Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие бытия, его смысл и основные формы




Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, носит название онтология (от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология – учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.

Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в 6-5 вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).

Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть – значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.

Бытие охватывает все реально существующее в природе, обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия – есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

Объективная реальность - все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

Таким образом, бытие – это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:

  1. Бытие природы. При этом различают:

· Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, не тронутых человеком. Это все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и т.д.

· Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности, промышленность, энергетика, города, мебель, одежда, выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

  1. Бытие человека. В этой форме выделяется:

· Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).

· Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

  1. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания, бессознательного), вкотором можно выделить:

· Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.

· Объективированное духовное. Это надиндивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

  1. Бытие социального, которое подразделяется на:
  • Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.

· Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.

2. Эволюция представлений о материи в истории философии и науке. Структурные уровни организации материи. Движение, пространство и время как атрибуты материи

Основные формы бытия дают представление о богатстве мире, о его качественном разнообразии, однако, не выявляют общей сущности всех вещей, основы единства мира.

Философия всегда стремилась найти что-то общее, то, что объединяет все многообразие мира, то, что выражает единство различных форм. Поиски этой единой основы привели философию к выработке понятия субстанция.

Субстанция (лат. Substantia – сущность, нечто лежащее в основе) – это философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего, то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Вопрос о субстанции, как о некой предельной основе мира, о чем-то постоянно и самостоятельно существующем решался в философии двумя основными путями: идеалистическим и материалистическим.

Идеалисты в качестве субстанции мыслили некое идеальное начало (мир идей Платона, Бог, Абсолютная идея Гегеля и т.д.). Материалисты в качестве субстанции мыслили материю. В своем формировании категория «материя» (как субстанция мира) прошла три этапа или так называемые три исторические формы материализма:

На первом этапе материя отождествлялась с конкретной природной стихией, с конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Этот этап носит название стихийного материализма древних.

Второй этап носит название механистического, метафизического материализма. Он был характерен для философии Нового времени. Развитие в XVII – XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. В новоевропейской философии материя наделялась рядом атрибутивных свойств, которые были изучены в рамках классической науки того времени (механики Ньютона) – массой, протяженностью, инерцией, неделимостью, непроницаемостью и т.д. Носителем этих свойств выступали различные проявления первовещества (элементы, корпускулы, атомы). На этом этапе завершается построение механистической картины мира. Эта картина мира сложилась в результате научной революции XVI-XVII вв., оформилась в целостное образование к XVIII веку и господствовала на протяжении XIX века. Основу механистической картины мира составил атомизм, который весь мир, включая и человека, понимал как совокупность огромного числа атомов, перемещающихся в пространстве и времени. Ключевым понятием было понятие движение. Однако все многообразие форм и видов движения в природе сводилось к механическому движению (к простому перемещению в пространстве). Кроме того, в качестве движения предполагался некий первотолчок, находящийся за пределами мира. Отсюда и название – механистический, метафизический материализм.

Следует отметить, что для первого и второго этапов было характерно представление о материи как о субстрате, т.е. как о строительном материале, из которого состоит все в мире. Кроме того, эти этапы были тесно связаны с уровнем развития научного знания своего времени. В XIX века совершается ряд научных открытий: физика проникает в микромир; наряду с веществом вводится понятие электромагнитного поля (Фарадей, Максвелл); открывается явление радиоактивности; атом перестает быть конечным пределом делимости материи; А. Эйнштейн создает теорию относительности. Все это способствовало появлению убеждения, что нельзя материю отождествлять с веществом, с каким-то конкретным ее видом, т.к. наука постоянно развивается, и как следствие этого меняются представления о мире. В философии возникла потребность выработать такое представление о материи, которое характеризовало бы ее любые формы, виды, независимо от того познаны они уже или нет, и независимо от того, какими конкретными свойствами и качествами эти формы, виды обладают.

Третий этап – это этап возникновения диалектического материализма. В диалектико-материалистической традиции были окончательно разведены конкретно-научный и философские подходы к пониманию материи, а в ее определении, сформулированном В.И. Лениным, из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т.е. не зависеть от сознания человека. Причем, в диалектико-материалистической традиции материя, как объективная реальность охватывает не только мир природы, но и социум, т.е. объективные процессы в обществе.

Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Понятие материя – это абстракция. Не существует материя как таковая вообще, как и человек вообще, стол вообще, т.е. как нечто чувственно воспринимаемое, как нечто положенное рядом с вещами. Материя существует в конкретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний. Ни один из этих видов, форм, состояний не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляют материальную действительность.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системно-структурной организации. Материя – это не сплошное однородное целое. Она структурно организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. К тому же структура материи не является одноуровневой. Она представляет собой многообразие качественно своеобразных материальных форм различной степени сложности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...