Проблемы соотношения влияния наследственности и среды.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Вопросы к экзамену
Предмет психологии личности. Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое. А.Г.Асмолов определяет содержание предмета психологии личности следующим образом: - взаимодействие биологических и средовых факторов, направляя их ход личностного развития; Предмет психологии личности - исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий. Аспекты изучения человека как элемента различных систем Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Выделяют следующие аспекты изучения человека как элемента различных систем: • структурно-функциональный (биологический). • системно-исторический (общественный). Цели и задачи психологии личности Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни (Л. Хьелл, А. Зиглер, 1997). В задачи психологии личности входит: • Исследование общего и частного в проявлении личности. • Изучение структуры личности. • Изучение механизмов развития личности. • Изучение закономерностей развития личности. • Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.
Понятие индивид, личность, индивидуальность. Индивид — отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств. Индивид — отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. "Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают"
Из лекций: И.С.Кон – личность обозначает конкретного индивида, как субъекта деятельности, в единстве его свойств и социальных ролей. С другой стороны это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нём социально-значимых черт, образовавшихся в результате прямого и косвенного взаимодействия с другими людьми. Каждый человек является представителем биологического вида, т.е. имеет врожденные особенности (строение тела, мозга, голосового аппарата). Принадлежность человека к человеческому роду зафиксировано в понятии «индивид». Человек, рождаясь как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - становится личностью. Это происходит потому, что человек выступает в качестве субъекта, носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Особенности развития всех уровней определяют его индивидуальность. Структура личности. Из лекций: Это устойчивая связь между сторонами личности, как целостного образования. Платонов – выделяет в структуру личности: направленность, социальный опыт, психологическую подструктуру, индивидуальные особенности психических процессов. Следующпя подструктура: биологическая – это типологические, гендорные и возрастные. Ковалёв: выделяет направленность, возможности личности, характер, и систему упражнений 9саморегуляци) Рубинштейн – направленность, ЗУН и индивидуально-типологические особенности. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 1 Направленность – потребности, мотивы, цели, интересы, убеждения, мировоззрения. 2 Индивидуальные типологические особенности: темперамент и характер. 3 Способности (система свойств и качеств) – общие и специальные способности.
Все эти 3 направления объединяются в 4 структурный компонент – самосознание личности. Самосознание включает в себя самооценку и «я»-концепцию. Проблемы соотношения влияния наследственности и среды. Концепции «среды» рассматривают человека с точки зрения того, что он представляет собой продукт взаимодействия на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур — разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. Концепции «наследственности» объясняют поведение и развитие личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом. Сторонники этого подхода утверждают, что какой бы пагубной не была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях. Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое диалектические неразрывны. Человек является существом, живущим в созданной людьми среде; он неразрывно связан с этой средой, несомненно, что генетически нам даны некоторые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Биологическое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его «в чистом виде» не представляется возможным. Точно также и влияние среды не является простыми, механическими напластовываниями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как человек ее воспринимает, как он действует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|