Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые коммуникативные ситуации




Развитие коммуникативной компетенции. Психотехника ведения группы


Введение

 

Нынешнее образование развивается во многом за счёт того, что решает вопрос об оптимизации или минимизации образовательных усилий. При использовании традиционных образовательных технологий увеличивающиеся в геометрической прогрессии объёмы знаний должны приводить к такому же росту времени, которое люди вынуждены затрачивать на образование. В конце концов, время на образование сравняется с временем трудоспособной жизни, а затем и жизни вообще. Поэтому задача технологизации образования сегодня стоит как задача минимизации. Если для Нового времени педагогические технологии состояли в том, что они переводили содержание научного предмета в учебный предмет и при этом обеспечивали массовость образования, то на сегодня образовательные технологии выполняют задачу минимизации как в отношении содержания учебных предметов, так и в отношении ко времени, которое человек должен затратить на освоение этого содержания.

Задача решается путём выделения некоторых базовых схем, освоение которых позволит учащемуся самостоятельно и оперативно ухватывать разнообразные техники и знания, понимать их, осваивать, создавать новые. И эта база должна быть минимальна. Если в некоторой области знаний и практики удаётся выделить минимальную базу, то образовательную задачу технологизации можно считать на данном этапе развития знаний решённой. Потому что потом останется только сконструировать соответствующие образовательные формы, наиболее эффективные для передачи этих базовых схем. В этом смысле содержание образования сегодня так же отличается от реальных профессиональных техник и знаний, как традиционный учебный предмет отличается от научного или реальных инженерных технологий.

Какие основания могут быть для выделения этих базовых схем? В управленческом консалтинге принято делить консультантов на универсалов (дженералистов) и специалистов. Они отличаются по методам консультирования. Консультационная деятельность универсала заключается в том, что он помогает найти основные проблемы и методы их решения. Причём само внедрение решения остаётся за консультируемыми. Специалист же находит конкретные решения для поставленных задач и помогает при внедрении этих решений. Для решения вопроса минимизации образовательных усилий можно применить универсалистский подход. То есть выделить основные проблемы в той области практики, для которой ведётся образование, и передавать эти проблемы вместе с принципами их решения учащимся, перелагая выбор (или создание) более конкретных реализационных техник на учащихся. Тем более, что на практике узкую специализацию приобретают уже вне стен учебного заведения.

Один раз мы уже проделали подобную технологизацию в образовании для практики письменной коммуникации. И этот опыт оказался удачным. [Ю.Грязнова, Г.Давыдова, В.Максимов Технология текста //Кентавр, №25]. В последние два года делается попытка выйти за эти рамки и создать образовательную технологию, позволяющую ставить общую коммуникативную компетенцию вне конкретного профессионализма. То есть ставится задача разработки образовательной технологии, ставящей коммуникативную компетенцию для управленцев в любой области, но при этом ставить так, чтобы потом на этой базе можно было развернуть и конкретную коммуникативную профессионализацию.

 


Коммуникативная компетенция

 

Призыв к молодому и не очень менеджеру «владеть техниками эффективной коммуникации» сегодня примерно тождествен вчерашнему девизу «Знание - сила» или требованию «Учиться, учиться и учиться». То есть очевидность того, что коммуникация - сила и техникам коммуникации нужно учиться, сомнений не вызывает. Остаётся лишь вопрос о том, в чём именно сила коммуникации и как этому научиться.

Не усомневая необходимости быть «эффективным коммуникатором», мы всё же не склонны выдавать коммуникацию за панацею от всех управленческих бед. Или, говоря другим языком - переводить коммуникацию в объемлющую рамку для менеджмента. И, соответственно, закрывать коммуникативными техниками проблемы, требующие техник аналитических, организационных или креативных. То есть не подменять и в образовании менеджерское образование в целом постановкой коммуникационных техник, а выделить для них в менеджерском образования специфическое содержание, место и формы.

К настоящему времени постепенно оформляется новая дисциплина - «коммуникационный менеджмент», в которой уже разработано множество правил, техник и технологий. Их можно передавать под определённые задачи при наличии определённого дефицита.

Для учебных заведений, ориентированных на подготовку менеджеров, стоит вопрос не столько о подготовке профессионалов в области коммуникационного менеджмента (рекламщиков, пиарщиков, продажников, организаторов событий и т.п.), а о постановке некоторых общих, необходимых для менеджеров любого профиля техниках и способностях коммуникации. Или, как мы это называем, постановке коммуникативной компетенции. Из-за этого вопрос об оптимизации (технологизации) коммуникационного образования встаёт ещё более остро.


Базовые коммуникативные ситуации

 

При выделении базовых схем для практики письменной коммуникации, единицей, которую мы брали за основу, был дискурс как порядок речи-мысли и далее - основные типы дискурса (порядка). Когда мы перешли к постановке коммуникативной компетенции, базовой единицей пришлось взять коммуникативную ситуацию. Выбор достаточно понятный. Во-первых, ситуации - это вообще основной элемент в менеджерском образовании. Во-вторых, ставя коммуникативную компетенцию, мы не можем сфокусироваться, например, на позиционировании или текстопорождении, поскольку коммуникативная компетенция предполагает способность к пониманию и к участию в коммуникации как целом. Поэтому мы и остановились на ситуации (в нашем случае - коммуникативной ситуации), как единице, которая позволяет задать целостность и многофокусность.

Дальше встал вопрос о том, какие именно коммуникативные ситуации можно выделить и каков их минимальный набор. В соответствии с универсалистским подходом нужно было выделить базовые коммуникативные ситуации, решение которых является проблемой для управленца, а способность действовать в которых и составляет его коммуникативную компетенцию. Чтобы увидеть эти ситуации мы, с одной стороны, ориентировались на философию коммуникации и на те онтологические схемы, которые там разработаны (видя в онтологиях выделение принципиальных и самых общих проблем), а с другой стороны, эмпирически анализировали те коммуникативные проблемы, с которыми сталкивались в практике образования и консультирования. В итоге мы пришли к нескольким схемам, использование которых в принципе решает основные коммуникационные проблемы, и наличие которых у менеджера позволяет говорить о его коммуникативной компетентности.

Для коммуникатора эти схемы имеют статус рабочих онтологических. Самое сложное в процессе подготовки коммуникаторов - изменить взгляд на устройство мира, увидеть мир иначе, так, как он должен быть увиден коммуникатором. Если эта задача решена, то можно говорить о постановке коммуникативной компетентности, но, разумеется, не о подготовке профессионала в конкретной коммуникационной отрасли.

Понятно, что с точки зрения философии то, что пишется здесь, уже давно пройденное. Но с точки зрения образования и формирования коммуникативно компетентных управленцев, как показывает опыт работы со студентами и с управленцами-практиками, техники работы в этих коммуникативных ситуациях - дело непривычное и довольно сложное. Поэтому по отношению к используемым схемам будем говорить только о тех моментах, которые представляются наиболее проблемными и сложными в подготовке (они же - для коммуникативной компетенции - самые важные), не затрагивая философских «глубин» и широких культурных контекстов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...