Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Средневековая философия религии




Курс д.ф.н. Коначевой С.А.

Философия религии

Структура дисциплины (тематический план)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
лекции прак- тичес-кие заня-тия семи- нары само-стоятель-ная работа
  Часть1. Введение в философию религии            
  Понятие и предмет философии религии            
  Феноменология религии   2 _        
  Психология религии   4 _ 6        
  Социология религии   7 _ 9        
  Текущая аттестация            
  Философский анализ языка религии   11_ 13        
  Философская теология   14-15        
  Промежуточная Аттестация            
  Часть 2. История классической философии религии            
  Античная философия религии   1 _ 5        
  Средневековая философия религии   6 _ 10        
  Текущая аттестация            
  Философия религии Нового времени   12 _ 15        
  Промежуточная Аттестация            
  Итого            

 

Содержание дисциплины

Часть1. Введение в философию религии

Тема 1. Понятие и предмет философии религии

Понятие «философия религии». Философия религии как философское осмысление сущности и бытия религии. Проблема понимания в философии религии. Религиозная философия и философская теология. Многообразие современных направлений в философии религии: феноменология религии, социология религии, психология религии, философская теология. Проблема “начала” философии религии. Понятия “Бог”, “человек”, “отношение” в философии религии. Вопросы откровения и религиозного опыта. Две традиции в истории философии религии: метафизика субстанции и бытийно- историческая философия религии.

Тема 2. Феноменология религии

Изучение религиозных феноменов вне их исторических связей. Использование феноменологической процедуры «эпохе» - воздержания от экзистенциальных, истинностных и ценностных суждений. Осмысление многообразных видов отношения человека к божеству. Применение «эйдетического видения» - интуитивного созерцания сущностей, лежащих в основе религиозных феноменов.

 

Тема 3. Психология религии

Психология религии как область научных исследований, где изучается воздействие религии на душевную жизнь человека. Индивидуальная и коллективная психология религии. Предмет психологии религии - религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний. Изучение проблем структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления. Психология религии У.Джеймса. Психоаналитические исследования религии

Тема 4. Социология религии

Социология религии как научная дисциплина. Соотношение социологии религии с философией и теологией. Предмет социологии религии: религия как социальный феномен, т.е. религиозное поведение как разновидность коллективного поведения. Основные направления социологии религии: функционализм, эволюционизм, феноменологическая социология религии.

Тема 5. Философский анализ языка религии

Проблема когнитивности религиозной истины. Установление истинности метафизических высказываний. «Базисные религиозные вопросы» - утверждение самоочевидности существования последней реальности, основы бытия. Установление категориальной принадлежности религиозных верований как гипотез и как принципов. Проблема обоснования, оправдания и рациональности религиозных верований.

 

Тема 6. Философская теология

Соотношение понятий «философская теология», «естественная теология», «христианская метафизика». Философская теология как автономное философское богопознание. Задачи философской теологии – подтвердить существование Бога, определить по возможности природу Бога, охарактеризовать отношение между Богом и миром, богом и человеком. Конфессиональная и внеконфессиональная философская теология. Возможность непосредственного философского познания Бога. Проблема доказательств бытия Бога. Путь от миропозннания к богопознанию. Изучение опыта «священного». Философская теология как метатеология. Размывание границ между философским и догматическим содержанием в современном философском теизме.

 

Часть 2. История классической философии религии

Тема 7. Античная философия религии

Досократовская философия религии. Миф и начало античной философии религии. Теологическая направленность ранней греческой мысли. Архэ как источник всего и область божественного. Парменид- отношение бытия и божественного. Парадоксы Гераклита: Бог- это день, ночь, зима, лето, война, мир.

Сократ. Бог как сверхличный, универсальный разум, премудрый демиург. Присутствие всеобщего разума в человеческой душе в философском самопознании. “Даймонион” как посредник между Богом и смертными. Учение о Промысле.

Платон. Совершенство и неизменность Бога. Доказательства существования божества в “Законах”. Бог как начало, конец, середина и мера всего сущего. Бог и мир идей. Божественность души и философии. Божественность идеи Блага. Понятия Демиурга в диалоге «Тимей»

Аристотель. Первая философия- наука о божественных вещах. Неподвижный Перводвигатель- источник всего сущего. Божество как высший разум. Доказательства бытия Бога.

Пантеизм Стои. Понятие единого Бога, через которого все произошло. Материальность и имманентность божественного начала. Пневма, огонь и логос. Доказательства существования Бога в ранней Стое. Бог и человек у Сенеки и Марка Аврелия. Стоицизм и раннее христианство.

Неоплатонизм. Единое и многое. Триада Плотина. Отрицательная теология: непознаваемость Единого, которое сверх всего, что мы можем о нем сказать- сверх-бытие, сверх-благо. Происхождение многообразия мира. Божественность души. Метафизический опыт Плотина.

 

Тема 8. Средневековая философия религии

Филон Александрийский и начало иудео-христианской философии религии. Бескачественность, нетленность и неизменность Бога, соединенная с личностностью. Логос как разум, идеи и совокупность совершенств божества. Аллегоризм Филона.

Философия религии эпохи патристики. Раннее христианство и античная религиозность. Два пути соотношения раннего христианства и античной культуры и философии: разрыв и отрицание- Татиан, Тертуллиан; попытка диалога и синтеза- Юстин, Минунций Феликс.

Проблема синтеза античной философии и христианской теологии в александрийской школе. Климент Александрийский. Философия, вера и гнозис. Философия - служанка теологии, вера- основа мудрости, приводимая гнозисом к полноте. Знающая вера. Бог и Логос. Доказательства и авторитет. Ориген. Первая система христианского богословия. Познание Бога и Логос. Учение о всеобщем апокатастасисе.

Аврелий Августин и философствование в вере. Взаимодополнительность веры и разума. Вера как способ «мышления с одобрением». Понимание – «вознаграждение веры», ее максимальное прояснение. Познание Бога как “docta ignoratia”. Теория «иллюминации». Неоплатонические мотивы в августиновской философии религии. Проблематика религиозного чувства, особая роль человеческой воли, ее несовпадение с волей божественной. Человеческая личность как образ и подобие Троичного Бога. Бытие Бога, доказательства существования Бога. Бытие, Истина и Благо как сущностные атрибуты Бога. Бог как «summa essentia». Троичность и аналогии. Креационизм Августина.

Мистическое богословие в восточном и западном христианстве. Дионисий Ареопагит. Концепция апофатической теологии. Непознаваемость, непостижимость и невыразимость Бога. «Безымянный Бог». Богопознание как путь отвлечения и отрицания. Познание через экстаз, исхождение за все пределы. Тема «богоявлений». Нисхождение Бога в мир, пребывание в нем и возвращение к себе. Имена Бога – Благо, Красота, Любовь. Иерархичность мира как отражение «небесной иерархии». Проблема существования и причин зла.

Иоанн Скотт Эриугена. Влияние Дионисия Ареопагита. Единый источник разума и веры- божественная мудрость, истинная философия - это истинная религия. Бог невыразим, непостижим. Гармония утверждения и отрицания в отношении к божественному. Бог как «природа несотворенная и творящая» и одновременно «несотворенная и нетворящая». «Божественное искусство» диалектики. «Никто не восходит на небо иначе, чем через философию»

Майстер Экхарт- Бог как бытие- источник всего сущего, неименуемый и непознаваемый. Идея единства бога и человека, естественного и сверхестественного. Совпадение в Боге реальности и познания. Возвращение человека к Богу.

Философия религии эпохи схоластики. Проблемы соотношения веры и разума, познания Бога и доказательств бытия Бога - центр философской мысли средневековья.

Разум на основе веры: Ансельм Кентерберийский- авторитет Писания совмещен с необходимостью разума, онтологическое доказательство бытия Бога; Бонавентура- собственная роль разума, просвещаемого лучами веры, метафизика света; Роджер Бэкон- задача философии- доказательсво христианской веры, исток философии- откровение.

Фома Аквинский. Гармония веры и разума. Концепция “естественного света разума”. Sacra doctrina и theologia philosophica. Сотворенность как основа философского знания. Бог как самосущностное существование. Пять доказательств бытия Бога.

Вера и разум в позднем средневековье: Дунс Скотт- предмет метафизики- вопрос о бытии, Бог - предмет теологии, невозможность совершенного понятия Бога. Уильям Оккам- непознаваемость Бога самого по себе, критика доказательств бытия Бога

Николай Кузанский. Ученое незнание как способ богопознания. Бог как абсолютная бесконечность. Понятия максимума и минимума. Бог и мир.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...