством о налогах и сборах, в связи с чем они находятся исключительно в рамках отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за со­вершение налогового правонарушения.

В отличие от этого, рассматриваемые права, обязанности и ответственность банков предусмотрены не только налоговым, но и гражданским законодательством. Любое из предусмотрен­ных гл. 18 НК РФ правонарушений банк может совершить только случае наличия между ним и его клиентом договора банковского счета, заключенного по правилам, предусмотрен^ ным гл. 45 ГК РФ. Таким образом, первичным основанием от­ветственности банка за нарушение обязанностей, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, является граж­данско-правовой договор банковского счета.

В связи с этим нельзя не согласиться с А. Я. Курбатовым, который, проанализировав ответственность банков за задержку платежей в бюджет и внебюджетные фонды по налоговому за­конодательству, пришел к выводу о том, что наличие основа­ний для применения указанной ответственности зависит от то­го, являются ли действия банка правомерными или неправо­мерными применительно к гражданскому праву1.

Наиболее показательными в этом отношении являются пра­вила перечисления денежных средств со счета клиента.

В соответствии со ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряже­нию клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним бан­ковскими правилами или договором банковского счета.

Следовательно, основанием возникновения публично-пра­вовой обязанности банка по перечислению денежных средств в бюджет является распоряжение клиента, данное им в силу за­ключенного с банком гражданско-правового договора. Момен­том возникновения у банка указанной публично-правовой обя­занности (моментом, с которого начинается исчисление сро­ков) является момент поступления в банк соответствующего платежного документа от клиента. Эти предусмотренные граж­данским законодательством правила дублируются в НК РФ, в соответствии с п. 2 ст. 69 которого поручение на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного

1 См.: Курбатов А. Я. Ответственность банков за задержку платежей в бюджет и внебюджетные фонды. М., 1997. С. 5.

426 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, в силу того, что НК РФ предусмотрен стро­го определенный срок для исполнения поручения клиента на перечисление налога, договором банковского счета не может быть предусмотрен более длительный срок для такого перечис­ления.

В то же время договором банковского счета для исполнения поручений клиента на перечисление денежных средств с его счета (в том числе и в бюджет) может быть предусмотрен более короткий срок. В этом случае банк обязан исполнить соответ­ствующее поручение клиента в срок, предусмотренный догово­ром. В случае нарушения этого срока банк может быть привле­чен к гражданско-правовой ответственности. Однако ответст­венности, предусмотренной НК РФ, в таком случае банк нести не будет в силу императивного установления налоговым зако­нодательством строго определенного срока.

Налоговое законодательство не определяет в целом порядка открытия, ведения и закрытия счетов клиентов. Отсюда следу­ет, что банк может быть привлечен к ответственности на осно­вании, например, ст. 132 НК РФ не за любое нарушение по­рядка открытия и закрытия счетов, а лишь за те из них, кото­рые определены законодательством о налогах и сборах.

Необходимо подчеркнуть, что возложение на банк задач, связанных с осуществлением налогового учета (ст. 132 НК РФ), приостановлением операций по счетам (ст. 134 НК РФ), взы­сканием налогов и сборов (ст. 135 НК РФ), не предполагает предоставления банкам каких-либо властных полномочий в от­ношении своих клиентов. Банк, так же как и его клиент-нало­гоплательщик, является не субъектом, а объектом властного воздействия со стороны государства. Участие банка в решении налогово-фискальных задач государства ограничивается испол­нением возложенных на него обязанностей и обеспечивается применением соответствующих мер ответственности.

Таким образом, обязанности банков по правильному откры­тию счетов налогоплательщиков, исполнению поручений о пе­речислении налогов и сборов, а также по предоставлению на­логовым органам сведений по счетам своих клиентов, основы-

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений

ваясь на гражданско-правовых договорах гражданско-правовой, но и публично- привои

Правоотношения, складывающиеся в указанных обязанностей, регулируются ранск ГК РФ), банковским (ст. 31 Федерального закона «п банковской деятельности») и налоговым (ст 60 "л?» законодательством. При определении отраслевой сти указанных правоотношении, на наш взгляд пользовать модель, применяемую обычнГвТох дом РФ', в соответствии с которой, например "ЬШ

ния, регулируемые соответствующими нормам законодательства, относятся к гражданск 'пвы общем виде правило, применяемое Верховным С"д"м Рфм жет быть изложено формулой: правоотношения neiv/ нормами соответствующей отрасли законодательств ЛИруемЫе данную отраслевую принадлежность. К°Н°Дательства, имеют

Итак, применив модель, используемую обычно R Судом РФ при определении отраслевой Г^^ж*™*"™ сматриваемых отношений, мы (в связи с тем чГдГн ™ ^ шения регулируются одновременно и гражданским и " °™°~ законодательством) придем к выводу, чтГэти от ются одновременно и налоговыми и гражданско о

На первый взгляд, полученный вывод противооет вам теории права, в соответствии с которой

На самом деле противоречия в данном случае нет

Для уяснения сущности складывающихся мых случаях отношений необходимо пр1вать наомошь рию комплексного правоотношения. Комплексный^ -смешанный) характер банковских правоотношений '

проявляется как раз на примере отношений с процессе исполнения банками обязанной имишручений клиентов о перечислении налогов и

^ Решение Верховного Суда Рф От 1П

г. «О признании незаконным и недействующим с 0 1996 г. письма Минфина РФ, ФНС РФ и ЦБ РФ от 2? "вгустя Moof Экономика и жизнь. 1997. № 3. августа 1996 г.» //

428 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

Сложный характер данных правоотношений проявляется в том, что после получения клиента на перечисление налога или сбора у банка появляется, с одной стороны, обязательство пе­ред клиентом, а с другой — обязанность перед государством.

Смешанный характер рассматриваемых правоотношений со­стоит в наличии в их составе одновременно публично- и част­ноправовых элементов.

Публично-правовой элемент данного правоотношения за­ключается в наличии публичной обязанности банка перед госу­дарством в лице его уполномоченных органов по перечислению денежных средств клиента в бюджет или внебюджетные фонды. Исполнение банком данной публично-правовой обязанности обеспечивается мерами ответственности, предусмотренными гл. 18 НК РФ за невыполнение обязанностей, предусмотрен­ных законодательством о налогах и сборах.

Частноправовой элемент рассматриваемых правоотношений заключается в наличии гражданско-правового обязательства банка перед клиентом, которое обеспечивается мерами граж­данско-правовой ответственности. В случае несвоевременного выполнения или невыполнения указаний клиента о перечисле­нии денежных средств со счета банк согласно ст. 856 ГК РФ обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ.

Таким образом, хотя отношениям с участием банков в НК РФ и посвящена специальная гл. 18, но в ст. 9 НК РФ бан­ки не перечислены в числе участников отношений, регулируе­мых законодательством о налогах и сборах, по той причине, что отношения, складывающиеся с участием банков в процессе от­крытия, обслуживания и закрытия ими банковских счетов, а также в процессе предоставления банками' налоговым органам информации о счетах клиентов, нельзя однозначно идентифи­цировать в качестве налоговых отношений.

Вместе с тем сказанное не означает, что составы, описание которых содержится в гл. 18 НК РФ, не являются налоговыми правонарушениями.

Консолидация норм, устанавливающих ответственность банков за нарушения обязанностей, предусмотренных законо­дательством о налогах и сборах, в отдельную главу, отчасти объясняется субъектным составом включенных правонаруше-

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений 429

ний. Банки выделены в самостоятельную категорию субъектов правонарушений в связи со спецификой сочетания в сфере их правового регулирования публичных и частных норм. Банки обладают двойственной налотово-правовой природой, выра­жающейся в наличии обязанностей уплачивать причитающиеся налоги, обслуживать счета своих клиентов-налогоплательщиц, ков, а также выполнять поручения налоговых органов, пред­ставлять им необходимую информацию и т. д. Банки одновре­менно обладают статусом налогоплательщика и агента государ­ства, посредством которых производятся обязательные платежи в бюджетную систему или внебюджетные фонды. Особенность субъектного состава противоправных деяний, объединенных гл. 18 НК РФ, обусловила и относительную немногочислен­ность содержащихся в ней составов правонарушений.

Однако по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ «Об основах налоговой системы» количество составов правона­рушений, субъектами которых являются банки, значительно расширилось. Поэтому выделение правонарушений, совершае­мых банками, в самостоятельную главу оправдано с позиций юридической техники.

Одновременно следует учитывать, что технико-юридическое

обособление гл. 18 НК РФ не означает обособления нарушений

банками обязанностей, предусмотренных законодательством о

налогах и сборах, от налоговых правонарушений. Глава 18

НК РФ является составной частью раздела VI НК РФ, имею-

I щего обобщающее название «Налоговые правонарушения и от-

I ветственность за их совершение».

Противоправный характер деяний, предусмотренных ст. 132— 135' НК РФ, обусловлен нарушением банком норм налогового законодательства. Согласно гл. 18 НК РФ обязанности банков, нарушение которых образует объективную сторону противо­правного деяния, устанавливаются НК РФ, который является неотъемлемой частью законодательства о налогах и сборах. За­конодательство о налогах и сборах регулирует в числе прочих и властные отношения, возникающие относительно привлечения; к ответственности за совершение налогового правонарушения. Поскольку НК РФ не регламентирует привлечение к какому-либо иному виду ответственности, то и нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и

430 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

сборах, следует с полной уверенностью отнести к налоговым правонарушениям.

Включение в число налоговых правонарушений противо­правных деяний, совершаемых банками в налоговой сфере, подтверждается порядком налогового производства, который одинаков независимо от квалификации деликта по норме гл. 16 или гл. 18 НК РФ. Относительно ответственности банков за на­рушения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, применяются общие положения гл. 15 НК РФ об ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Меры государственного воздействия, устанавливаемые за совершение противоправного деяния, предусмотренного гл. 18 НК РФ, носят, как и налоговые санкции, штрафной характер и на основании ст. 136 НК РФ взыскиваются в порядке, анало­гичном порядку взыскания санкций за налоговые правонару­шения.

Таким образом, нормы гл. 16 и 18 НК РФ имеют единую юридическую природу. Вместе с тем, являясь разновидностью налоговых правонарушений, нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, имеют следующие характерные особенности:

— составы правонарушений, ответственность по которым применяется к банкам, перечислены в гл. 18 НК РФ;

— объективную сторону данных правонарушений составля­ют противоправные деяния, совершенные в нарушение обязан­ностей банка в качестве налогоплательщика или иного фис­кально-обязанного лица;

— субъектом налогового правонарушения, квалифицируемо­го по какой-либо статье гл. 18 НК РФ, может быть только банк, обладающий необходимыми организационно-правовыми признаками;

— производство по делу о нарушении банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, имеет определенную специфику и регламентируется ст. 101' НК РФ.

Глава 18 НК РФ объединяет ст. 132—136. Статья 136 регла­ментирует порядок взыскания с банков штрафов и пеней, ос­тальные статьи определяют составы налоговых правонаруше­ний, совершаемых банками и устанавливают соответствующие санкции.

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений 431

Часть 2. Виды нарушений банком обязанностей, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах

Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета на­логоплательщику.

Объектом данного правонарушения являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления налогового контра?; ля, а также отношения, складывающиеся относительно взима­ния налогов и сборов. Налоговые правонарушения, выразив­шиеся в нарушении банком порядка открытия счета налогопла­тельщику без предъявления им свидетельства о постановке на налоговый учет, а также в открытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, посягают на процессуальные фискальные права государства, поскольку создают препятствия в контроль­ной деятельности налоговых органов. Налоговое правонаруше­ние, выразившееся в несообщении банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщика, способствует осуществлению последним незаконной предпри­нимательской деятельности и, таким образом, нарушает суве­ренное право государства на получение законно установленных налогов и сборов.

Объективную сторону правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 132 НК РФ, характеризуют действия банка по неправо­мерному открытию счета налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту в двух случаях: без предъявления организацией или индивидуальным предпринимателем свиде­тельства о постановке на учет в налоговом органе; при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении опера­ций по счетам организации или индивидуального предприни­мателя. Объективную сторону состава налогового правонаруше­ния, предусмотренного п. 2 ст. 132 НК РФ, образуют бездейст­вия банка после открытия или закрытия счета организации или индивидуальному предпринимателю в виде несообщения нало­говому органу сведений об этих обстоятельствах. Таким обра­зом, объективная сторона названных правонарушений выража­ется в игнорировании банком обязанностей, возложенных на него ст. 76 и 86 НК РФ.

Согласно положениям ст. 76 НК РФ приостановление опе­раций по счетам в банке применяется для обеспечения испол-

нения решения о взыскании налога или сбора. Приостановле­ние операций по счетам в банке означает обязанность банка прекратить все расходные операции по данному счету. Однако расходные операции не прекращаются по платежам, очеред­ность исполнения которых в соответствии с гражданским зако­нодательством Российской Федерации предшествует исполне­нию обязанности по уплате налогов и сборов.

Налоговый орган, приняв решение о приостановлении опе­раций по счету налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, уведомляет одновременно о принятом реше­нии банк и его клиента. Решение о приостановлении операций по счету вручается под расписку или иным способом, свиде­тельствующим о дате получения этого документа.

Банк обязан безусловно выполнить решение налогового ор­гана и приостановить операции по счету налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента с момента получе­ния этого решения и вплоть до его отмены.

Наличие у банка решения налогового органа о приостанов­лении операций по счетам организации или индивидуального предпринимателя влечет одновременное возникновение запре­та на открытие этим клиентам новых счетов. Одновременно на­личие у банка подобного решения является обстановкой совер­шения рассматриваемого налогового правонарушения и отно­сится к факультативным (дополнительным) признакам его

объективной стороны.

Статья 86 НК РФ возлагает на банки обязанность открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. При этом следует учитывать, что предъявление свидетельства о постановке на налоговый учет является обязательным условием заключения договора банков­ского счета, поэтому открытие банком счета без предъявления такого свидетельства будет образовывать состав налогового правонарушения всякий раз, даже если налогоплательщик име­ет открытые ранее счета в этом банке. В течение пяти дней по­сле открытия или закрытия счета названным субъектам банк обязан сообщить о проделанных операциях в налоговый орган по месту учета новых клиентов.

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений 433

Предметом рассматриваемого правонарушения является счет, соответствующий требованиям п. 2 ст. 11 НК РФ, т. е расчетный (текущий) и иной счет в банке, открытый на осно­вании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организации или индивидуального предпринимателя. Следовательно, при квалификации совершенного банком деяния, нарушающего по-"* рядок открытия счета налогоплательщику, необходимо устано­вить правовой статус клиента в целях выяснения, является ли он организацией или индивидуальным предпринимателем, обя­занным состоять на учете в налоговом органе и иметь подтвер­ждающее свидетельство.

По характеру объективной стороны рассматриваемые нало­говые правонарушения являются формальными, поскольку за­конодатель не принимает во внимание наступление или отсут­ствие каких-либо негативных последствий в результате дейст­вий или бездействия, описанных ст. 132 НК РФ. Общественная опасность налоговых нарушений банков достаточно высока, и относительно рассматриваемых составов налоговых правонару­шений вредные последствия для бюджетной системы презюми-руются (предполагаются).

Налоговое правонарушение банка, квалифицируемое по п. 1 ст. 132 НК РФ, считается оконченным в день неправомерного открытия банковского счета.

Противоправное деяние банка, предусмотренное п. 2 ст. 132 НК РФ, считается оконченным по истечении пяти дней со дня открытия или закрытия счета организации или индивидуально­му предпринимателю.

Субъектом рассматриваемых правонарушений может быть банк или другая кредитная организация, имеющая соответст­вующую лицензию Центрального банка РФ.

Субъективная сторона налогового правонарушения, выра­зившегося в виде открытия банком счета организации или ин­дивидуальному предпринимателю без предъявления ими свиде­тельства о постановке на налоговый учет, а также правонару­шения в виде открытия счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам это­го лица, характеризуется виной в форме умысла. Субъективная сторона противоправных деяний, выразившихся в несообще-

15- 1.0264 Крохина

г

434 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

нии банком налоговому органу сведений об открытии или за­крытии счета организации или индивидуальному предпринима­телю, также характеризуется виной в форме умысла, но в неко­торых случаях — неосторожностью. Так, по неосторожности банк может сообщить сведения об открытии счета относитель­но другого клиента или сообщить правильные сведения, но в иной налоговый орган.

Санкция носит штрафной характер, является абсолютно оп­ределенной и зависит от пункта ст. 132 НК РФ, по которому квалифицировано противоправное деяние банка.

Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечис­лении налога или сбора.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 133 НК РФ, являются материальные фискальные права государст­ва. Нарушение банком установленного срока исполнения пору­чения налогоплательщика или налогового агента о перечисле­нии налога или сбора препятствует своевременному формиро­ванию доходной части соответствующего бюджета или внебюджетного фонда.

Объективная сторона характеризуется бездействием банка в виде неправомерного нарушения срока, установленного НК РФ для исполнения платежного поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налогов или сборов в бюд­жет или государственный внебюджетный фонд.

Обязанность банка по своевременному обслуживанию пла­тежных поручений своих клиентов определена ст. 863 ГК РФ, на основании которой при расчетах платежными поручениями банк обязуется за счет средств, находящихся на счете платель­щика, перевести определенную денежную сумму на счет ука­занного плательщиком лица в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним. Следовательно, од­ним из критериев надлежащего выполнения банком условий договора банковского счета является соблюдение банком тре­бований о сроках, отведенных нормативными правовыми акта­ми на перечисление средств со счета клиента на счет получате­ля платежа.

Поскольку на основании ст. 2 ГК РФ его нормы не приме­няются к налоговым отношениям, то обязанности банков по

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений 435

исполнению поручений на перечисление налогов и сборов бы­ли воспроизведены ст. 60 НК РФ и, таким образом, граждан­ско-правовая обязанность банка перед клиентом видоизмени­лась в публичную обязанность банка перед государством.

Согласно положениям НК РФ поручение на перечисление налога (сбора) должно быть исполнено банком бесплатнв <в те­чение одного операционного дня, следующего за днем получе­ния такого поручения. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе за­держивать исполнение поручений на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Как из­вестно, налогоплательщик может выполнить налоговую обязан­ность досрочно. Однако в любом случае, если клиентом предъ­явлено платежное поручение на перечисление налогового пла­тежа, банк обязан его исполнить в соответствии со ст. 60 НКРФ.

Следовательно, правонарушение, предусмотренное ст. 133 НК РФ, будет считаться оконченным по истечении операцион­ного дня, следующего за днем получения банком поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора.

Нарушение банком срока исполнения поручения о перечис­лении налога или сбора является длящимся, поскольку длится со дня совершения до дня прекращения либо пресечения.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 133 НК РФ, является материальным, поскольку ответственность банка зави­сит от возникновения негативных последствий в виде неполу­чения бюджетом или внебюджетным фондом в предполагаемый срок причитающихся сумм налогов (сборов).

Не образует состава рассматриваемого правонарушения на­рушение банком срока исполнения поручения налогоплатель­щика (налогового агента) на перечисление налога (сбора) в том случае, если была необходимость исполнения платежных доку­ментов, относящихся к более ранней очередности, установлен­ной ГК РФ.

Не является противоправным деянием, предусмотренным ст. 133 НК РФ, бездействие банка в виде неперечисления нало­га (сбора) по платежному поручению, оформленному налого­плательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) с

436 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

нарушением банковских правил. В данной ситуации отсутству­ет событие правонарушения, что исключает привлечение банка к ответственности.

Субъектом данного состава налогового правонарушения яв­ляется коммерческий банк или иная кредитная организация, являющаяся таковой на основании лицензии Центрального банка РФ.

Субъективная сторона противоправного деяния банка в Виде неисполнения поручения о перечислении налога или сбора ха­рактеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Санкция за рассматриваемое противоправное деяние уста­новлена в виде пени, что соответствует характеру длящихся правонарушений, посягающих на неправомерное удержание чужих денежных средств.

Пени, взыскиваемые с банков, по своей сущности отлича­ются от пеней, взыскиваемых на основании ст. 75 НК РФ с на­логоплательщика, плательщика сборов или налогового агента. Ответственность банков за нарушения налогового законода­тельства установлена гл. 18 НК РФ, название которой и вклю­чение в нее ст. 133 НК РФ позволяют считать взыскиваемые с банков пени за нарушение срока исполнения поручения о пе­речислении налога или сбора санкциями, а не восстановитель­ными (компенсационными) мерами.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в соответствующий бюджет или вне­бюджетный фонд сумму налога и уплатить причитающиеся пе­ни. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к нему применяются принудительные ме­ры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и со­ответствующих пеней. Неоднократное нарушение банком сро­ков по исполнению налоговых платежных поручений в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской дея­тельности.

Определяя меру ответственности банка за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, необ­ходимо учитывать, что бюджетным законодательством установ­лена аналогичная норма. Статья 304 БК РФ также считает про-

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений 437

тивоправным деянием несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов, что влечет взыскание пени с кредитной ор­ганизации в размере 1/300 действующей ставки рефинансиро­вания Банка России за каждый день просрочки.

Конкуренцию норм ст. 133 НК РФ и ст. 304 БК РФ возмож**" но разрешить одним из двух способов.

Во-первых, основываясь на ст. 1 и 41 БК РФ. Согласно на­званным нормам налоговое законодательство является специ­альным по отношению к бюджетному законодательству, сле­довательно, ст. 133 НК РФ имеет приоритетное значение и должна применяться к соответствующим составам правонару­шений.

Во-вторых, основываясь на п. 2 и 45 НК РФ, указанная нор­ма определяет в качестве момента исполнения налогоплатель­щиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обя­занности по уплате налога момент предъявления в банк пору­чения на уплату налога. Следовательно, НК РФ различает уплату налога как действие самого налогоплательщика и реаль­ное перечисление налога в бюджет как действие банка, обслу­живающего плательщика налога (сбора). Исполнение налого­плательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченно­го денежными средствами платежного поручения влечет пре­кращение налогового правоотношения между налогоплатель­щиком и государством (муниципальным образованием).

В финансовых правоотношениях, в отличие от гражданско-правовых отношений, риски банковских неплатежей возложе­ны и НК РФ и БК РФ на получателя средств — бюджет соот­ветствующего территориального уровня или внебюджетный фонд. Поэтому далее, выясняя природу отношений банка с го­сударственной или муниципальной казной относительно пере­числения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...