Раздел I . Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА Железнодорожный транспорт в единой транспортной системе РФ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ РАЗДЕЛ III. РАСЧЕТ ГУСТОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО ОБЛАСТЯМ, КРАЯМ И РЕСПУБЛИКАМ, ВХОДЯЩИМ В РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ И ПО РАЙОНУ ДОРОГИ В ЦЕЛОМ РАЗДЕЛ IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ СПРОСА НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, СТРУКТУРЫ И НАПРАВЛЕНИЙ ОСНОВНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны. С помощью транспорта углубляется специализация и расширяется кооперирование промышленного и сельскохозяйственного производства в национальном и международном масштабах, укрепляется экономическое положение государства в целом. Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефте- и газопроводный). При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.
Социально-экономический аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно - качественным и полным удовлетворением потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Другой основой развития различных видов транспорта выступает технология перевозочного процесса грузов и людей, которая видоизменяется на различных путях сообщения в соответствии с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обусловливающими наиболее выгодными условия перемещения их в едином перевозочном процессе страны. Благодаря учету этих особенностей удается обеспечить кооперацию различных видов транспорта в транспортной системе страны. Многие исследователи транспортных проблем ограничиваются этими двумя аспектами единой транспортной системы. Однако этим не исчерпывается сущность проблемы единой транспортной системы. Главная задача - отыскание оптимальных пропорций в развитии производства и транспорта применительно планируемому этапу экономического развития страны. С решением важных вопросов территориальной организации производственных сил связан экономико-географический аспект проблемы единой транспортной системы, учитывающий взаимоотношения между природной средой, производством и транспортом. Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Вытянутой главной хозяйственной полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регуляр-ностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны на 1995г.
Российские железные дороги - крупнейшая, хорошо развитая, динамично и эффективно функционирующая система. Железнодорожная сеть и имеет протяженность более 85 тыс. км. В Российской Федерации железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы, выполняя более 80% грузооборота всех видов транспорта (без трубопроводного) и свыше 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в дальнем и пригородном сообщениях. Железнодорожный транспорт в России повысил надежность и регулярность транспортных связей, снизил расходы на перевозку грузов и тем самым открыл возможность транспортировки массовых сырьевых продуктов (угля, нефти, различных руд, леса, строительных материалов) внутри страны. Железные дороги в настоящее время - основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети. Сегодня железные дороги - один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли - необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.
РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Восточно-Сибирская железная дорога пролегает в основном по территории Иркутской области, республик Бурятия и Саха-Якутия. Эксплуатационная длина дороги- 3848,1 км., свыше 80 % её протяженности электрифицировано. Управление дороги находится в г. Иркутске. Дорога обслуживает крупные промышленные районы по добыче железной руды и угля, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической и химической промышленности, цветной металлургии.
На долю дороги приходится 89% грузооборота в регионе, выполненного всеми видами транспорта. Ежегодно по магистрали перевозится более 278 млн.т. груза. В среднем в год дорога перевозит более 30 млн. человек. Дорога граничит с рядом ж.д.: Красноярской (ст. Юрты), Забайкальской (ст. Петровский Завод), Дальневосточной (ст. Хани); на юге подходит к государственной границе с Монголией (ст. Наушки). С января 1997 года дорога работает без отделений; для представления защиты её интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления созданы Улан-Удэнское представительство в Бурятии, Тайшетский и Северобайкальский филиалы и Иркутский региональный отдел. Дорога связывает районы Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока с остальной сетью железных дог страны, обслуживает крупные промышленные районы по добыче железной руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической и химической промышленности, цветной металлургии и др., является одной из важнейших транзитных магистралей. На долю дороги приходится 89% грузооборота в регионе, выполненного всеми видами транспорта. Ежегодно по магистрали перевозится более 278 млн.т. груза. В среднем в год дорога перевозит более 30 млн. человек. Наиболее крупные станции отправления и прибытия грузов: Черемхово, Коршуниха-Ангарская, Китой-Комбинатская, Суховская, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Лена, Братск, Тайшет. Длина двухпутных участков составляет 1938,5 км, трехпутных - 168 км. В составе дороги 221 железнодорожная станция, стрелочные переводы на которых оборудованы электрической централизацией. Практически все станции могут принимать поезда повышенного веса и длины. На дороге функционируют Центр управления перевозками, оснащенный самой современной электронной техникой, позволяющей управлять прессом движения на полигонах с диспетчерскими участками 300км. И более. Действует центр управления экономикой и финансами, позволяющий вести автоматизированный бухгалтерский учет на современной компьютерной базе. Работает центр транспортного обслуживания, обеспечивающий оперативное решение всех вопросов, связанных с обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей. Закончена централизация кадровой работы, материально-технического снабжения, строительства и других сфер деятельности. Все это работает в едином информационно-технологическом пространстве в виде локальных компьютерных сетей, объединенных в единую сеть дороги. Проведенная на дороге работа по централизации функций управления при переходе на безотделенческую структуру управления явилась практическим полигоном для апробирования важных элементов реформы управления отраслью в целом.
Дорога имеет мощную техническую базу по ремонту подвижного состава, изготовлению запасных частей и оборудования. В состав дороги входит (с 1.01.1999г.) Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод - второе по величине предприятие в Бурятии, имеющее мощную техническую базу для ремонта и восстановления подвижного состава. Вступила в строй (2000г.) первая очередь предприятия по ремонту подвижного состава на станции Нижнеудинск с годовой мощностью заводского ремонта 5000 цистерн, 15 000 деповского ремонта и 85 000 капитального ремонта колесных пар. Введен в строй рельсосварочный поезд на станции Мысовая, что позволит восстанавливать 600шт. крестовин в год, сваривать более 320км. рельсов. В состав дороги входят также Алзамайский и Иркутский электротехнический заводы. Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976.). В состав ВСЖД входит Кругобайкальская железная дорога - памятник промышленной архитектуры федерального значения. Ныне она проходит от ст.Байкал до ст.Култука (длина - более 85 км). Уникальность этого грандиозного сооружения заключается в том, что ни одна железная дорога в мире не обладает таким огромным количеством рукотворных объектов: 40 тоннелей, 16 галерей, 470 виадуков, мостов и водопропускных труб, около 280 подпорных стенок, и это не считая различных станционных построек, также являющихся памятниками архитектуры вековой давности. На КБЖД находится "золотая пряжка" Транссибирской магистрали <http://cargo.rzd.ru/isvp/public/cargo?STRUCTURE_ID=604>. Именно на берегах Байкала было закончено строительство Великого Сибирского пути. Северный участок Восточно-Сибирской магистрали - Байкало-Амурская магистраль <http://cargo.rzd.ru/isvp/public/cargo?STRUCTURE_ID=893>. В 2003 г. на этом участке запущен в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель <http://cargo.rzd.ru/isvp/public/cargo?STRUCTURE_ID=892>, который является крупнейшим в России и пятым по протяженности в мире. Его длина - 15 343 метра, глубина в некоторых местах достигает 1 км. Большая часть тоннеля проходит в зоне тектонических разломов, пересекает Северо-Муйский горный хребет, (его протяженность - 300 км, ширина 20-30 км, абсолютные отметки высоты достигают 2500 м). 5 декабря 2003 года Северомуйский тоннель был сдан в эксплуатацию. <http://cargo.rzd.ru/isvp/public/cargo?STRUCTURE_ID=892>
Самый крутой спуск на Транссибе находится между станциями Андрияновская и Слюдянка II ВСЖД. Он продолжается от перевала Андриановский до берега озера Байкал, железная дорога спускается вниз более чем на 400 метров. Участок построен в 1947-49 г.г. сдан в эксплуатацию в 1949 г. Вокзал ст. Слюдянка ВСЖД - единственный в мире вокзал, полностью построенный из мрамора. Возведен в 1904 г., завершил сооружение Кругобайкальской железной дороги. Сохранился практически в первозданном виде. Основные показатели работы ВСЖД за 2008 год: Эксплуатационная длина-3848 км. Численность сотрудников-46233 чел. Средняя заработная плата-26000руб. Перевезено грузов-76 млн. тонн. Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении-3,6 млн. чел. в пригородном - 29 млн. чел. Отделения дороги - Тайшетское, Иркутское, Улан - Удэнское, Северобайкальское.
Таблица1. Характеристика района тяготения железной дороги по плотности населения
По размерам грузовых перевозок ВСЖД занимает одно из первых мест. В 1969 грузооборот Восточно-Сибирской ж.д. составил 138 млрд. т·км (5,8% от грузооборота сети). Более 90% грузооборота осваивается электрической, а около 10% - тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота транзит составляет 15%, ввоз 12%, вывоз 34% и местное сообщение 39%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют чёрные металлы, нефтегрузы, хлебные грузы, продукция лёгкой и пищевой промышленности, машиностроения, химии. Ввозят металлы, стройматериалы, нефтепродукты, продукцию машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности и частично хлебные грузы; вывозят лесоматериалы, нефтегрузы, железную руду, уголь, продукцию лесохимии. В местном сообщении преимущественно перевозятся строительные грузы, уголь, лесоматериалы, нефтепродукты, продукция сельского хозяйства. Грузонапряженность железной дороги примерно в 1,5 раза выше среднесетевой. Довольно значителен на дороге удельный вес транзитных перевозок. Среди вывозимых по дороге грузов преобладают лес, уголь, железная руда и хлебные грузы. Большой объем отправления круглого леса на станциях, расположенных на участках Тайшет-Усть-Кут, Хребтовая-Усть-Илимск. Главными центрами, отправляющими продукцию переработки древесины, являются Братск, Усть-Илимск (с крупнейшими лесопромышленными комплексами) и Иркутск. Крупнейшие отправители угля-станции Черемхово и Жаргон (близ Черемхова), Азей и Нюра (близ Тулуна), Загустай (близ Гусиноозерска). Железную руду отправляют станции Коршуниха - Ангарская (г. Железногорск-Илимский), хлеб - станции, расположенные в лесостепной и степной полосе от станции Тулун до Южной Бурятии. Ввозятся главным образом нефтяные грузы, черные металлы и минеральные строительные материалы. Нефтяные грузы получают Иркутск, Улан-Удэ, Братск, Усть-Кут (для перевалки на речные суда, перевозящие нефтегрузы в Якутию и Бодайбинский район Иркутской обл.). Сырая нефть поступает из Западной Сибири по нефтепроводу в Ангарск на крупный нефтепроводный завод. Вырабатываемые на нём светлые и темные нефтепродукты развозятся железной дорогой как местными потребителям, так и дальним - в Забайкалье и на Дальний Восток. Черные металлы получают в основном такие машиностроительные центры, как Иркутск и Улан-Удэ, минеральные строительные материалы и сырье для производства -Иркутск, Братск, Ангарск и др. В пределах дороги перевозятся уголь, лес, хлеб и строительные материалы. Транзитом через Восточно-Сибирскую дорогу идут с запада на восток нефтяные грузы из Западной Сибири, хлеб из Западной Сибири и Казахстана и черные металлы Урала и западной Сибири, а с востока на запад - лес Читинской обл. и отчасти Дальнего Востока. Восточно-Сибирская дорога взаимодействует с важными речными путями-Ангарой и Леной. Поэтому в районе её тяготения попадают северные районы Иркутской обл. и почти вся Якутия. Наиболее важными транспортными узлами являются Иркутск, Улан-Удэ, Черемхово, Ангарск, Тайшет, Братск, Усть-Кут. Также развиты электроэнергетические ресурсы. На Восточно-Сибирской дороге есть как тепловые электростанции (Ангарская, Иркутская, Гусиноозерска, Читинская), так и гидроэлектростанции (Иркутская, Братская). Вырабатываемая электроэнергия частично используется в Восточной Сибири, а также передается в другие районы страны. Электроэнергии в 1969 произведено 64,7 млрд. квт·ч (свыше 14% выработки РСФСР). Главную долю выработки электроэнергии даёт Иркутская энергосистема, объединяющая Братскую и Иркутскую ГЭС и ряд крупных тепловых электростанций. Строится (1971) Усть-Илимская ГЭС мощностью 3600 Мвт (3,6 млн. квт). Красноярская энергосистема объединяет тепловые электростанции, работающие на углях Канско-Ачинского бассейна (в том числе Назаровская ГРЭС), и крупнейшую Красноярскую ГЭС на Енисее. Выше по течению, в пределах Западного Саяна, на Енисее строится (1971) Саянская ГЭС (проектная мощность 5300 Мвт, или 5,3 млн. квт). Добыча угля составляет около 50 млн. т в год, главным образом в Красноярском крае и Иркутской области; 3/4 угля добывается открытым способом. Из энергоёмких отраслей важнейшее значение имеет алюминиевая промышленность. Заканчивается строительство (1971) Ачинского глинозёмного завода, который будет работать на местных нефелинах. Основные предприятия химической промышленности сосредоточены в Красноярске, Ангарске, Усолье-Сибирском; производятся пластмассы, азотные удобрения, каустическая сода и др. Начато (1969) строительство электрохимического комбината в г. Зима. Мощным центром цветной металлургии является Норильский горнометаллургический комбинат, работающий на богатых месторождениях полиметаллических руд (Талнахское). Чёрная металлургия представлена передельными заводами в Петровск-Забайкальском и Красноярске ("Сибэлектросталь"). Железная руда, добываемая на Коршуновском горнообогатительном комбинате (Иркутская область), Абаканском и Тейском рудниках (Хакасия), идёт на металлургические заводы Кемеровской области. Из других отраслей горнодобывающей промышленности важное значение имеют: добыча слюды-мусковита (Мамско-Чуйский район) и её обработка на слюдяных фабриках в Иркутске, Нижнеудинске, Заозёрном; добыча графита (Ногинское и Ботогольское месторождения) и его переработка на Красноярской фабрике; добыча асбеста в Тувинской АССР (Ак-Довурак), талька в Иркутской области, флюорита в Читинской области, соли в Усолье-Сибирском. Главные отрасли в промышленности, определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства: Восточная Сибирь - один из наиболее богатых природных ресурсов районов страны. В нем сосредоточено: 30% балансовых запасов угля; 40% общих запасов древесины; 44% экономически эффективных гидроэнергоресурсов; 25% стока рек; значительная часть запасов золота, залежей меди, никеля, кобальта, алюминиевого сырья, горно-химического сырья, графита, железных руд и т.д. Огромны и разнообразны его рекреационные, сельскохозяйственные и территориальные ресурсы. Угольная. Здесь находятся крупнейшие в стране угольные бассейны: уникальный по запасам и низкой стоимости угля Канско-Ачинский (а так же Иркутский(общегеологические запасы которого составляют 76 млрд. т), Тунгусский(общегеологические запасы которого достигают 2345млрд.т)и Минусинский(общегеологические запасы углей оцениваются в 32,5 млрд.т). На эту отрасль промышленности приходиться от общего отправления более 50 % грузов, а на ввоз-41,3%. Нефтегазовая. Ангарский нефтехимический комбинат включает в себя непосредственно сам нефтеперерабатывающий завод <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4>, химический завод, товарно-сырьевое производство. Выпускает свыше 200 видов продукции, что составляет 15 % валового продукта Иркутского региона. В производственный цикл компании интегрированы предприятия Саянска <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA> и Усолья-Сибирского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5-%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5>, которые связаны с компанией трубопроводами. По ним они получают необходимое сырье - этилен <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD> и пропилен <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD>). На эту отрасль промышленности приходиться от общего отправления более 15 % грузов, а на ввоз-8,3%. Металлургическая. А)цветная металлургия представленав особенности золотом, молибденом, оловом, никелем и медью, свинцом и цинком. Запасы свинцово-цинковых руд сосредоточены в основном в Горевском и Кызыл-Таштыгском месторождениях Красноярского края и Нерчинской группе месторождений Читинской области. Б)черная металлургия представлена передельными заводами в Петровск-Забайкальском и Красноярске ("Сибэлектросталь"). На эту отрасль промышленности приходиться от общего отправления более 11,1% грузов, а на ввоз-10,7%. Машиностроительная. Специализируется главным образом на производстве горного, металлургического, химического, подъёмно-транспортного оборудования, металлорежущих станков, радиоприёмников и телевизоров (Иркутск, Красноярск, Чита), судостроении и судоремонте (Красноярск, Улан-Удэ, Листвянка), производстве зерновых комбайнов (Красноярск). Химическая. Основные предприятия химической промышленности сосредоточены в Красноярске, Ангарске, Усолье-Сибирском; производятся пластмассы, азотные удобрения, каустическая сода и др. Из других отраслей горнодобывающей промышленности важное значение имеют: добыча слюды-мусковита (Мамско-Чуйский район) и её обработка на слюдяных фабриках в Иркутске, Нижнеудинске, Заозёрном; добыча графита (Ногинское и Ботогольское месторождения) и его переработка на Красноярской фабрике; добыча асбеста в Тувинской АССР (Ак-Довурак), талька в Иркутской области, флюорита в Читинской области, соли в Усолье-Сибирском. Лесная. Большая часть леса вывозится в безлесные районы страны и идёт на экспорт через порт Игарка. Главные районы лесозаготовок - по правым притокам Енисея и левым притокам Ангары, Чулыму, в верховьях Лены, по притокам Байкала и в бассейне Селенги. 82% всех лесозаготовок приходится на долю Иркутской области и Красноярского края. Строятся (1971) Братский лесопромышленный комплекс, Новомаклаковский и Маклаково-Чунский лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты. По размерам лесопиления (около 14 млн. м3 в 1969) район занимает 2-е место в СССР (после Северо-Запада). Развивается целлюлозно-бумажная промышленность в Красноярске, Братске, Байкальске, в Бурятской АССР. Предприятия лесохимической и гидролизной промышленности размещаются в Красноярском крае и Иркутской области. Строительные материалы. Отрасль представлена цементными (Красноярск, Ангарск, Каменск), стекольными (Улан-Удэ, Тулун). На эту отрасль промышленности приходиться от общего отправления более 11,7% грузов, а на ввоз-11,5%. Текстильная. (Красноярск, Канск, Улан-Удэ, Чита), швейная, трикотажная, кожевенно-обувная, валяльно-войлочная. Площадь сельскохозяйственных угодий в Восточной Сибири составляет 23 млн. га, из них пашня- 9 млн. га. Структура сельскохозяйственных угодий выглядит следующим образом: пашня - 39,9%, сенокосы - 12,7, пастбища - 46,9, многолетние насаждения - 0,5%. Земледелие развито главным образом в южной части района. С.-х. угодья (без оленьих пастбищ) занимают 5,2% территории района. Главные зерновые районы - на юге Красноярского края, Иркутской и Читинской областях. Из технических культур сеют в небольших размерах масличные (Красноярский край), из кормовых - травы и кукурузу на силос. Восточная Сибирь располагает благоприятными условиями для развития животноводства. В животноводстве - к З. от Байкала преобладает молочно-мясное направление и свиноводство, в Забайкалье и в Тувинской АССР - мясо-шёрстное направление. В Красноярском крае и Иркутской области сосредоточено 2/3 поголовья коров, 3/4 свиней и 4/5 птицы; в Читинской области, Бурятской и Тувинской АССР - около 3/4 поголовья овец всего района. На Ю. Тувинской АССР и на Ю. Забайкалья разводят верблюдов и яков. Во всех животноводческих районах важную роль играет коневодство. На С. Красноярского края и в горнотаёжных районах Забайкалья и Иркутской области - оленеводство (свыше 200 тыс. голов), а также клеточное звероводство и охотничий промысел. Таким образом, Восточная Сибирь является основной ресурсной энергетической базой страны, и в перспективе сохранится приоритет за топливно-энергетическим комплексом, цветной металлургией, разработкой лесных ресурсов, энерго - и водоемкими отраслями промышленности. Развивается также разнообразная химическая и строительная промышленность. Восточная Сибирь - один из важных животноводческих районов России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|