Раздел IV. Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Железнодорожная сеть Восточно-Сибирского экономического района характеризуется концентрацией перевозок в транспортных узлах, обслуживающих промышленные комплексы, шахты, рудники, нефтеперерабатывающие и металлургические заводы и другие предприятия. Значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Монголией, через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами дальнего зарубежья. Важное значение имеет речной транспорт (судоходен Енисей). Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским транспортом, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее. Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо, что препятствует освоению ценных природных ресурсов. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей. В 2005 г. объем отправления грузов железнодорожным транспортом в Иркутской области составил 68,7 млн. тонн, с ростом к предыдущему году на 9,7%, что вдвое превосходит среднесетевую динамику. К 2010 г. прогнозируется рост объема отправления до 83 млн. тонн, т. е. еще более чем на 20%.Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте РФ за 1995-1997 гг., %. Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двукратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью. В перспективе планируется строительство газопровода, по которому газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.
Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 47% от объема перевозок с преобладанием погрузки и выгрузки угля-42,1 млн. т (60% от местного сообщения), минерально-строительных материалов-10,6 млн. т(15%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по углю 70% и минерально-строительным материалам-более 90%.
Таблица 3. Транспортный баланс отдельных грузов крупного Восточно-Сибирского экономического района в 1997году на железнодорожном транспорте, млн.т.
Из общего объема угля перевозимого в местном сообщении, более 85%(36 млн.т) приходится на внутриреспубликанские, внутрикраевые и внутриобластные связи. Из других, наиболее крупных (3,3 млн.т) внутрирайонных связей по углю можно выделить перевозку канскоачинских углей (Красноярский край) на Братскую ТЭЦ-6 и Усть-Илимскую ГРЭС (Иркутская область).
По минерально-строительным материалам 87% (9,2млн.т) перевозок в местном сообщении приходится на связи, осуществляемые внутри каждого субъекта, входящего в состав Восточно-Сибирского района. Наряду с внутрирегиональными связями перевозки Восточно-Сибирского района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Из общего объемы перевозок рассматриваемого района 32% продукции и импортных товаров вывозится за его пределы и около 12% потребляемого в районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозится из других регионов. Восточно-Сибирский экономический район имеет положительный транспортный баланс. Наибольшее количество грузов вывозится в адрес потребителей Западно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов (76% от общего вывоза Восточно-Сибирского района). Кроме того, из Восточно-Сибирского района вывозятся лесные грузы, грузы группы «прочие» (цветные металлы, продукция машиностроительного комплекса-производственное оборудование, станки, компрессорные установки, химические товары, продукция легкой и пищевой промышленности) и другие грузы. Из районов вывозится в значительных объемах: уголь(38% от общего вывоза) преимущественно из Красноярского края (9,7 млн.т) и Читинской области(3,7 млн.т) на покрытие потребностей электроэнергетики Центрального (Рязанская ГРЭС), Западно-Сибирского (ТЭЦ Алтайского края, Новосибирской и Томской области) и Дальневосточного(электростанции Хабаровского, Приморского краев и Амурской области) районов; нефтяные продукты (24%), по которым можно выделить крупнейшие связи из Иркутской области: 3,5 млн.т сырой нефти после налива трубы по ст. Зуй перевозятся железнодорожным транспортом на Хабаровский НПЗ и 4 млн.т нефтепродуктов в Приморский край как для собственного потребления, так и на экспорт; руды всякие(16%)-7,1 млн.т железной руды из красноярского края и Иркутской области на металлургические комбинаты Западной Сибири.
Таблица 4. Распределение перевозок в Восточно-Сибирском экономическом районе различными видами транспорта.
Данные показывают, что в 1995г. по сравнению с 1992г. в общем грузообороте РФ увеличился удельный вес трубопроводного транспорта на 8,4%. Примерно настолько же уменьшился удельный вес железнодорожного транспорта (на 7,4%) и немного уменьшился вклад морского и внутреннего водного транспорта. Удельный вес автомобильного и авиационного транспорта в период с 1992г. по 1995г. оставался неизменным.
Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали (Москва - Омск - Красноярск - Иркутск - Владивосток) и ответвлений от нее: Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом; Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ - Наушки; Борзя - Соловьевск. На Транссибирской магистрали в пределах Восточно-Сибирского экономического района от Мариинска до Бамовской грузонапряженности (в грузовом направлении с запада на восток) на железнодорожных участках в 1997 г. Колебалась в пределах от 20,1 млн.т (в 1,6 раза выше среднесетевой) на участке Мариинск-Ачинск до 32,3 млн.т (в 2,6 раза выше среднесетевой) на участке Китой-Суховская. На остальных участках железнодорожной сети рассматриваемого района грузонапряженность(в грузовом направлении) была ниже среднесетевой по России, которая в 1997 г. Составляла 12,7 млн.т и колебалась от 12,6 млн.т на участке Бискамжа-Карай до 0,7 млн.т на участке Черемхово-Макарьево. Возрождению экономики страны будут способствовать освоение природных ресурсов в Нижнем Приангарье и зоне Байкало-Амурской магистрали, проходящей по территории Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ железнодорожный груз транспортный 1.Регионалистика: Учебное пособие для вузов. Б.М. Лапидус, Ф.С Пехтерев, Н.П Терешина.-М.:УМК МПС России,2000.-422с. .Экономическая география транспорта: Учебник для вузов/ Н.Н Казанский, В.С. Варламов, В.Г. Галабудра и др.; под редакцией Н.Н. Казанского. -М.: Транспорт,1991.280с. .Экономика Сибири: субъекты Федерации: Учеб. пос. - Новосибирск: СибАГС, 1999. - 338 с. .Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. - 533 с. .Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 1989. с. 165. .Павлов В.П. Железнодорожная статистика // Железнодорожный транспорт. Изд. «Транспорт». М., 1995. № 7. с.48. .Экономическая и социальная география России. // Под ред. Хрущева В.П. М., 1997. с. 291. .Восточная Сибирь, М., 1963; Тарасов Г. Л., Восточная Сибирь, М., 1964; Кротов В. А., Экономико-географические проблемы Восточной Сибири, в кн.: Сибирский географический сборник, в. 4, М.-Л., 1965; Российская Федерация. Восточная Сибирь, М., 1969 (серия "Советский Союз"). 9.Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 9. Вологда - Газели. 1951. 624 стр., 10.Атлас (9 класс).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|