Теории общественного развития.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Теории общ-го развития в истории философии рассматривается множество теорий общ-го развития: 1. Локальных цивилизаций 2. Единого индивид-го общества 3. Постиндустриального общества 4. “Стадий экономического роста” 5. Общественно-экономических формаций 1. Локальных цивилизаций. Её автор Арнольд Тайэнби. В своей работе и сложил суть данной теории: 1)Всемирная история, по его мнению – это совокупность историй отдельных и относительно замкнутых цивилизаций. 2)каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет и уступает место др. цивилизации. 3)Движущей силой явл-ся “творческое меньшинство” – это носитель жизненного порыва. Оно увлекает за собой инертное большинство. Прогресс человечества в духовном совершенствовании в религиозной революции. 2.Единого индивид-го общества или конвергенций, т.е. сближение. Авторы Гелбрейт, Арон. Суть теории: Страны с эконом-ми и соц-ми различиями в результате НТР изменятся. Капиталистич-ые страны под воздействием НТР превратятся в индустриальные и социалистич-ие страны. Затем произойдёт их сближение. 3.Постиндустриального общества Автор Даниель Белл. Он считал, что произойдёт трансформация современного общества под влиянием НТР, возникнет постиндустриальное общество, всеобщего благоденствия, в нём главн. отрасль - образование. На место экономич-х монополий придут научно-исследоват-е организ-ции. Важным показателем станет население с высоким уровнем образования. 4.“Стадий экономического роста” Автор Уильям Ростоу. Он в 1960 г. выдвинул теорию в противовес о общественно-экономич. формации Стадии: 1) Традиционное общество (с/х труд)
2) Переходное общество или ранний капитализм 3) Период сдвига 4) Эра высокого уровня (“массового потребления”) 5. Общественно-экономических формаций классики марксизма “+” Она позволяет: изучать общество в его конкретности динамики, показывает общество как целый социальный организм, позволяет рассматривать развитие общ-ва как естественный исторический процесс, который протекает под влиянием производит-ых сил общества. Структура формации
Диалектика производительности сил производственных отношений Учение о соц. революции. Роль народных масс и личности в истории. С позиции философского материализма развитие общества происходит в связи с тем, что существует диалектическая связь м/д производительными силами общества и производственными отношениями. Она отражена в общесоциальном законе. Это закон обязательного соответствия производ-ых отношений уровню и характеру развития производственных сил общества. Суть его: в том, что определённые силы требуют строго определённых производственных отношений. Когда это соответствие есть, то производственные отношения дают простор развитию производ-ых сил общества. Однако произв-ые силы развиваются быстрее, динамичнее произв-ых отношений, они опережают произв-ые отношения в своём развитии, соответствие нарушается, возникает конфликт м/д произв. Силами и произв. Отношениями. Они становятся тормозом для развития произв-ых сил. Социальная революция – это способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации. Это качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Движущие силы революции – это классы социальные слои, которые по своему объективному положению в обществе, которые заинтересованы в изменении существующего строя.
1 точка зрения: Марксистская. Революция – это могучий двигатель общ-го и политич-го прогресса. “Локомотивы в истории” 2 точка зрения: Буржуазная. Форма соц-ой революции неэффективна и бесплодна, т.к. связана с колоссальными издержками. 3 точка зрения: Л евые экстремисты. Революция незакономерна в истории. Авангард. Важнейший вопрос в философии. 1 точка зрения: Представители философского идеализма считали, что главное действующее лицо истории: - великие личности (автор Карлель) - сверхчеловек (автор Нитсше) - творческая элита (автор Парето) 2 точка зрения: Философского материализма, т.к. материалистическое пр-во определяет все др. сферы деятельности, то его производит-ая сила общ-ва - трудящиеся массы - является активной силой изменения исторического процесса. Представители не отрицают и роли личности в истории, но только той, которая способна видеть дальше других и понимать события глубже других. Однако даже самая выдающаяся личность не сможет изменить ход историч-х событий. Социальная структура в общ-ве. Классы, их происхождение, сущность. Социальная сфера общ-ва связана с существованием больших групп людей, с их интересами, взаимоотношениями. Социальная структура – это совокупность относительно установленных и стабильных групп людей, определённый порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Она включает в себя элементы: 1 Социально-классовые общности (слои, классы) 2 Социально-этнические общности (нации, народности) 3 Социально-демографические общности (молодежь, женщины) 4 Малые группы людей (семьи, коллективы) Основной элемент в соц. структуре общ-ти - классы – это большие группы людей различ-ся по их месту в исторически опр-ой системе общ-го производства; по их роли в общ-ой организации труда; по их способам получения и той доли общественного богатства, которой они располагают. Одни считают, что приххожд-ие классов происходит в связи с тем, что люди в природе не равны. (Аристотель) Др. считали, что социальный строй установлен обществом. Марксисты: классы появились в результате развития материального произв-ва, совершенствования орудий труда привело к появлению прибавочного продукта, который присваивался путём порабощения соплеменника за долги, или военным путём.
Политическая организация общ-ва Это, прежде всего механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть. В состав полит. орг-ции общ-ва входят гос-ва, политические партии и др. Главным элементом является государство – это результат исторического развития общ-ва. Оно возникло на определённой ступени общ-го развития для того, чтобы стать необходимой силой, которая усмиряла столкновения непримиримых сторон. Признаки гос-ва: - наличие охраняемой территории - наличие чиновничьего аппарата - аппарата власти Сущность гос-ва проявляется в функциях внутр. или внешн. Внутренняя функция находит своё воплощение во внутренней политике. Это неудержание власти меньшинства над большинством путём пропаганды. Внешняя: х арактеризует отношение данного гос-ва с др. гос-вами (в политике дипломата) Формы гос-ва Формы правления: монархия, республика. Политич. режим – это методы осуществления гос. руководства. Эти методы выраж-ся так: Деспотизм – осуществление правителем своей власти непосредственно по своему произволу. Демократия – гос. власть, основанная на принципе подчинения меньшинства большинству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|