Направленность в структуре личности.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Направленность.– психическое свойство человека, в котором выражаются ее основные потребности, мотивы, цели и установки. Компоненты направленности: 1. Мировоззрение (точка зрения) 2. Цель - наиболее значимые предметы, явления и объекты, достижение и обладание, которыми составляет существо его жизни и деятельности. 3. Потребности – на основе которых он ставит цель(Нужда в чем-либо). Бывают материальные (пища, отдых, условия жизни) и духовные (связаны с жизнью человека в обществе) 4. Мотивы - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями человека и побуждающие его к определенным действиям, с целью удовлетворения потребностей. 5. Установка - содержит в себе цель и соответственную настройку психических процессов или личности в целом на осуществление той или иной деятельности. Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным. Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности: Влечение. Это примитивная, биологическая форма направленности. Влечение – не осознаваемая или недостаточно осознанная потребность. Если влечение осознается, оно превращается в желание. Желание. Осознанная потребность в чем-то конкретном. Желание проясняет цель и побуждает действовать. Стремление. Если желание подкрепляется волевым усилием, оно превращается в стремление. Интерес. Интерес – это стремление что-то узнать, познать, изучить. Главное, что познается и осознается, когда есть интерес – смысл деятельности. Интерес не угасает, когда частично удовлетворяется, а даже напротив, только возрастает.
Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем. Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности. Идеал. Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения. 7. Мировоззрение. Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее. Убеждение. Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности. Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке: каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.
Самосознание в структуре личности: Я-концепция, самооценка. Самосознание Развитая личность обладает самосознанием, что не исключает и неосознаваемой психической регуляции ее активности.
Самосознание – форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя. Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающим миром и в процессе собственной деятельности. Знание своих особенностей позволяет человеку занимать активную позицию по отношению к самому себе, осознать себя как личность. Под понятием «Я» имеется в виду такая личность, какой она сама себя воспринимает, знает и чувствует. «Я» предполагает знание и отношение к собственной реальности, постоянное ощущение в ней самого себя. Самосознание имеет своим предметом сознание. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то самосознание есть ориентировка его в собственной личности. Самосознание дает человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его, то есть изучать акт собственного сознания. Самосознание является мощным фактором самоконтроля (ориентированного на вне его лежащие вещи), самопознания, самосовершенствования и самовоспитания. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Я-концепция личности Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я (образ Я) – система представлений о себе, подтверждающая себя в процессах общения, деятельности, и то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким бы он хотел быть, каким бы он мог быть, если бы захотел и т. д. Я-концепция – это также совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Составляющие Я-концепции. 1. Когнитивная составляющая. Представления индивида о самом себе кажутся ему убедительными независимо от того, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия могут быть самыми разнообразными. Можно до бесконечности перечислять характеристики своего самовосприятия. К ним относятся: любые ролевые, статусные, психологические характеристики, описание своего имущества, жизненных целей и т. п. 2. Оценочная составляющая. Источником оценочных значений индивида является его социокультурное окружение. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие (Кули, 1982).
Кроме того, важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я (с представлением о том, каким человек хотел бы быть). Позитивная Я-концепция – это позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция – это негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. 3. Поведенческая составляющая.Я-концепция это комплекс эмоционально окрашенных убеждений в отношении самого себя. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Я-концепция порождает определенные поведенческие реакции, как в отношении других, так и в отношении самого себя. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению. Однако люди не всегда ведут себя в соответствии со своими установками, убеждениями. Их поведение может модифицироваться или сдерживаться в силу его (поведения) социальной неприемлемости. Таким образом, глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки, в свою очередь, могут иметь различные модальности. Существует по крайней мере три модальности самоустановок: 1) реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли и пр.; 2) зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие; 3) идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы себя видеть. Однако люди не всегда ведут себя в соответствии со своими установками, убеждениями. Их поведение может модифицироваться или сдерживаться в силу его социальной неприемлемости. Функции Я-концепции. 1. Как средство обеспечения внутренней согласованности.Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности, существенным фактором которой является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.
2. Как интерпретация опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но интерпретацию индивидуального опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. 3. Как совокупность ожиданий. Некоторые исследователи (Мак - Кэндлес, 1967) считают эту функцию Я-концепции центральной. Ожидания человека и отвечающее им поведение определяются, в конечном счете, представлениями о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе, и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения. По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я": чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным "Я", тем выше самооценка личности. Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Соответственно, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка. Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) по уровню - высокая, средняя и низкая; 2) по соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);
3) по особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная. Для развития личности эффективен такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, оценок окружающих, по мере приобретения опыта и т.п.) оптимальна как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние на самоощущение и самопродвижение личности оказывает как чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, так и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка завышена. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может привести к разочарованию, стремлению оправдать свою несостоятельность внешними причинами или переложить ответственность на других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он представляет собой в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежду на успех и хорошее отношение к нему окружающих, а реальные достижения и положительную оценку других людей он воспринимает как временные и случайные.
10. Типология личности (Кречмер, Шелдон). 11. Проблема индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов). 12. Методы изучения личности. 13. Психология черт (Олпорт, Кэтелл). 14. Когнитивная теория личности (Келли). 15. Теория личности Э.Эриксона. 16. Трансакционный анализ, Берна и психология личности. 17. Теория личности в традиционном психоанализе З.Фрейд. 18. Теория личности в аналитической психологии К.Юнга. 19. Теория личности в индивидуальной психологии А.Адлера. 20. Невротическая личность в воззрениях К. Хорни. 21. Социалогизация личности в воззрениях Г.Салливена. 22. Теория личности в гуманистической психоллогии (А.Маслоу, К.Роджерс). 23. Бихевиоризм и психология личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|