Тема 9. Философия религии Нового времени
Философия религии Р.Декарта. Теологическая проблематика как одна из центральных тем Декарта. Сомнение и самоочевидность в доказательстве бытия Бога. Доказательство из представлений о Боге. Доказательство из понятия Бога как совершеннейшего существа. Бог как гарантия достоверного знания- “Бог - не обманщик”. Смысл слов Декарта: “Бог не предшествует мне во времени”. Б.Спиноза. Отсутствие какой-либо общности между философией и теологией. Вся философия как вопрос о Боге. Субстанция-Бог-Природа. Только Бог обладает свободой. Аттрибуты Бога. Бог и мир. Познание Бога в интеллектуальной интуиции. Счастье человека- в интеллектуальной любви к Богу. И.-Г.Лейбниц. Гармония веры и разума, философии и теологии. Цель философии- созерцание божественной мудрости в порядке вещей. Бог как верховная монада. Доказательства бытия Бога. Проблема теодицеи. Наш мир как наилучший из возможных миров.
Примерный перечень контрольных вопросов к курсу «Философия религии» 1.Понятие философии религии. Современные направления в философии религии. 2. Особенности феноменологического изучения религии. 3. Основные принципы психологии религии. 4. Основные направления современной психологии религии 5. Предмет и методы социологии религии. 6. Основные направления социологии религии ХХ века. 7. Философия религии «после лингвистического поворота». 8. Философская теология как базовое направление классической философии религии. 9. Доказательства бытия Бога в философской теологии. 10. Мировой Бог в философской теологии досократиков. 11. Представления о божестве у Сократа и Платона. 12.“Перводвигатель” Аристотеля. Доказательства его существования.
13. Философская теология эпикурейцев 14.Теология стоиков. Бог как творческий логос. Смысл понятия промысла. 15. “Единое ” в философии религии Плотина. Сознание и созерцание. 16.Соотношение философии и теологии в ранней патристике: Юстин, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. 17.Бог и бытие в философии Августина. 18. Основные принципы апофатической теологии. 19. Вера и разум в ранней схоластике. 20.Бог как самосущностное существование в богословии Фомы Аквинского. 21.Ученое незнание Николая Кузанского. Понятие максимума и минимума. 22.Теологическая проблематика в философии Р.Декарта. 23. “Сустанция- Природа- Бог” в работах Спинозы. 24. Обоснование «естественной религии» в философии Лейбница. 25. Проблема теодицеи в философии религии Лейбница. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Проблема Божества в диалогах Платона «Государство» и «Тимей» 2. Соотношение понятия Демиург и идеи Блага в философии Платона. 3. Божество как неподвижный Перводвигатель в философии Аристотеля 4. Рациональная теология Аристотеля. 5. «Мировой Бог» в стоической философии. 6. Проблема познания и описания Единого в неоплатонизме. 7. Учение Филона Александрийского о Логосе: философская эклектика или основание нового типа философии религии. 8. Проблема синтеза античной философии и христианского богословия в ранней христианской мысли: Тертуллиан и александрийская школа. 9. Принципы «естественной теологии» в работах Фомы Аквинского. 10. Онтологическое доказательство бытия Бога у Ансельма Кентерберийского и дискуссии вокруг него. 11 Николай Кузанский: богопознание как «ученое незнание». 12. Онтологическое и антропологическое доказательство бытия Бога в работах Декарта
14. «Теодицея» Лейбница. 15. «Deus sive natura» в работах Б.Спинозы.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Источники
Основные. Августин А. Исповедь. М.1991 Ансельм Кентерберийский. Прослогион. // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.,1995. С.123-166 Аристотель. Метафизика. Книга VI, IX, XII // Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М, 1984. Т.1. С.180-187, 234-249, 300-320 Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. М., 1999. С.45-73 Декарт Р. Метафизические размышления. // Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. М.,1991-1994. Т.2. С.3-73 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. // Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Спб,1995. С.341-367 Климент Александрийский. Строматы / Подг. текста, пер., пред. и комм. Е. В. Афонасина. В 3 т. СПб., Издательство Олега Абышко, 2003. Т.1. Кн. 1 Лейбниц И.Г. Теодицея. // Лейбниц И.Г. Сочинения в 4-х тт. М.,1992-1993. Т.2, с.49-297 Николай Кузанский. Об ученом незнании. // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х тт. М., 1980. Т.1, с.47-185 Ориген. О началах. М., 1999. Платон. Государство. Тимей. // Платон. Сочинения в 4-х тт. М., 1991. Т.3, с.79-501. Плотин. Шестая Эннеада. Спб., 2005. С.292-340. Спиноза Б. Этика. М., 1993. с.23-69 Фома Аквинский. Сумма против язычников. М., 2005. с. 112-231
Дополнительные Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1992. С.37-56, 342-384. Климент Александрийский. Педагог. М.,1996. с.27-79. Мейстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. М.,2010. Отто Р. Священное. СПб., 2007. с.74-85, 93-151 Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. Тертуллиан. О свидетельстве души. Против Гермогена. // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.,1994. С.83-93, 130-161 Фома Аквинский. Сумма теологии. М., 2002. С.3-348.
Литература Основная Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. Гл.4, 5. Жильсон Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию св.Фомы Аквинского. М.; Спб., 1999. Жильсон Э. Философия в Средние века. М., 2004. Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингво- религиозных традиций. – М., 1998. с.12-107 Кимелев Ю.А. Современая западная философия религии. М.,1989 Коциянчич Г.Введение в христианскую философию. Опосредования / Пер. со словенского П.Рака. – СПб.: Алетейя, 2009. – С.47-96 Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб, 2000. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое богословие. Киев, 1991. С.95-261
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1985. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. М.,1994. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. с.303-496 Свежавски С. Святой Фома прочитанный заново // Символ, 1995, №33. Хлебников. Г.В. Античная философская теология. М., 2007. Юдина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США. М,1986.
Дополнительная Жильсон Э. Учение Декарта о свободе и теология. // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004. –С. 5-321. Зенько Ю.М. Психология религии. М., 2009. с.21-59. Кимелев Ю.А. Современные зарубежные исследования в области философской теологии. М., 1991. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. М., 2004. с.12-37. Пылаев М.А. Западная феноменология религии. М.: РГГУ, 2006. Соколов В.В. Спиноза. — Изд. 3-е, стереотипное. — М.,2009. с.12-57. Фишер К. История новой философии. Рене Декарт. М., 2004. Кн.2, гл.4. Фишер К. История новой философии. Бенедикт Спиноза. М., 2005. Кн.1, гл.12, Кн.2, гл.2-3. Фишер К. История новой философии. Лейбниц. М., 2005. Кн.2, гл.14-18. Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры / Пер. с гол. М.Пинкэ, М.Кузнецовой. – М.: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2008. – С.269-308. Davie, G. The sociology of religion. Sage Publications, 2007. Р. 7-26 Dupre W. Einfuhrung in die Religionsphilosophie. Styttgart,1985. Collins G. Imarrgions of Philosophy of Religion. N.Y.1967. S. 22-113. Hamilton, M. The sociology of religion. London; New York Routledge, 2002. Р. 11-37 Welte B. Religionsphilosophie. – 5., überarb. und erw. Aufl. Frankfurt a. M.: Knecht,1997. – S. 82-139 Schäffler R. Philosophisch von Gott reden: Überlegungen zum Verhältnis einer Philosophischen Theologie zur christlichen Glaubensverkündigung. – Freiburg; München: Alber, 2006. – s.28-59 Weischedel W. Der Gott der Philosophen. Grundlegung einer philosophischen Theologie im Zeitalter des Nihilismus. Bd. 1: Wesen, Aufstieg und Verfall der philosophischen Theologie. – Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1971. – s.341-377, 416-442.
Дополнительная Учебная Гараджа В.И. Социология религии. М.: ИНФРА-М., 2010. Кимелев Ю. A. Философия религии М.: Nota Bene, 1998. Кимелев Ю.А. Философский теизм. – М.: Мысль, 1993. Рей М., Мюррей М. Введение в философию религии. М.: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2010. – С.131-272. Столяров А.А. Патрология и патристика. Краткое введение. М., 2004. Томпсон М. Философия религии. М., 2001. Угринович Д.М. Психология религии. М. 1986. Философия. Учебник. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. М.: Гардарики, 2003, 2007. Издание 3 и 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|