Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия)
Стр 1 из 37Следующая ⇒ ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Под общей редакцией доктора филос. наук, профессора Рябоконя Н.В.
МИНСК Изд-во МИУ Рецензенты:
Т.Г. Румянцева, доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры Белорусского государственного университета; Г.И. Касперович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Рекомендовано к изданию кафедрой гуманитарных дисциплин МИУ
Рябоконь, Н.В. Философия: Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения / Николай Васильевич Рябоконь, Алексей Александрович Потоцкий, Владислава Николаевна Семенова, Алексей Валентинович Филиппович, Наталья Ивановна Снытко, Татьяна Владимировна Лемешова, Анна Геннадьевна Монголова; Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2009.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие I. Содержание курса Введение. Философия и жизненный мир человека Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры Тема 1.1. Исторические типы классической философии 1.1.1. Философская и религиозная мысль Древнего Востока 1.1.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции 1.1.3. Философия средневековья и эпохи Ренессанса 1.1.4. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре 1.1.5. Немецкая классическая философия Тема 1.2. Становление и основные стратегии развития постклассической философии 1.2.1. Неклассическая философия ХIХ в. 1.2.2.Основные стратегии развития неклассической западной философии ХХ века
Тема 1.3. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Раздел 2. Философские концепции бытия Тема 2.1. Метафизика и онтология Тема 2.2. Философия природы Раздел 3. Философская антропология Тема 3.1. Проблема человека в философии и науке Тема 3.2. Проблема сознания в современной философии Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 4.1. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа Тема 4.2. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус Раздел 5. Социальная философия Тема 5.1. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Тема 5.2. Основные проблемы политической философии Тема 5.3. Философские проблемы социальной динамики Тема 5.4. Философия культуры Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХI в. II. Планы семинарских занятий III. Контрольные тесты IV. Краткий терминологический словарь V. Вопросы к экзамену по философии для студентов очной и заочной форм обучения VI. Список литературы VII. Структурно-логические схемы
ПРЕДИСЛОВИЕ Философия по праву считается самой фундаментальной и важной для человека наукой. Будучи истоком всех наук, в том числе естественных и социально-политических, философия одновременно претендует на звание метанауки, науки всех наук, создающей прочный фундамент для существования всей системы общечеловеческих знаний и ценностей. Философия формирует внутренний мир человека, его целостное мировоззрение, создает человека как творческую личность, способную стать свободным, ответственным и полезным членом современного общества. Философские знания являются необходимым (хотя, зачастую, и неосознанным) фундаментом мировоззрения студента, заставляя его подвергать критической рефлексии обыденные представления о мире, свои собственные мнения и убеждения. Основная задача философии состоит не в том, чтобы просто «вложить» в студента некоторый свод знаний, а заставить его обратиться к выяснению смысла и цели своего существования.
Цель философии – научить человека самостоятельно мыслить, рационально обосновывать свои решения и действия, размышлять над собственной жизнью, своими поступками и мыслями. Философия освобождает, потому что быть свободной и творческой личностью в практической жизни, прежде всего, означает быть свободным в собственных мыслях, а быть свободным в мышлении, означает мыслить самостоятельно, критически и творчески, чему и учит философия. Одновременно философия и дисциплинирует человеческое мышление, говорит о необходимости соблюдать законы логики, четко обосновывать и аргументировать собственные тезисы. Философия конституирует современного человека в силу того, что именно философия дает человеку мировоззрение, куда входит и общеобразовательный кругозор, и умение видеть тенденции и перспективы развития мира, и умение осознавать и понимать роль и место человека в бытии и обществе, смысл, место и цели человеческой жизни. В силу вышесказанного курс философии является фундаментальным гуманитарным курсом, необходимым для изучения студентами всех специальностей. Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. Целью преподавания курса философии является формирование целостного научного мировоззрения студентов в многообразном спектре философских проблем, начиная от Вселенной, микро- и макрокосмоса, и, заканчивая современной социальной реальностью, которое было бы проникнуто соответствующей мировоззренческой парадигмой и формировало у студентов структуру ценностей, приобщающей их к жизненно важным идеям и убеждениям белорусской национальной идеологии, выстраивая на данной основе их активную жизненную позицию. В результате изучения философии студенты должны: · знать основы важнейших историко-философских учений; основные темы, проблемы, категории, принципы и законы философии; ведущих мыслителей в истории философии;
· уметь характеризовать специфику философского знания; связь философии с жизнью; собственную философскую позицию и основания ее выбора; · уметь анализировать место и роль философии в жизнедеятельности человека; историческую и социокультурную обусловленность философских направлений и учений; значение философии в профессиональной деятельности; · приобрести навыки анализа философских текстов; культуры философской дискуссии; философского обоснования своей жизненной позиции; творческого аналитического мышления. Изучение курса философии основано на использовании знаний, полученных студентами из курсов истории Беларуси, логики, экономической теории и будут использоваться при изучении этики, эстетики, культурологии, религиоведения, социологии, политологии, социальной психологии, основ идеологии белорусского государства, экономических и правовых дисциплин. I. Содержание курса
Введение. Философия и жизненный мир человека План: 1. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия). 2. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. 3. Функции философии в культуре. Ключевые понятия: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, знания, ценности, убеждения, волевой компонент; мифология, религия, философия; структура философского знания, функции философии. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия) Философия – одна из древних и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле, справедливости и т.д. Эти и другие «вечные» вопросы, каждый раз заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.
Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства, эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе, в целом об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлении деятельности. Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п. 2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность – это свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.
Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция. 3. Эмоционально – волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение – это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля – способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения. 4. Практический компонент. Мировоззрение – это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение мировоззрения. Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень или обыденное мировоззрение – это стихийно складывающийся тип мировоззрения у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя несистематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте. Обыденное мировоззрениевключает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного человека. В нем нередки внутренние противоречия, предрассудки. Обыденно-житейское мировоззрение в целом не способно критически разобраться во внутренней сущности сложных, разнообразных и противоречивых отношений «человек – окружающий мир». Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом. Значение этого уровня заключается в том, что именно на немпроисходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, картины мира, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл. К этому уровню относится философия. Философия – это мировоззренческая форма сознания, однако, не всякое мировоззрение можно назвать философским. Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия. Философия не совпадает с мировоззрением, потому что, во-первых, зарождение мировоззренческого сознания значительно предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, обыденное знание; в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы и отвечает по-своему на них. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм – мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию. Мифологическое мировоззрение – исторически первая, нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифология (от греч. – повествование, сказание) – это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Предпосылками мифологического мировоззренияявились неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Мифология – была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах природных явлений, о жизни, смерти человека и т.д. К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести: синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного); антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами); гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д. Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому, оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления). Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Можно сказать, что в целом, мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя, однако она может фрагментарно сохраняться в современной культуре. Различные формы общественного сознания (например, искусство) продолжают использовать элементы мифологии. В ХХ веке наблюдается сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам, в которых происходит переосмысление классических мифологических образов, а также сознательное мифотворчество. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа. В ряде случаев власти стремятся создавать мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости вождей, о врагах и т.д.). Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой фонд искусства. На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат – благочестие, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрениясоставляет верав существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром. Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение. Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo»- люблю, «sophia» - мудрость) – означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах родились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями с первыми государствами и классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю науку и философию. Философия – особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Философия зарождается из потребностирационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом определенными логическими законами. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а так же весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла. Появление философии – это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. reflexio – обращение назад) и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска – через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы), так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек». Таким образом, предмет философии образуют всеобщие сущности мира и его основных фрагментов. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о мире и человеке, которые носят название универсалий культуры.Универсалии культуры – это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Универсалии культуры, прежде всего это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах, это квинтэссенция накопленного человеческого опыта, опираясь на который каждое новое поколение познает и преобразует мир. Кроме того, они определяют и эмоциональное переживание человеком мира, его оценку явлений и событий окружающей действительности. Категории возникают, развиваются и функционируют в культуре как целостная система, где все элементы так или иначе связаны друг с другом. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации. В системе универсалий культуры можно выделить так называемые базисные, универсальные категории, в которых обнаруживаются необходимые, существенные свойства и характеристики объектов, явлений мира. Эти свойства выявляются практикой в предметном мире, а затем, переносятся в идеальный план сознания, фиксируясь в форме категорий пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.п. Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответствующие характеристики и свойства. Кроме базисных категорий в системе универсалий культуры можно выделить такие категории, посредством которых выражены характеристики и свойства субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся такие категории: человек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.п.. Эти категории уже не имеют статуса всеобщих и универсальных категорий бытия, а применимы только для сферы социальных отношений. Однако в жизнедеятельности человека они играют не меньшую роль, чем базисные категории. Они фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивидов в систему социальных отношений и коммуникаций. Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выступает в качестве ее фундаментальных мировоззренческих структур. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого мира и т.д. В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который выражает особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, художественном освоении мира и т.п.). Они выражают мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, что позволяет рассматривать их в качестве оснований культуры соответствующей эпохи. Для человека, сформированного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он и строит свою деятельность. В процессе философской рефлексии над универсалиями культуры, формируется язык философии, представляющий собой систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложимы не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности. Специфика философской рефлексии над основаниями культуры заключается в том, что с помощью ее осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как самосознание культуры. Если обобщить все вышеизложенное, то можно сказать, что исходным началом философского анализа, исследования, становятся результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения обществом действительности (обыденного, религиозного, мифологического, художественного, научного). Исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними в системе логических категорий. Философские категории, законы, принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и мышление. Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, закономерном в обобщенно – систематизированное отражение действительности. Таким образом, философия – это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. 2. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир — человек».Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет философии отличен от предмета частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия. О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики. Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Поэтому, в качестве основных можно обозначить четыре мировоззренческих проблемы: 1. Проблема универсума, окружающего мира, в рамках которой философия отвечает на вопросы о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, что является первоосновой мира, конечен или бесконечен мир, единственен или множественен, каковы его прошлое и будущее и др. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия раскрывает сущностные принципы устройства мира. 2. Проблема человека, смысла существования человека в мире, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о принципиальных отличиях человеческого существования от иных типов бытия, о смысле жизни человека, о его свободе, – эти и многие другие вопросы составляют содержательное поле проблемы человека в философии. 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. При всех содержательных оттенках в трактовке системы отношений «мир-человек», преобладающей в классической философии, стала такая ее формулировка, в которой она приобрела форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии. Основной вопрос философии включает в себя две стороны: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона основного вопроса философии – это вопрос о сущности мира, т.е. о том, что чем определяется в своем существовании, что от чего зависит; что существует как нечто самостоятельное, т.е. существует независимо от другого (как субстанция), а что является производным от этой субстанции (материальное или духовное, объективное или субъективное, природа или сознание). В зависимости от ответа на вопрос, что первично, а что вторично, философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и две основные разновидности идеализма – объективный и субъективный. Материалисты – это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания. При этом сознание (дух) не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание – вторично по отношению к объективной реальности. Идеалисты – придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля. Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, а сознание человека – есть проявление субстанции в человеке. Гносеологическая сторона основного вопроса философии – это вопрос о познаваемости мира. Это вопрос о том, способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его закономерностях, могут ли они, опираясь на эти представления изменять окружающий мир в нужном им направлении. В зависимости от решения этого вопроса, выделяется две основных позиции: позиция гносеологического оптимизма и агностицизм. Сторонники гносеологического оптимизма признают познаваемость мира, агностики (от греч. – непознаваемый)– придерживаются противоположного мнения. Они полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально – непознаваем. 4. Проблема бытия человека в «мире людей», связана с решениеммежличностных, социальных отношений. Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца Кампанеллы и кончая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум,возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, которые зачастую разделены веками, вследствие чего читатель проникает в смысл произведений и «творит» свои личностные смыслы. Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли. Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме. Следует отметить, что на протяжении исторического развития философии менялись акценты в решении основных философских проблем. В современной философии происходит перенос акцента на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия техники, философия науки, философия религии, философия культуры и т.д.). Сегодня большое внимание уделяется проблемам противоречивости социального развития в условиях техногенной цивилизации, анализу языковой реальности, проблеме человеческого бытия как существования «человека–в–мире». Вместе с тем, как бы не менялись содержательные акценты в современной философии, постоянная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека в мире». Именно эти проблемы или теоретические ориентации философского познания задают контуры предм
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|