Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, обуславливающие трансформацию технологии взаимодействия




 

Начало экономических и политических реформ на бывшем постсоветском пространстве, изменение государственной информационной и культурной политики ознаменовали новый этап в развитии библиотек. Как в своей работе отмечает Е.И. Кузьмин «...воздействие государства и общества в первой половине 1990-х годов не было осознанным, тщательно и специально спланированным, непосредственным, прямым и целенаправленным» []

Социально - экономические процессы, происходившие в стране, поставили работу библиотек на новый уровень. Происходит резкое возрастание востребованности библиотек обществом (при сокращении с 1985 г. библиотек на 15 процентов их посещаемость увеличилась в среднем также на 15 процентов, а в некоторых регионах - на 30 процентов).

Анализ публикаций начала 1990-х годов в профессиональных периодических изданиях позволяет выявить многообразие мнений теоретиков и практиков библиотечного дела по проблеме вхождения библиотек в новые социально-экономические условия. На страницах профессиональных журналов бурно обсуждались вопросы роста и роли библиотеки в обществе в условиях рынка. Обсуждалось принятия соответствующего законодательства, обеспечивающего деятельность библиотек, их морального права введение платных услуг, а также новые принципы работы. Особое место в ряду обсуждаемых проблем отводилось и документоснабжению фондов российских библиотек.

Изучая историю библиотечного дела и развитие российского книжного рынка, можно с уверенность сказать, что документоснабжение библиотеки любого типа и вида зависит от состояния книготоргового и издательского бизнеса. Кризисные явления конца 1980-х - середины 1990-х годов сыграли большую роль в документоснабжении библиотек. В книжном деле того периода наблюдались следующие негативные тенденции:

·   Снижение тиражей и количества выпускаемых названий;

·   Отсутствие полноценной информации о вновь вышедшей литературе, а так же о книготорговых и издающих предприятиях;

·   Увеличение расходов библиотек на комплектования фонда;

·   Предъявление библиотекам дополнительных счетов при заказе издательской продукции по причине инфляции;

·   Утрата полноты и надежности обязательного бесплатного экземпляра.

Одним из самых негативных явлений того периода, было отсутствие налаженной системы альтернативных источников документоснабжения при разрушении предыдущей системы централизованного документоснабжения. Библиотеки были вынуждены самостоятельно осуществлять мониторинг всего книжного рынка, с целью выявления жизнеспособных, а также конкурентно способных издательств. Библиотеками также оценивалась деятельность издательств, с точки зрения доверия, и ценовая политика поставщиков. Тем не менее, в неудовлетворительном состоянии фондов библиотек в конце 1980-х - начале 1990-х годов нельзя винить только издательства и книготорговые предприятия. Существенный урон нанесла именно идеологическая направленность работы, «чистки» вредной литературы, система «спецхранов». На момент распада СССР доля общественно-политической литературы в фондах достигала 20 процентов, что пагубно отразилось на деятельности технических, медицинских, сельскохозяйственных и других библиотек. Следующей, не менее важной, причиной кризиса в комплектовании фондов библиотек послужило изменение структуры сферы книгоиздания. В 1989 году в стране было зарегистрировано 61 предприятие, занимающееся издательской деятельностью; по состоянию на третий квартал 1992 года таких предприятий было уже 252. Общее же количество издающих организаций в России, зарегистрированных Министерством печати и информации, на 01.01.1992 года составило 4173 [36]. Вместе с тем коммерциализация практически всех сфер деятельности, вынужденность перехода бюджетных предприятий, в том числе и библиотек, на новые условия хозяйствования - это объективный фактор развития экономики в масштабах всей страны. Проблема состояла в том, что библиотеки оказались неподготовленными к кардинальным переменам в силу некоммерческой специфики их деятельности, сложившихся стереотипов мышления подавляющего большинства сотрудников, традиций директивного руководства «сверху».

Некоторые специалисты видели причины кризиса в многоступенчатой централизованной системе документоснабжения, а именно в господствовании одного монополиста - Всесоюзного государственного объединения «Союзкнига». Объединение было создано в 1958 для осуществления централизованного оптового снабжения книжной продукцией. Министерство культуры, Министерство печати и информации, «Союзкнига» представляли собой ведомственную бюрократическую вертикальную систему комплектования библиотек. В 1991 году библиотеки закупали лишь 11 % издательского валового продукта, степень удовлетворения заказов «Союзкниги» на вышедшие издания государственных издательств составляла 58 процентов. Отдельные издательства удовлетворяли заявки менее чем на 30 процентов. Следовательно, можно предположить, что причина неудовлетворительного состояния библиотечных фондов кроется не только в существовании монопольного централизованного книгоснабжения в лице «Союзкниги» [189].

Одним из негативных факторов, влияющих на комплектование фондов библиотек, являлся кризис в российском книгоиздании, что подтверждают статистические данные. С 1986 года четко прослеживается нисходящая тенденция: в 1990 году количество названий по отношению к 1986 году составило 80,3 %; в 1991 - 66,3 %; за первые 9 месяцев 1992 года - 34,6 %. Падение выпуска литературы произошло практически по всем ее видам: учебная, справочная, научная, художественная, детская, производственная [103]. В российском книгоиздании начала 1990-х годов наблюдался кризисный спад производства при повышении цен.

Серьезным негативным фактором, сдерживающим развитие библиотек, былпринцип остаточного финансирования, применявшийся к библиотечному делу с 1930-х годов. Остаточное финансирование представляло собой некое выделение денежных средств на развитие библиотек в размере остатка бюджетных расходов после удовлетворения запросов других претендентов»[41] В этот же период, комплектование библиотек строилось по принципу «Бери то, что дают»: огромные потоки «серой» литературы, неходового товара сбывались в библиотеки всей страны. Обоснованием такого принципа служила деятельность библиотечного коллектора, который, являясь основным поставщиком книг в библиотеки, не имел не финансовой, не юридической независимости. На 1991 год практически ни один библиотечный коллектор не имел возможности удовлетворить на 100 % заказы библиотек. Тяжелое положение библиотек усугубляли постоянно растущие цены на книжную продукцию. Негативно сказывались на документоснабжении инфляция, установленный лимит мелкого опта, ограничивающий приобретение литературы в книжных магазинах, отсутствие достоверной информации о выпускаемой издательской продукции, а также о самих издательских и книготорговых предприятиях. [85]Сотрудниками библиотек предпринимались попытки решить сложившуюся проблему посредством внесения предложений и конкретных действий. Так, в 1989г. Министерство культуры СССР и Государственная библиотека СССР имени Ленина направили в Совет министров СССР письмо о путях выхода из кризисной ситуации. Предлагалось:

·   Сделать госзаказом издание книг по прямым заявкам библиотек и освободить от налога издательства, выпускающие литературу по целевому заказу;

·   корректировать финансовые ассигнования на документоснабжение библиотечных фондов согласно индексу цен на печатную продукцию и услуги библиотечных коллекторов;

·   перевести библиотечные коллекторы на положение самостоятельных хозрасчетных предприятий, работающих на прямых связях с издательствами и производителями любых материалов для библиотек;

·   отменить для библиотек лимит мелкого опта.

Также вносились предложения освободить от налога доходы библиотек и созданных при них малых предприятий; основать специальное оптовое предприятие по закупкам литературы для библиотек, обслуживающее только их как целевого клиента; перевести «Книготорговый бюллетень» в разряд подписных изданий, чтобы библиотеки могли получать полную информацию о выходящей в стране издательской продукции. Наконец предлагалось устранить многоступенчатый механизм книготорговой монополии Всесоюзного государственного объединения «Союзкнига» и создать альтернативную систему документоснабжения фондов библиотек. Несмотря на рациональность многих внесенных предложений, они так и остались на уровне проекта, без какого-либо положительного решения в пользу библиотек. По мнению Ю.А. Гриханова, структуры государственной власти были заинтересованы в создании искусственного дефицита издательской продукции, несмотря на то, что книжный рынок не нуждался в руководстве «сверху» и распределении издательств и книготорговых предприятий. Отсутствие разработанной государственной библиотечной политики лишало библиотеки права самостоятельно распоряжаться положенными им финансовыми средствами и выбирать альтернативные источники документоснабжения фонда.

Одно из предложений - ввести госзаказ на издание социально значимой литературы для библиотек - было неоднозначно встречено специалистами библиотечного и книжного дела. Некоторые считали «Библиотечную серию» своего рода спасением для документоснабжения фондов; другие аргументировано высказывались против ее издания. По мнению А.И. Земскова, федеральная программа по выпуску социально значимой литературы для массовых и научных библиотек была не нужна. Она снова бы ограничила возможности библиотек по приобретению действительно необходимой им литературы, а не той, какую навяжут издатели. В свою очередь установление льготного налогообложения на «...типовые библиотечные операции - приобретение книг, почтовые пересылки литературы» было бы своевременным шагом государства навстречу издателям. На взгляд Е.И. Кузьмина экономический кризис обесценили все усилия по подготовке и выпуску «Библиотечной серии» в начале 1990-х годов. Бюджетных средств не хватало даже на заработную плату сотрудникам библиотек, не говоря уже о документоснабжении.

В начале 1990-х годов библиотеки не признавались в качестве серьезного сегмента сбыта издательской продукции, не рассматривались как надежный и долгосрочный партнер. Подобная ситуация наблюдалась и в США в середине 1980-х годов. Как отмечал аналитик библиотечного рынка США Л. Миллер, «...издатели не заинтересованы в тесном взаимодействии со школами и библиотеками. Издатели редко посещают профессиональные собрания работников системы образования и библиотек, очень поверхностно знают специализированную прессу, они вообще не посещают библиотеки».

В контексте новых социально-экономических условий начался процесс преобразования библиотеки из объекта управленческого воздействия в субъект рыночных отношений. То, что в условиях командно-административной системы считалось положительным, например, централизованное распределение ресурсов, в переходный период обернулось серьезным недостатком: принцип остаточного распределения, финансирования, введенный в практику библиотечной деятельности в конце 1930-х годом, наиболее тяжело отразился на ней в конце 1980-х - начале 1990-х годов. В Этот период библиотеки получали на одну активную единицу фондов средств в 10 раз меньше, чем, например, музеи и выставки, не говоря о других, более приоритетных для государства, сферах народного хозяйства. Библиотеки были вынуждены искать свою нишу, проявлять свои особенности как хозяйствующего субъекта. Вместе с тем переход к рыночным отношениям вызвал неоднозначное отношение к ним со стороны теоретиков и практиков библиотечного дела. По замечанию И.К. Джерелиевской, в сознании библиотекарей произошла деформация понятия «рыночные отношения»; многие не понимали их сущности и ошибочно делали выводы об их применении на практике, стремясь к получению сиюминутной прибыли, выгоды.

В библиотечном сообществе имели место психологическое напряжение, страх, негативизм. Некоторые признанные ученые решительно отрицали рыночный подход к деятельности библиотек: «Поначалу совмещая, а затем и подменяя стоимостный анализ коммерцией, расширяя платные услуги, сдавая помещения в аренду, продавая различные изделия и т. п., мы незаметно уходим от просветительства. И как следствие - теряем своих читателей».

В начале 90-х годов на смену идеологической, воспитательной функциям библиотеки приходит осознание необходимости накапливать и передавать информацию, знания, культурные ценности, исходя из индивидуальных потребностей читателей. Смена политического режима оказала большое влияние на основные принципы библиотечного дела. Если ранее библиотеки руководствовались принципом партийности, то теперь, в социально-экономических условиях переходного периода, им предлагалось большое количество альтернатив, таких как: принцип общечеловеческого подхода, принцип плюрализма, принцип социальной справедливости. Для того чтобы проиллюстрировать сложившуюся ситуацию, хочу обратить внимание на статью Ю.Н. Столярова «Беспринципность как основной принцип современной библиотечной политики». Автор статьи, раскрывает несостоятельность многих из предлагаемых в качестве основополагающих принципов деятельности библиотек, и делает вывод: что все принципы являются разновидностями одного общего: непротиворечивости библиотечной деятельности поставленным перед ней обществом задачам.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в конце 80-х начале 90-х гг. велась активная работа сотрудников Российской государственной библиотеки (РГБ) над созданием концепции развития библиотечного дела в России, а также ими разрабатывался проект закон «О библиотечном деле» В разработке концепции ставился вопрос о двустороннем характере взаимодействия библиотеки и общества. По мнению разработчиков, библиотека могла служить на пользу обществу, только тогда, когда само общество предоставляло ей для этого необходимые условия. К таким условиям относились: приоритетное финансирование, а также приоритетное документоснабжение. Надо сказать, что сотрудники РГБ отмечали особое значение контактов библиотек с издательствами, так как первые имеют потенциальные возможности активного воздействия на издательский репертуар путем выявления его соответствия потребностям пользователей. Важным положением в проекте закона «О библиотечном деле» было предоставление библиотекам свободы в выборе источников комплектования фонда. Другое положение создавало библиотекам приоритетность в закупках литературы: для издательств, полиграфических, книготорговых и посреднических предприятий, снабжающих библиотеки документами, предлагалось установление налоговых льгот.

В период перестройки в стране начинаются процессы демократизации, становление самоуправления, осмысление прав и свобод личности, ее индивидуальности. Перемены в обществе не могли не вызвать поиска новых путей в развитии образования: реформа политической системы предполагала переориентацию высшей школы на обучение и воспитание личности, имеющей возможности для политического, нравственного, интеллектуального самоопределения. Реформаторами провозглашались идеи ценности человека, идеала свободного развития каждого как условия развития для всех. Несоответствие возможностей библиотек постоянно изменяющимися и растущими запросами пользователей объясняется специалистами следующим: система книгоизданий и книжной торговли в СССР была ориентирована на соответствующие идеологические стандарты, а не на конечного пользователя; значительная часть библиотечных фондов резко устарела и не имела спроса в переходный период становления нового государства. Период, начавшийся после распада СССР, привел к ухудшению состояния фондов и даже разрушению библиотечных связей вместе с их фондами. Были ликвидированы сети библиотек, принадлежащие Коммунистической партии, многим профсоюзам, общесоюзным структурам - министерствам и ведомствам.

Значительно ослабла система оказания библиотекам научной и методической помощи в деле формирования фондов, так называемая система безвозмездного взаимодействия. Почти полностью была разрушена прежняя система документоснабжения: основной её источник - библиотечный коллектор, почти повсеместно прекратили своё существовование. Было нарушено финансирование комплектования, что привело к практически невосполнимым пробелам за несколько лет. При неуклонном и стремительном повышении цен структура издательской продукции и как следствие - относительно полное удовлетворение запросов одного рода и одновременно небывалый рост отказов на учебную, научную и производственную литературу, официальные документы, классику и т.п. Значительная часть фонда в 1990-е гг. практически мгновенно омертвела. На общественном документопользовании негативно сказываются: социально-экономическая ситуация в стране, снижение престижа интеллектуальных и социализирующих форм деятельности, рост бездуховности, вытеснение чтения электронными средствами массовой информации. Условия хранения фондов за редким исключением не соответствовали стандартам. Участились случаи хищения из библиотек ценнейших раритетов, уникальных изданий, составляющих национальное достояние, пожаров, затоплений, других аварийных и чрезвычайных ситуаций. Переход учебных заведений на новые учебные программы, появление новых сфер занятости, принятие новых законов, правовых норм и т. д. при невозможности все большего числа людей приобрести издательскую продукцию, несформированность книжного рынка привели к увеличению посещаемости, особенно крупных библиотек. До 90% продаваемых книг, журналов и газет отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре; до 80% пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов. Комплектование фондов вместо систематичности характеризуется случайностью и некой хаотичностью. По сравнению с советским периодом библиотечной истории, значительно ухудшилось поступление иностранной литературы в фонды библиотек, прежде всего национальных, которые обеспечивают подавляющую массу запросов читателей России.

Нельзя не отметить и позитивные тенденции. В 90-ее годы ХХ века был разработан блок федеральных законов, которые создавали правовую основу для формирования и сохранения библиотечного фонда: ФЗ «О библиотечном деле», ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» Библиотеки получили возможность обеспечивать неограниченный доступ к любой неконфиденциальной документарной информации. Предоставление информации из территориально удаленных источников по электронным каналам связи распространяется все шире, хотя в этом отношении Россия резко ответ от информационно развитых стран.

На рубеже 1980-1990 гг. началось массовое внедрение в формирование библиотечных фондов компьютерных технологий. К концу 1997 г. они использовались в большинстве библиотек федерального значения, в региональных, научных, а также в значительной части вузовских библиотек. Ряд федеральных библиотек подключены к Интернету, который становится неотъемлемой частью процесса формирования фонда Российской национальной библиотекой впервые в истории государственного фондоведения был учреждён электронный журнал «Библиотечные фонды: проблемы и решения». Это научно-практическое издание - оперативный источник информации о достижениях библиотечного фондоведения России и многоаспектной работы документными фондами библиотек.

В Российской национальной библиотеке сектор библиотечного фондоведения в начале 2000-х гг. был преобразован в научно-исследовательский отдел библиотечных фондов. Важнейшей задачей нового подразделения являлось решение проблемы собственности РНБ, методическая помощь российским библиотекам по-прежнему остается в поле зрения специалистов. С этой целью была ранее создана и ныне продолжает пополняться электронная база данных, полученных в ходе специально заимствованных из общедоступных источников. База содержит банк небиблиографических данных: это сведения статистического, социологического, графического и идеографического содержания. Электронная база данных даёт богатые возможности для научных обобщений и их трансформации в методику консультационных форм. Планируется создание корпоративной базы данных о документах, предлагаемых российскими библиотекам для обмена, продажи, безвозмездной передачи. Создание базы должно облегчить работу по освобождению фондов от неиспользуемой литературы; по обновлению фондов, а также добавить библиотекам дополнительную возможность для докомплктования фондов, восполнения лакун. Отдел разрабатывает систему расчёта оптимального объёма средств, необходимых для комплектования фондов общедоступных библиотек муниципального значения, а также методику расчёта общего объёма средств, необходимых для финансирования деятельности общедоступны библиотек Российской Федерации.

В начале 1990-х гг. в книгоиздательской и книготорговой сферах наметились деструктивные тенденции. Значительно возросло число негосударственных издающих организаций, большинство из которых не имело представления о необходимости давать в библиотеки обязательный экземпляр, не имело постоянного механизма контроля за него. Усугубило ситуацию и то, что принятая ещё в СССР нормативно-правовая база в области книгоиздания в значительной части была дезавуирована. Отсутствие стабильного и достаточного финансирования библиотек ещё более обострило проблему комплектования фондов. Частично она решалась посредством начавших функционировать в то время многочисленных иностранных и отечественных фондов, с их благотворительными организациями, поддерживающими научные исследования, образовательные программы, культурные и информационные проекты. Они ознаменовали собой новую идею: возможность использовать дополнительных источников финансирования и комплектования. Грантодателями выступают также государственные учреждения разных стран, международные организации, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие некоммерческие организации, частные лица. Важным шагом в решении проблемы информационного обеспечения текущего комплектования стало образование библиографической системы «Воокs & print» («Книги в наличии и печати»). Её важнейшее назначение - обеспечивать оперативную связь между производителями документов, поставщиками, продавцами и потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями) с помощью ряда средств, основанных преимущественно на использовании электронной информации. Система должна обеспечивать сбор заказов, ретрансляцию по назначению и, естественно, гарантировать их выполнение. Первые выпуски каталогов «Книги в наличии и печати» показали их невысокую эффективность, главным образом, из- за неполноты необходимой информации. Выявилась незаинтересованность среди издательств в проекте: если издание расходится обычным путем, нет нужды давать о нём информацию в каталоге. Однако это не устраивало библиотеки, которым нужны гарантии поступления изданий. В этих условиях должен заработать механизм правовой защиты комплектования библиотечных фондов. Узловым моментом могло стать сочетание контроля за доставкой обязательного экземпляра, который попадал в Книжную палату с одновременной передачей информации об издании в каталоге. При всём несовершенстве общегосударственной системы текущего библиографического информирования она служит образцом для создания подобных региональных систем. Современное состояние документоснабжения библиотек освещено в диссертации О.П. Федотовой «Эволюция методологии технологии централизованного комплектования фондов крупной библиотечной системы». Раскрыв принципы перераспределении фондов, разработанные в доперестроечное время, она продемонстрировала пути их структурной и содержательной модификации в сегодняшних условиях. От понятия «единый фонд» она перешла к определению термина «распределённый фонд. В основе этого термина лежит концепция перехода от исчерпывающей полноты комплектования к относительной, от владения ресурсами - к их использованию. Предпосылками такого подхода являются высокий уровень организации информационных ресурсов, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, интегрированной в мировые сети. Автором предложена модель автоматизации технологии, комплектования, определены подходы к комплектованию и учёту документов на электронных носителях. Характеризуя влияние внешних факторов на состояние современного фондообразования, О.П. Федотова доказала их дестабилизирующий характер. Поскольку воздействие внешней среды малоуправляемо, управление внутренней средой и может дать эффект устойчивости в фондообразовании. Рассмотрев организационную структуру вторичного отбора, Федотова выделила и охарактеризовала в ней административный, методический, научно-исследовательский, производственно-технический и информационный аспекты. С упразднением органов цензуры в 1991 г. спецфонды в библиотеках были расформированы, и фондохранителям пришлось решать новый для теории и методики вопрос: как осуществлять расформирование этих фондов. Было выработано два пути. По одному из них пошла Библиотека Академии наук. Специальная рабочая группа разработала план поэтапной передачи специальных фондов в соответствующие подфонды библиотеки. Выяснилось, что эта работа требует больших трудовременных затрат: сверки наличности с учётной документацией, отметки о проверке и передаче фонда, перемещении фонда и т. д. Это грозило растянуть процесс возврата на десятилетия. Иначе подошли к решению вопроса в Российской государственной библиотеке. Здесь постепенно пришли к выводу, что фонд целесообразно оставить на месте, а всю информацию о нём отразить в каталоге документов. Этот путь упростил процедуру спецфонда и резко сократил трудоемкость его формирования при сохранении оперативности обслуживания.

 

Новые формы сотрудничества библиотек и издательств

 

В настоящее время большинство контактов библиотек с субъектами книжного бизнеса строится на использовании конкурсных процедур - тендеров. Форма таких взаимоотношений была узаконена ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года, вступившим в силу с 1 января 2006 года. Закон был принят с целью отбора поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе, для борьбы с коррупцией в сфере распределения бюджетных средств.

Согласно 94-ФЗ, определены основные способы размещения госзаказов в текущем комплектовании библиотек:

-   размещение заказа путем запроса котировок (до 500.000 рублей)

-   без проведения торгов в пределах лимита, установленного ЦБРФ (до100.000 рублей);

    размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме);

    размещение заказа путем проведение конкурса;

    размещение заказа у единственного поставщика (только у издателей, обладающих исключительными правами на использование таких изданий).

Далее мы рассмотрим каждый способ комплектования, по отдельности.

Комплектование фондов путем запроса котировок

Запрос котировок называют способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта».

В соответствии со ст. 42, п.2 ФЗ №94: «Запрос котировок» в редакции федеральных законов ФЗ-53 от 20.04.07 и ФЗ-218 от 24.07.07 установлено, что заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок в случаях, если сумма контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Таким образом, для осуществления библиотекой одной сделки по запросу котировок в квартал необходимо и достаточно наличие у покупателя средств в пределах 500 000 рублей, а также:

. Заполненная заявка на участие в запросе котировок, включающая реквизиты поставщика (желательно на фирменном бланке); предлагаемые поставщиком условия поставки и т.п.;

. Перечень продукции с ценами, который может предложить поставщик на основании запроса котировок (по условиям иногда возможны замены до 5% (10%) от количества позиций в заявке);

. Государственный или муниципальный контракт (в случае выигрыша котировки);

. Счета и первичные товаросопроводительные документы (накладные, счета-фактуры).

-   Требования, предъявляемые к запросу котировок

Запрос котировок должен содержать следующие сведения:

) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);

) источник финансирования заказа;

) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;

) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;

) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара;

) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;

) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

) максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона;

) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;

) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

) срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

    Порядок проведения запроса котировок

. Заказчик размещает на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. А при размещении заказа на поставку товаров, на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

. Извещение о проведении запроса быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.

. Заказчик, одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок, вправе направить запрос лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. Данный запрос может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме. Любой участник размещения заказа вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается. Котировочная заявка подается в письменной форме или в форме электронного документа.

.Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками, то победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, сведения о победителе. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте.

. Контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

Комплектование фондов путем объявления открытого конкурса

«Конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта…».

Конкурс может быть открытым или закрытым. Закрытым является конкурс, при котором заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, содержит сведении, которые составляют государственную тайну.

Лотом называют определенную извещением и конкурсной документацией часть всей продукции, закупаемую по одному аукциону или конкурсу, обособленную заказчиком в одну группу. Участник размещения заказа вправе принять участие в торгах по любому количеству лотов. Участие в торгах по одному лоту не связано с участием в торгах по другому лоту.

-   Порядок проведения конкурса

1. Извещение о проведении конкурса размещается заказчиком, на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик

может опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации.

. В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения: форма торгов; наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком; место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;

. В отличие от запроса котировок, при проведении конкурса, заказчик может внести изменения в извещение не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

. Минимально необходимый для участия в конкурсе или аукционе набор документов:

-   Заполненная заявка на участие в конкурсе по форме заказчика;

    Письмо из арбитражного суда об отсутствии тяжб;

    Письмо из налоговой инспекции об отсу<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...