Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков




Административный порядок защиты нарушенных прав нало­гоплательщиков означает возможность обжалования актов нало­говых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

В налоговом праве административный порядок обжалования не имеет характера обязательной досудебной процедуры, поэто­му подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (выше­стоящему должностному лицу) не исключает права на одновре­менную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Процедурные нормы, определяющие порядок и сроки пода­чи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестояще­му должностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.

При использовании налогоплательщиком административно­го порядка защиты нарушенных прав обжалование актов нало--говых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется по административной иерархии — жалоба по­дается в налоговый орган (должностному лицу), в чьем подчи­нении находится налоговый орган или должностное лицо, до­пустившие нарушение законодательства. Следовательно, адми­нистративный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц может быть многократным.

Жалоба налогоплательщика может содержать несколько фактов, которые нарушают права заявителя. Вместе с тем НК РФ четко различает подведомственность подачи и рассмот­рения жалобы — факты несогласия с актами, действиями или бездействием налогового органа заявляются только в выше­стоящий налоговый орган; жалобы на неправомерное поведе-

Глава 19. Защита прав налогоплательщиков

ние должностных лиц подаются вышестоящему должностному лицу. Объединение в одной жалобе требований, подведомст­венных налоговым органам, с требованиями, подведомствен­ными должностным лицам этих органов, не допускается.

Обжалование неправомерности деятельности налоговых ор­ганов или их должностных лиц осуществляется только в пись­менной форме. Жалоба должна содержать название и коорди­наты налогового органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, а также предмет и основа­ния обжалования.

Налоговым кодексом РФ установлен трехмесячный срок давности (срок обжалования) для обращения с жалобой на не­правомерные акты, действия или бездействие налоговых орга­нов или их должностных лиц. Трехмесячный срок начинает течь со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был уз­нать о нарушении своих прав.

Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен, но при условии наличия уважительной причины его пропуска. Ес­ли налогоплательщик пропустил срок обжалования актов, дей­ствий или бездействия налоговых органов (должностных лиц), то он имеет право приложить к подаваемой жалобе письменное заявление о восстановлении пропущенного срока давности, указав причины случившегося. Вопрос об уважительной причи­не пропуска срока давности и о его восстановлении решается тем налоговым органом или должностным лицом, которым жа­лоба адресована.

Как правило, уважительной причиной пропуска срока дав­ности признается тяжелая и длительная болезнь, длительное отсутствие, стечение тяжелых семейных обстоятельств, форс-мажорные обстоятельства. Также к числу уважительных причин могут быть отнесены действия сотрудников налоговых либо правоохранительных органов, в результате которых были изъя­ты документы, необходимые налогоплательщику для подачи жалобы.

При отсутствии уважительных причин пропуск трехмесяч­ного срока на обжалование не дает налогоплательщику права требовать рассмотрения его жалобы. Такое заявление возвра­щается обратно. В то же время отказ в восстановлении срока

534 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

также может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может на основании своего письменного заяв­ления ее отозвать. Однако отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права на повторное обжалование тех же ак­тов, действий или бездействия в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Обращение по иным обстоятель­ствам осуществляется также в течение трех месяцев со дня, ко­гда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

По общему правилу обжалование неправомерного поведе­ния налоговых органов или их должностных лиц не приоста­навливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако решение вопроса о приостановлении действия акта нижестоя­щего налогового органа или действий (бездействия) должност­ного лица зависит от вышестоящего налогового органа или должностного лица, принявших жалобу к рассмотрению. Если до вынесения мотивированного решения по поданной жалобе вышестоящее должностное лицо имеет достаточные основания полагать, что подвергаемые сомнению акты или поступки не соответствуют законодательству Российской Федерации, то оно имеет' право приостановить действие обжалуемого акта (дейст­вия, бездействия) полностью или частично.

Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее долж­ностное лицо в течение месяца со дня получения жалобы обя­заны ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа и назначить дополни­тельную проверку;

— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

— изменить решение или вынести новое решение по суще­ству обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течение трех дней сообща­ется лицу, подавшему жалобу.

Административный порядок защиты нарушенных прав на­логоплательщиков действует параллельно с судебным. Вместе с

Глава 19. Защита прав налогоплательщиков

тем существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от судебного решения по анало­гичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщи­ка По общим процедурным правилам, предусмотренным НК РФ, налоговый орган (должностное лицо) вправе рассмат­ривать жалобу и вынести какое-либо решение по ней до-мо­мента вступления в законную силу решения суда (арбитражно го суда) о разрешении спора по обстоятельствам, идентичным в поданной жалобе. В случае, если решение суда вступает в за конную силу раньше, чем налоговый орган (должностное лицо) вынесет решение по поданной ему жалобе, то акт налогового органа не должен противоречить судебному акту Так пои удовлетворении судом требований налогоплательщика налоге, выи орган обязан признать решение суда правомерным и также вынести решение в пользу заявителя. Рассмотрение налоговым органом (должностным лицом) поданной жалобы после вступ ления судебного решения в законную силу и вынесение проти воположного решения противоречит принципам общеобяза тельности и неопровержимости вступивших в законную силу судебных актов. у

Административный порядок обжалования актов действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уве домления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случа ях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затре' бованы какие-либо документы, сведения или пояснения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...