На тему: “Разработка жанра романтической поэмы в творчестве Пушкина”.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Реферат по литературе пушкин литературный поема романтический
Выполнила: ученица 9д класса Учитель: В.Н. Шерстнёва г. Нижний Новгород 2005 год
Романтизм, большой и красивый стиль, возникает, расцветает и угасает при жизни Пушкина, в течение каких-нибудь двух десятилетий, в 20 - 30-х годах XIX века. Захватив наиболее чуткую часть среднедворянской интеллигенции, романтизм был своеобразным протестом против серых будней мещанского прозябания. Отрываясь от действительности, романтик уходил в мечту и отвлечённое мышление, старался уединиться в царство идеалистической философии и «высокой» поэзии. Несмотря на краткость своего существования, русский романтизм развернулся в пышное течение, которое шло по четырём руслам. Можно различать: сентиментальный романтизм (главный представитель - Жуковский), философский романтизм (с князем В.Ф. Одоевским во главе), индивидуалистический романтизм (в частности байронизм) и романтизм народности, ярко выразивший себя в историческом жанре. В жизни дворянской интеллигенции романтизм был новой ступенью её культурного развития: он принёс новое мироощущение и новое миропонимание, целую философию жизни и стройную эстетику идеалистического типа. Влияние романтизма было огромным и вышло далеко за пределы дворянского класса. Будучи в своей сущности ирреальным, романтизм на русской почве эволюционирует в направлении реализма и незаметно как переходит в стиль художественного реализма, который увенчивает собою все творческие искания пушкинской эпохи. Цель моего реферата - проследить изменение героя романтических поэм Пушкина. В 1817 году ещё в Лицее начал Пушкин свою сказочную поэму “Руслан и Людмила” и закончил в марте 1820 года в Петербурге.
Когда Пушкин начинал первые песни «Руслана и Людмилы», один из его современников сказал: «И всё былое обновилось, воскресла в песнях старина!». Это было первое и проницательное суждение об эпической поэзии Пушкина. Поэма Пушкина представляет собой и вершину, и путь к вершине русского реалистического стиля. Пушкин должен был и возродить искусство эпического повествования, пришедшего в упадок в начале века, и преобразовать сам жанр поэмы, решительно отвергнув «пиитические условности» классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительности». Поэма «Руслан и Людмила» впервые появилась в 1820 году в Петербурге. Это была волшебная сказка, в которой вдруг послышались отголоски «Руслана Лазаревича» и «Бовы». Людмила напоминала своим характером героиню известной в своё время поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька». Отрывки из «Руслана и Людмилы» Пушкин читал В.А. Жуковскому ещё в лицейские годы. Он писал эту поэму, «ничьих не требуя похвал…» Успех «Руслана и Людмилы» превзошёл все ожидания. Поэму можно было сравнить с волшебной сказкой Жуковского «Двенадцать спящих дев», но это сравнение лишь подчёркивало поэтическою силу нового поэта. Его преимущество признал и сам Жуковский, подаривший Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю - ученику от побеждённого учителя…» Признание мастера, к которому Пушкин относился с огромным уважением, совпало с читательским признанием. Всё издание мгновенно разошлось, поэму переписывали от руки. Всех увлёк причудливый и занимательный сюжет. Многое было знакомо по сказкам и легендам, но многое было совершенно новым, например, этот «дышащий холм» - голова богатыря в чистом поле. И в характере героев соединились сказочные и исторические черты. Рядом с князем Владимиром возникал Черномор, следом за Русланом устремлялись в путь Ратмир и Фарлаф. С замиранием сердца читали рассказ о том, как Людмила перед зеркалом примеряла шапку Черномора: «А девушке в семнадцать лет - какая шапка не пристанет!».
Герои Пушкина торжествовали победу над силами зла и коварства, которые опутывали их, как «борода Черномора». Но самым замечательным в поэме был стих, его живая интонация, его шутливые или грустные «отступления», беседы с читателем - характерная черта пушкинского повествовательного стиля, уже намеченная в «Руслане и Людмиле». Общий голос нарёк Пушкина «первым поэтом», а его поэму - «лучшим произведением русской эпической музы». Многие стихи из поэмы вошли в пословицу. Казалось бы, поэт мог быть вполне удовлетворён результатами своего труда. Но очень скоро он взглянул на свою поэму с высоты новых замыслов. «Никто не заметил даже, что она холодна», - сказал Пушкин. В 1828 году во второе издание поэмы Пушкин включил «Пролог», написанный, по - видимому, в 1824 году в Михайловском, «У лукоморья дуб зелёный…», как бы заслонив «холодный мрамор» цветущей ветвью народной поэзии. Это было «драгоценное добавление», как говорилось в журнале Н.А. Полевого «Московский телеграф»: «Здесь целый мир русских сказок, в эскизе представленный рукой великого мастера…» Общая жизнеутверждающая тональность, образ смелого, бесстрашного, благородного Руслана - всё это вызывало энтузиазм передового общества и вместе с тем ожесточённые нападки консерваторов. Перовский, один из сочувствующих автору критиков, в журнале «Сын Отечества» заметил, что нападки злопыхателей таковы, будто речь идёт не о поэзии, а об уголовном преступлении. В «Руслане и Людмиле» поэт поэтизирует бесстрашие, борьбу со злом, вольные настроения и вольные чувства молодого поколения. В этом произведении много романтического: волшебные герои, волшебная обстановка, волшебные события. Но эта сказка прекраснее сказки с сюжетом, счастливым концом, где добро побеждает зло. Когда в начале августа 1820 года поэма «Руслан и Людмила» вышла отдельным изданием, Пушкин находился на Юге, куда был сослан из столицы в мае. - 1824 годы ознаменованы в духовной биографии и художественном развитии Пушкина важными переменами: созданием нового жанра - романтической поэмы. Были написаны «Кавказский пленник», «Братья - разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Каждая из поэм отличается своеобразием, но в целом они утвердили особое направление в русском романтизме.
Ссылка на Юг совпала с увлечением Пушкина Байроном. Славу Байрону создала поэма «Паломничество Чайльд - Гарольда». Герой её, аристократ Чайльд - Гарольд, разочарованный в жизни высшего столичного общества, ищет себе счастья и свободы среди первобытной природы, в путешествии по странам Европы. Любимый жанр Байрона - лироэпическая поэма, дающая простор для лирических отступлений (лирическое отступление - это размышление автора). Сюжет часто не имеет развязки, отличается недосказанностью. Большое место в поэме обыкновенно занимает пейзаж. Если «Руслан и Людмила» - поэма оптимистического жизнеутверждения, то в совершенно ином ключе, в иной тональности выдержан «Кавказский пленник» (1820 год). В этой поэме отражено разочарование самого поэта, которое он испытал в связи с высылкой его из Петербурга. После «холодной», северной поэмы Пушкин написал цикл горячих, «южных поэм». В 1821 году он окончил сжатую, драматичную поэму «Кавказский пленник». Она была напечатана в столице в следующем, 1822 году. Это был прежний и новый Пушкин. Поэма наполнена романтическими страстями, пронизана «противоречиями страстей». Пушкин изобразил Кавказ, войну, страдания плена, радость избавления, счастье свободы и унижение рабства. Мысль о спасении проходит через всю поэму. Много есть неясностей в сюжете, есть пропуски в повествовании, но лица Черкешенки и Пленника, которого она спасла от гибели, озарены романтическим светом. Пушкин «почти сразу же испытывает потребность выйти за узко личные пределы, увидеть и показать в личном общее, присущее не ему одному, а целому поколению, хочет поставить перед читателями вместо своего лирического «я» художественный образ героя, в котором это личное - общее нашло бы своё отражение и воплощение. В этом же августе 1820 года, когда была завершена Пушкиным элегия, принимается он за работу над своей поэмой “Кавказский пленник”, - как утверждает Д.Д. Благой, не без основания считающий эту поэму элегией, развернутой в лироэпическую повесть.
Личный, лирический мотив звучит уже в «Посвящении Н.Н. Раевскому», которое открывает поэму:
Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем; Я жертва клеветы и мстительных невежд…
Но и в главном герое поэмы, кавказском пленнике, есть многое, идущее от пушкинской судьбы и пушкинского сердца:
Людей и свет изведал он И знал неверной жизни цену. В сердцах людей нашед измену, В мечтах любви безумный сон…
Следуя за опытом романтических поэм Байрона, Пушкин наделяет главного героя чертами авторской личности, использует байронический принцип «вершинной» композиции - выхватывает лишь главные эпизоды из жизни героя, окутывая всё остальное атмосферой романтической тайны. Вслед за Байроном Пушкин создаёт романтически идеализированный образ «девы гор», юной Чуркешенки, воспитанной природой, свободной от внутренних противоречий, свойственных пленнику, человеку цивилизации. Но, в отличие от Байрона, Пушкин пытается в пределах романтической поэмы дать объективный образ главного героя, не во всём похожий на самого автора, несущий в своём характере общераспространённые черты, свойственные современникам Пушкина и в России, и за рубежом. Душевная пустота героя наиболее ярко проявляется в истории любви пленника к черкешенке, натуре цельной, сильной и искренней, способной на глубокое чувство. Герою нечем ответить на него, ибо он потерял способность любить - «для нежных чувств окаменел». Эта преждевременная старость души не имеет никакого отношения к автору: между героем и автором возникает противоречие, несвойственное жанру байронической поэмы. А между тем это противоречие нарастает. Симпатии читателя по мере развёртывания любовного романа начинают всё более склоняться в пользу героини. «Конечно, поэму приличнее было бы назвать «Черкешенкой» - я об этом не подумал», - отвечает Пушкин своему приятелю В.П. Горчакову, который обратил внимание на странное поведение пленника в финале. Когда Черкешенка, не выдержав разлуки, буквально на глазах у пленника бросается в воду и тонет, герой проявляет поразительное равнодушие:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|