Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многие, так же как и я, посещали




сей фонтан; но иных уже нет,

другие странствуют далече.

Саади

 

Гирей находится в своем дворце, вокруг теснится “раболепный двор”. Предупреждаются любые его желания, гарем его боготворит. Все вокруг благоухает и дышит любовью, радостью. Но Гирей в печали. Он прогоняет всех и остается в одиночестве.

Невольницы меж тем поют “Татарскую песню”, прославляя Зарему, “звезду любви, красу гарема”. Однако грузинская красавица “похвал не слушает” и “поникла юной головою”. Гирей разлюбил Зарему с тех пор, как в гарем привезли польскую княжну Марию. Раньше Мария жила в доме своего отца, не зная ни в чем отказа.

Однако “тьмы татар на Польшу хлынули рекою”, превратив в развалины замок и “мирные дубравы”.

Мария печалится и слезы льет, “в неволе тихой увядая”, вспоминает родной край, тоскует по утерянному дому. Хан, чтобы ей угодить, смягчает “гарема строгие законы”, не тревожит её, приказав также не беспокоить её и слугам.

Над Бахчисараем спускается ночь, евнух, страж гарема, прислушивается к ночным звукам. Не заметив ничего подозрительного, засыпает.

Зарема просит Марию отвратить от нее ослепленного Гирея: “Презреньем, просьбою, тоскою, чем хочешь, отврати его…” 3арема говорит, что “между невольницами хана забыла веру прежних дней”, но мать ее была той же веры, что и Мария. Она требует Марию поклясться ее памятью, что она “возвратит” Гирея, упоминая после этого, что она “близ Кавказа рождена” и, соответственно, владеет кинжалом. Зарема уходит. Мария остается в испуге и недоумении:

Единственное желание Марии - чтобы её оставили в покое, забыли о ней, предоставили её уединению. Проходит время, Мария умирает. Гирей остаётся безутешен. Гарем забыт Гиреем. Жёны его стареют «под стражей хладного скопца».

Хан, вернувшись назад (предварительно “опустошив огнем войны Кавказу близкие страны и сёлы мирные России”), воздвигает мраморный фонтан в память Марии.

Автор говорит о том, что видел этот фонтан, посещая “Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец”. Все пустынно вокруг, все безлюдно: “Где скрылись ханы? Где гарем? Кругом все тихо, все уныло...” Однако автор не предается элегическим воспоминаниям о прошлых веках, он не думает о бренности бытия, ему видится женский образ.

Заканчивается произведение своего рода гимном этому южному краю.

Эта поэма, как и «Кавказский пленник», отличается фрагментарностью повествования. Сам Пушкин в письме к Вяземскому определил композицию своего произведения: «Бессвязные отрывки».

Поэт необыкновенно яркими красками рисует картины южной природы:

 

Настала ночь, покрылись тенью

Тавриды сладостной поля;

Вдали, под тихой лавров сенью

Я слышу пенье соловья;

За хором звёзд луна восходит;

Она с безоблачных небес

На долы, на холмы, на лес

Сиянье томное наводит.


И поэмой, завершающей романтический цикл, является «Цыганы». Писать её Пушкин начал на Юге в 1823 году, а закончил в Михайловском в 1824 году.

 

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют…

 

Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора. В одном из шатров не спит старик и “в поле темное глядит”: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая “пошла гулять в пустынном поле”, так как “привыкла к резвой воле”.

Однако, несмотря на простор и волю, расстилающуюся кругом, а также на то, что рядом черноокая красавица Земфира, Алеко печален. Он не видит всех этих красот, великолепие жизни от него скрыто.

Земфира спрашивает Алеко, не жалеет ли он об оставленной родине, о близких. Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть - ему не по душе “неволя душных городов”, где “люди, в кучах за оградой, не дышат утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей”.

Земфира возражает, что “там огромные палаты, там разноцветные ковры, там игры” шумные пиры, уборы дев там так богаты!" Алеко отвечает, что она лучше всех этих дев, к тому же “где нет любви, там нет веселий”.

Старик, слышащий разговор, замечает, что “но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен”, то есть, что не каждый человек готов воспринять свободу. Он рассказывает преданье об одном “жителе полудня”, который попал к ним в изгнанье. Он был уже не молод, “имел он песен дивный дар”, но “слаб и робок был, как дети”, “чужие люди за него зверей и рыб ловили в сети”, к “заботам жизни бедной” он так никогда и не привык, весь остаток дней он тосковал, да “горьки слезы проливал”, а по смерти завещал свои останки увезти на родину (речь идет об Овидии, древнеримском мыслителе и поэте). Алеко думает о преходящести славы, о ее бренности - с одной стороны Рим, “певец любви, певец богов”, а с другой - “цыгана дикого рассказ”.

Проходит два года. Цыганы по-прежнему кочуют “мирною толпой”. Алеко постепенно привыкает к “бытью цыганскому”. Он даже “с пеньем зверя водит (медведя), Земфира поселян обходит и дань их вольную берёт”.

Старик, Алеко и Земфира на ночлеге. Земфира качает люльку и поёт песню:

 

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Я тверда; не боюсь

Ни ножа, ни огня.

 

Алеко слышит и прерывает ее, говоря, что он “диких песен не любит”. Земфира отвечает, что песню для себя поет, Алеко вновь просит Земфиру замолчать и добавляет, что понял ее песню. Земфира отвечает, что песня действительно про него, и уходит.

Старик говорит, что это старинная песня и что ее “певала Мариула (его жена, мать Земфиры), перед огнем качая дочь”.

Ночью Земфира будит старика, говорит, что Алеко во сне рыдает, кричит, произносит “Земфира”.

Старик замечает: “Тебя он ищет и во сне: ты для него дороже мира”. На это Земфира отвечает: “Его любовь постыла мне. Мне скучно; сердце воли просит”.

Земфира будит Алеко, прерывая его кошмары. Алеко говорит, что ему снились страшные вещи, Земфира в ответ советует не верить лукавым сновиденьям.

В ответ на жалобы Алеко, что Земфира его не любит, старик отвечает;


Утешься, друг: она дитя.

Твое унынье безрассудно:

Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское - шутя.

 

Алеко продолжает сокрушаться, вспоминать счастливые минуты любви.

Старик рассказывает ему свою собственную историю. Он в молодости любил девушку, добивался её и, наконец, “назвал своею”.

 

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула!

 

Земфира на свиданье с молодым цыганом. Она торопится домой, так как ее муж “ревнив и зол”. Цыган не отпускает, наконец, Земфира вырывается, пообещав, что придет следующей ночью.

Ночью Алеко просыпается и, не найдя рядом Земфиры, идет по следу и натыкается на влюбленных. Земфира кричит цыгану, чтобы он бежал, но Алеко вонзает в него нож со словами, обращенными к Земфире: “Теперь дыши его любовью”.

Наступает утро. Алеко сидит на камне перед простертыми трупами. Пробудившиеся цыганы окружают его. Потом поднимают мёртвых, роют могилы и погребают их. Алеко в отчаянии падает и лежит на земле.

Главный герой Алеко также разочарован, но характер иной, сильный. Гнев слышится в его речах о среде, с которой он порвал:

 

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят.

 

Но прошлое его обрисовано намёками, в самых общих чертах. Мы узнаём, что он рождён среди богатого народа, что его преследует закон, что он покинул город, чтобы искать счастье среди дикого народа.

Что же получилось из стремлений этого сильного человека? Он был радушно принят цыганами, полюбил Земфиру, привык к жизни цыган, наслаждался свободой. Казалось, что Алеко слился с новой средой. Но перемена эта была только кажущейся. Внутренне Алеко остался представителем покинутого им общества, гордым эгоистом, умеющим ценить только свою свободу и не уважающим свободу других. Когда Земфира полюбила молодого цыгана, Алеко убивает её. Устами старого цыгана Пушкин вынуждает его:

 

Оставь нас, гордый человек!

Ты не рождён для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли…

 

Пушкин, использовав байроническую тему, разработал и разрешил её по - своему. Байрон обычно воспевал своих гордых героев. Пушкин, наоборот, осудил Алеко, то есть развенчал байронического героя.

Романтизм бурных страстей и романтическая поэтизация жизни «смиренной вольности детей» соседствует с трезвым признанием, что невозможно уйти от суровой действительности в воображаемый идиллический мир.

Каждую новую поэму Пушкина ждали с нетерпением. И каждая из них была как бы «обещанным рассказом». Но суть дела состояла в том, что Пушкин исполнил больше, чем обещал своему первому учителю Жуковскому, своему первому критику Вяземскому, своим первым читателям, «друзьям Людмилы и Руслана».

В своих поэмах Пушкин шел от мифа («Руслан и Людмила»), через современную быль («Кавказский пленник»), историческое предание («Бахчисарайский фонтан») к философской символике («Цыганы»).

Поэмы Пушкина образуют некую энциклопедию его творческих исканий. В них есть великое разнообразие и определенное единство. Еще Белинский указывал на удивительную способность Пушкина быть как у себя дома во многих и самых противоположных сферах жизни.

Так образовалась сложная поэтическая система, центром которой была личность Пушкина. «По его произведениям, - пишет Белинский, - можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера». В эпическом мире поэмы возникала и зрела «народная мысль» русского романа, родоначальником которого был Пушкин.

Поэзия Пушкина наполнена широким и свежим дыханием эпической и лирической стихии. Он не только возвратил эпос в русскую литературу, но и указал на его народные истоки. Пушкин первый оценил народную мечту о Лукоморье - за лесами, за долами». И его покоряющие строки: «У лукоморья дуб зеленый», сказанные в начале всех начал, никогда не изгладятся из нашей памяти.

 


Используемая литература

1. В.Я. Коровина “Пушкин в школе”, М.: Рост, 1999г.

2. А.С. Пушкин “Собрание сочинений”, М.: Художественная литература, 1975г.

3. “Русские писатели - классики”, Минск: Книжный дом, 2004г.

4. “Энциклопедический словарь”, М.: Большая советская энциклопедия, 1955г.

5. Ю.В. Лебедев “Русская литература XIX века”, М.: Дрофа, 2003г.

6. Е.М. Борисовская “Все произведения школьной программы по литературе”, М.: ЗАО Славянский дом книги, 2004г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...