Исторические формы диалектики и ее альтернативы. Современные представления о диалектике
Представления о диалектике как развитии материального мира складывались на протяжении длительного времени. Первые элементы диалектики свое непосредственное выражение нашли в воззрениях философов Древней Индии и Древнего Китая и кульминационного развития достигли в античной философии. Стихийная диалектика Древней Греции (первая ее историческая форма) в наиболее ярком виде была представлена Гераклитом и Сократом. В частности, Гераклит полагал, что в мире все пребывает в движении, т.е. все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Представления об изменчивости мира Гераклит связывал с закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим огнем. Именно огонь, с его точки зрения, является самым убедительным символом изменений и развития, происходящих в мире. Стихия огня у Гераклита адекватно отражает всю глубину идеи развития. Другим столь же ярким и образным символом, который использовал Гераклит для обоснования идеи развития, является созданный им образ реки, в которую «нельзя войти дважды, потому, что она то, да уже и другая», т.е. в мире, полагал Гераклит, все преходяще и изменчиво. В качестве источника развития Гераклит рассматривал борьбу противоположных сторон. Он считал, что «все происходит через борьбу и по необходимости». Причем, противоположности, по его мнению, не только реально существуют, но и взаимодействуют между собой: теплое – холодеет, холодное – теплеет; влажное – становится сухим, сухое – влажным. Взаимодействуя между собой противоположности взаимопроникают друг в друга, выступая причиной развития реальных вещей.
Философские традиции, связанные с идеей развития, продолжены далее Сократом. Он впервые вводит в оборот термин «диалектика», понимая под ней искусство ведения диалога, а точнее обнаружения истины в процессе преодоления противоположных суждений, высказанных в споре между двумя собеседниками. В отличие от Гераклита, заложившего основы объективной диалектики, т.е. диалектики внешнего, материального мира, Сократ по праву считается основателем субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих сущность человеческого мышления. В силу данного обстоятельства, диалектика у него приобретает вполне осмысленный, т.е. сознательный характер. Второй исторической формой диалектики является идеалистическая диалектика классической немецкой философии в лице, прежде всего, И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант развивал субъективно-идеалистические представления о диалектике, так как в развитии рассматривал не реальные вещи, а априорные, доопытным путем рожденные в разуме человека понятия и суждения. Представления о диалектике И. Кант связывал не только с учением об априоризме, но и с признанием антиномичности человеческого разума, т.е. не способности его выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещь в себе». Поэтому, считал И. Кант, диалектика всегда имеет отрицательный результат. Она выступает как «логика видимости» и не предоставляет возможности постичь истину. Всякие попытки разума выйти за пределы явлений и познать сущность вещей наталкиваются на неразрешимые противоречия, их И. Кант называет антиномиями. В универсальной форме диалектический принцип развития в немецкой философии был представлен Г. Гегелем. Причем, им это было сделано таким образом, что в последующем уже никто не смел отрицать значение диалектики. Величие Г. Гегеля как философа состоит в том, что он впервые из всех философов предшествующего времени дал классическое обоснование диалектической концепции развития, посредством представленных им законов и категорий. Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятий, посредством которых реализуются такие важнейшие принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной взаимосвязи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал борьбу противоположных сторон, т.е. противоречия. Тем самым он нанес сокрушительный удар по религиозным представлениям, которые в качестве единственной причины развития всех вещей рассматривали Бога, некий внешний толчок.
К сожалению, диалектика Г. Гегеля развивалась на идеалистической основе. В развитии он рассматривал не действительный мир реальных вещей, а некий «мировой разум», «мировой дух», некую объективную, абсолютную идею. В диалектике понятий он лишь угадал развитие реальных вещей. Тем не менее, его вклад в философскую науку огромен, в последующем он предопределили развитие многих концептуальных идей современной диалектики. Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, ознаменовавшая качественно новый этап ее развития. Материалистическая диалектика принципиально отличается от идеалистической диалектики Г. Гегеля и прямо противоположна ей. «Мой диалектический метод, - писал К. Маркс, - по своей основе не только отличается от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Г. Гегеля процесс мышления… есть демиург, действительного…. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».[1] Тем самым К. Маркс исходит из первичности объективной диалектики и вторичности, производности субъективной диалектики. Объективная диалектика, диалектика материального мира, с точки зрения материалистической методологии определяет диалектику идей, а не наоборот. Такое понимание материалистической диалектики нашло дальнейшее развитие в философских воззрениях Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Ф. Энгельс, в частности писал, что «так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения».
На это обстоятельство было обращено внимание и В.И. Лениным. Материалистическая диалектика, писал он, «есть наука, а не субъективистское жонглирование понятиями… Ход развития вещей определяет ход развития идей, а не наоборот». Иначе говоря, диалектика существует не в рассудке человека, а в объективной действительности. Диалектику В.И. Ленин определяет как учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. В работе «Философские тетради» диалектика им рассматривается через борьбу противоположных сторон. Вкратце, пишет он, этим и будет схвачено ядро диалектики. Важное значение для современной философии имеют, выдвинутые В.И. Лениным, четыре принципа диалектической логики. Во-первых, отмечает он, чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Г. Гегель) изменении. В-третьих, вся человеческая практика должна выйти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-четвертых, диалектическая логика учит, что, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Все эти принципы обладают глубоким содержательным смыслом и не потеряли своей актуальности в настоящее время. Отстаивая принципы научной диалектики, важным является рассмотрение ее альтернатив, в качестве которых выступают: метафизика, софистика и эклектика. Термин «метафизика» был введен в 1 в. до н.э. Андронником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил «после физики» (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те которые были «первой философией» - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах. В настоящее время термин «метафизика» приобрел и другие значения.
В современной философской науке под метафизикой понимается онтология, т.е. учение о бытии в отвлечении от проблем гносеологии и логики. Однако наиболее распространенным понятием метафизики является представление о ней как особом способе мышления, противостоящем диалектическому методу. Развитие метафизики рассматривают как простое уменьшение или увеличение одного и того же качества предмета, как движение по замкнутому кругу, не приводящему к появлению новых вещей. В качестве источника развития метафизиками рассматриваются не противоречия, а внешний толчок, некая сверхъестественная, божественная сила. Наряду с метафизическим методом мышления альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика – есть сознательное применение в споре или доказательстве неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. разного рода уловок внешне кажущимися правильными, а на деле являющимися ложными. В качестве примера можно привести следующий софизм: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть вполне полезное дело. Следовательно, вор поступает хорошо». Посредством подмены такого рода понятий софистика оправдывает по существу любые, в том числе и преступные действия: терроризм, войны, геноцид, коррупцию, взяточничество и т.д. В этом, собственно, и заключается ее реакционный и социально опасный характер, имеющий, в конечном счете, всегда отрицательный результат. Характерными приемами софистики являются: 1) вырывание отдельно взятых событий из их общей связи; 2) применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи – к событиям другой эпохи без учета фактора времени и конкретных обстоятельств; 3) гибкость понятий, адекватная развитию объективного мира, софистами рассматривается субъективно, т.е. вне связи с изменениями, происходящими в материальной действительности. Эклектика – механическое соединение различных, диаметрально противоположных взглядов, идей, принципов, теорий и философских направлений. Эклектичны, например, попытки соединения материализма и идеализма, диалектики и метафизики, реализма и номинализма. Тем не менее, в истории философии подобные «синтезы» имели место. Уже в античное время философом Карнеадом был провозглашен принцип равнозначности философских идей в силу их одинаковой проблематичности. По мнению Карнеада, ни у одного философского учения нет преимущества перед другим философскими школами и направлениями. Идеи Платона, Аристотеля, стоиков, скептиков и даже киников звучали в стенах созданной им новой – третьей Академии. Карнеад стремился устранить существующие разногласия между столь различными философскими направлениями и школами, создать некое синтетическое философское учение.
В классической немецкой философии эклектика воззрений в наибольшей мере нашла выражение у И. Канта, который пытался объединить материализм с идеализмом в одной философской системе, не видя принципиальных различий между ними, за что – слева его критиковали материалисты, а справа – идеалисты. В конце XIX – начале XX в. эмприокритики Э. Мах и Р. Авенариус, устраняя «односторонности» материализма и идеализма, пытались создать «третью линию» в философии. Учение об «элементах мира» Э. Мах и теория «принципиальной координации» объекта и субъекта Р. Авенариуса есть не что иное, как заимствование отдельных элементов из философских учений не только идеалистических, но и материалистических школ и направлений. И сегодня, в современной западной философии наблюдается тенденция плюралистического соединения различных философских школ и направлений. В настоящее время в отечественной философской науке прослеживаются две тенденции в понимании сути диалектики. Одна из них ориентирована на более углубленное ее понимание с учетом инновационных к ней подходов, отражаемых в современном научном знании. Другая – направлена на отрицание диалектики в ее классическом представлении. Первая попытка более углубленного рассмотрения диалектики была представлена во второй половине XIX в. в виде системного подхода к анализу явлений материальной действительности. В 1954 г. австрийский ученый Людвиг фон Берталанфи организовал международное общество по разработке общей теории систем. Вариант общей теории систем в конце 80-х гг. XIX в. был предложен и Ю.А. Урманцевым, который попытался углубить диалектическую концепцию развития и наряду с законом системной противоречивости он формулирует и другой закон – закон системной непротиворечивости развития и изменения. Представители противоположной точки зрения считают, что диалектика в настоящее время исчерпала возможности своего существования. Пока в науке, полагают они, ставилась задача как можно полного отражения окружающей человека природы, пока не был открыт микромир, и в мышлении можно было обходиться двузначной логикой, диалектическая философия была наиболее адекватным способом теоретического осмысления бытия. А сейчас она, якобы, устаревает и оказывается не у дел, по мере того, как человечество от открытия и преобразования форм естественного мира переходит к проникновению в глубь материи и изобретению искусственной (виртуальной) реальности. Диалектика сейчас, считают они, утраивает свое влияние вместе с заменой природы техникой, вещно-событийной среды информационно-знаковой, а образов и понятий моделями символами. Предпринимаются также попытки диалектику подменить синергетикой, которая в качестве теории самоорганизации сложных саморазвивающихся систем претендует на всеобщий метод познания, а вытекающий из нее эволюционизм на новое универсальное мировоззрение. Действительно, синергетика «ломает» обычные представления о действительности, с ней связано новое, парадигмальное представление о научной картине мира. Классические представления о диалектике в синергетике сменяются принципиально новой парадигмой самоорганизации. Вместе с тем диалектика и синергетика не взаимоисключающие, а взаимодополняющие друг друга понятия. Это – две стороны одного и того же процесса развития. Одна из них – диалектика – опирается на классическое знание и бинарную логику с ее законом тождества и противоречия. Вторая – синергетика – является продуктом и способом технонауки, основывающейся на компьютерной обработке информации. Диалектика как общая теория развития переросла сегодня в синергетику как теорию универсальной эволюции. Вместе с тем между диалектикой и синергетикой есть различия. Если в диалектике воспроизводится процесс изменения некой субстанции – субстрата – вещества, материи, духа, то в синергетике того, что меняется, нет. Она не предполагает ни огня, ни воздуха, ни атомов. Это – «полет без птицы», птица образуется в результате процесса, который предшествует вещи, т.е. модели деятельности, создания нового, а не познания существующего. Синергетика имеет дело с системами самой разной природы – физическими, химическими, биологическими, социальными, техническими. Именно с системами как взаимодействием отношений и элементов, а не с «вещами, в которых оформляется и конкретизируется тот или иной субстрат, пребывающий в развитии. Этим синергетика и отличается от диалектики. В аспекте синергетического подхода к рассмотрению отдельных явлений, недопустимым является отрицание диалектики на основе абсолютизации стихийных, не поддающихся причинной обусловленности процессов. Так, например, И. Пригожин считает, что современная наука перестала быть детерминистической, так как «имеет место переход от детерминизма к нестабильности». Мы не можем согласиться с таким подходом, ибо отрицание детерминизма – есть отрицание основного принципа диалектики – принципа взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений материальной действительности. Неубедительность такой позиции связана и с тем, что диалектика сложных самоорганизующихся систем наряду с хаосом и случайностью предполагает и необходимый характер их развития. Нестабильность – это лить одна из форм детерминантных связей, проявляющихся вероятностным образом. Противоположной ее стороной является устойчивость, т.е. закономерный характер развития природных и социальных процессов. Синергетическая модель противоположных тенденций «хаоса» и «порядка», «стихийности» и «законообразности» явлений – это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие стороны, выражающие суть диалектики. Изменение парадигмы знаний о диалектике связано не только с синергетикой, но и с эффективно разрабатываемой в последние годы теорией социальной диалектики. Впервые ее суть была представлена профессором Ю.А. Хариным в книге «Категории социальной диалектики», Концептуальная ее идея интересна тем, что она не противопоставляется объективной диалектике, а рассматривается в контексте ее основных принципов и законов. Основной ее задачей является исследование общефилософских понятий диалектики в социальном их аспекте. Она не изучает законы развития общества, а выступает как знание общего уровня социальных модификаций универсальных элементов диалектики. Применительно к социальной реальности общефилософские понятия диалектики приобретают ряд специфических определений, что позволяет им (наряду с сохранением известных общих моментов) использовать новые и эвристически более значимые для объяснения общественных процессов характеристики. Так, диалектическое отрицание при анализе общественных отношений требует не только оперирования общедиалектическими характеристиками, но и выявления гораздо более конкретных особенностей социального отрицания: его субъекта и объекта, направленности, цели и т.д. Это же характерно и для диалектических противоречий. В социальном их аспекте важную роль приобретает субъектно-объектный подход и связанные с ним проблемы о роли противоречий в общественном прогрессе, месте субъекта в функционировании и разрешении противоречий, проблема управления развитием противоречий, вопрос о методах и формах разрешения противоречий и т.д. Эта тенденция особенно отчетливо просматривается и в социальном причинении. Сохраняя свои общедиалектические черты – объективность, всеобщность, генетичность, порождаемость, динамический характер – причинность в социальной действительности приобретает специфические для нее характеристики. Так, в общефилософском аспекте объективность причинности усматривается в самой природе реально существующих вещей как внутреннее отношение, не зависящее ни от воли и сознания познающего субъекта, ни от того, насколько он познал ее и умеет использовать в практических целях. Объективность причинности в обществе выступает в другой форме. Она заключается в том, что социальные действия людей не являются произвольными, поскольку человек не свободен в выборе условий своего существования. Каждое поколение застает уже сложившиеся производственные отношения и определенный уровень развития производительных сил, которые причинно обусловливают деятельность людей. Своеобразно проявляется в обществе и такой общедиалектический признак причинности, как всеобщность. В мире нет явлений, которые не имели бы своих причин. В природе нет беспричинных явлений потому, что в ней действуют законы сохранения материи и движения, исключающие возможность появления чего-либо из ничего. В социальной же действительности причинную обусловленность каждой ступени развития предшествующими этапами вызывает способ производства материальных благ. Он определяет в конечном итоге содержание, степень развития, направленность всех сфер общественной жизни. В рамках социального причинения особый способ проявления имеет и такая черта причинности, как генетичность. В природе порождение и становление нового явления, т.е. взаимосвязь причины и следствия реализуется посредством бессознательных сил. В обществе генетическая связь причины и следствия осуществляется через сознательную деятельность людей. Сознательность и организованность действия, цели и идеалы людей необходимым образом включаются в естественноисторический процесс социального причинения. При наличии моментов целеполагания и сознательности внутренний механизм общественной каузальности выходит за рамки общефилософского представления о причинности и в аспекте социальной действительности приобретает ряд черт и специфических определений, анализ которых возможен только с позиций теории социальной диалектики. Следовательно, на уровне различных срезов социальной действительности происходит не отрицание общедиалектических моментов, а дальнейшее их развитие и обогащение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|