Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.1 Отраслевые особенности сферы гостеприимства.




Раздел 1. Индустрия гостеприимства.

Гл. 1. Индустрия гостеприимства

1. 1. СУЩНОСТЬ ГОСТЕПРИИМСТВА.

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от его национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает свой неповторимый комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.

Сфера гостеприимства - это комплекс отраслей, основная задача которых связана с обслуживанием туристов во время их пребывания вне места постоянного проживания. К ней, согласно определениям ведущих специалистов, относятся гостиничный и ресторанный бизнес, предприятия транспортного обслуживания, своеобразные развлечения. Гостиничная сфера в структуре индустрии гостеприимства выполняют ключевые функции, поскольку предлагает посетителям комплекс услуг, в формировании и реализации которых принимают участие все секторы и элементы индустрии гостеприимства. Следовательно, целесообразно выделить гостиничную индустрию как наиболее комплексную составляющую индустрии гостеприимства и рассматривать ее самостоятельно.

С точки зрения фундаментальной экономики гостиничный бизнес представляет собой экономический комплекс. Отрасль «индустрия гостеприимства» носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие и многое другое. Индустрия гостеприимства объединяет все родственные отрасли экономики, специализирующиеся на обслуживании путешествующих людей через специализированные предприятия: отели, рестораны, туристские агентства, национальные парки, музейно-туристские комплексы, исторические и культурные достопримечательности.

Гостиничные и ресторанные предприятия являются составной частью сферы услуг. Предоставление этих услуг положительно отражается на финансово-экономической деятельности и играет большую роль в повышении эффективности общественного производства.

Индустрия гостеприимства – это наука, искусство и бизнес, направленный на привлечение туристов и организацию их проживания, питания, а также создания условий для лучшего удовлетворения их потребностей и запросов.

 

Для многих развивающихся стран туризм – это рост совокупного национального продукта и возможность поддержания торгового баланса с другими странами. В мировом экспорте туризм занимает 3 место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и автомобилей.

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) даёт следующие характеристики современной индустрии гостеприимства:

- крупнейшая индустрия мира, показывающая в последние десятилетия результаты, заметно превосходящие другие отрасли мировой экономики, включая производство, розницу, финансовые услуги и коммуникации, имеющая примерно 6,6 трлн. долларов оборотного капитала и экономический вклад в мировой валовый национальный продукт в размере 9 процентов,

- ведущий налогосдатчик,

- работодатель 266 млн. человек, т.е. каждое из 11 рабочих мест во всём мире приходится на работающих в индустрии гостеприимства. Темпы роста занятости в индустрии гостеприимства превышают среднемировой уровень.

- самая быстроразвивающаяся отрасль мировой экономики,

- фактор экономического, культурного и социального развития.

Современный гостиничный бизнес как экономическое явление:

· имеет индустриальную форму;

· выступает в виде гостиничного продукта и услуг;

· способствует ускоренному развитию национальных экономик;

· является мультипликатором* роста национального дохода

· Понятие «мультипликатор» означает «умножающий» и было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. В период борьбы с кризисом и безработицей он установил, что государственные затраты на любом участке общественных работ приводят к «мультипликационному» эффекту занятости. Всякий новый участок работ, порождая первичную занятость, выступает толчком для соответствующих затрат на других взаимосвязанных участках, вызывая вторичную, третичную и т. д. занятость. Таким образом, первоначальные затраты «мультиплицируются» в кратном увеличении занятости.
В теории Дж. Кейнса под мультипликатором понимается числовой коэффициент, который показывает зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода, который возрастает в гораздо больших размерах, чем первоначальный рост инвестиций. Это является результатом того, что инвестиции помимо первичного эффекта в виде роста национального дохода и занятости вызывают вторичный, третичный и т. д. эффект. Такой нарастающий эффект называется мультипликационным эффектом.

· выступает как механизм перераспределения национального дохода, занятости, развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;

· совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

· характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

· создаёт новые рабочие места;

· выступает в роли первооткрывателя новых мест;

· выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно этот элемент создаёт его ресурсную базу.

Таким образом, гостиничный бизнес способен оказывать активное влияние на экономику регионов (стран).

Доля России в мировой индустрии гостеприимства пока невелика. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в России, являются:

· устоявшийся в мире образ России как страны, неблагоприятной для туризма;

· действующий порядок выдачи российских виз;

· неразвитая туристическая инфраструктура;

· малое количество гостиничных средств размещения 2-3 звёзд с современным уровнем комфорта;

· отсутствие благоприятных условий для инвестиций;

· недостаточная реклама туристических возможностей страны;

· несоответствие соотношения цены и качества оказываемых услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...