Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникация, как ситуация Мысли-коммуникации




Такое видение появляется при работе в методологической схеме Мыследеятельности (МД) [Г.П.Щедровицкий «Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание» //Г.П.Щедровицкий Избранные труды, М., 1995] Сквозь эту схему коммуникация видится как условие изменения и развития мышления и деятельности, а также самих участников коммуникации. И, что очень важно, позволяет целенаправленно организовывать и использовать коммуникацию именно в этой функции.

Кроме того, именно эта схема позволяет технически работать с процессами понимания и рефлексии, организовывать их, переводя из редкого искусства в техники квалифицированного менеджера.


Коммуникация как массовое событие

Схема эта принадлежит С.А.Сёмину, много лет проработавшему в ТАУ. Так получилось, что она нигде не была опубликована, хотя не один десяток людей пользуются ей в своей коммуникационной деятельности. По крайней мере, в ТАУ она уже несколько лет является одной из основных схем при подготовке коммуникаторов.

Если схема Мысли-коммуникации предназначена для организации коллективной коммуникации вообще, то схема Сёмина- это схема организации общественной коммуникации.

В этой схеме три основных места - обязательных для коммуникации:

§ «сцена», где исполняется событие (организованное специально или случившееся само собой; само по себе коммуникативное или нет)

§ экраны, на которых происходит изображение происходящего на сцене (при этом здесь принципиальна возможность множества экранов и, соответственно, множества несовпадающих изображений исполняемого на сцене)

§ зрители, которые могут быть либо зрителями происходящего на сцене, либо зрителями экранов, либо зрителями и сцены и экранов.

Эта схема, вбирая в себя идеи мира-театра и экранной культуры, представляет коммуникацию как организованное событие. Коммуникация приобретает измерение зрелищности, перформанса, сценарности и перепозиционирования.

Эта схема принадлежит прагматической ветви лингвистики - Дж. Остину [Остин Дж. Слово как действие. // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.17. теория речевых актов. - М.: Прогресс, 1986. - С.23-169.]. Она принципиально меняет отношение к слову, языку и тексту. Она говорит о том, что использование языка, текста, как описания объекта (а именно такое отношение к слову является привычным, «естественным», общепринятым) в коммуникации имеет гораздо меньшее значение, чем использование слова, как действия. Освоение техники говорения, как организованного и целенаправленного действия, направленного на кого-то, а не просто как говорения о чём-то оказывается очень сложным. Потому что даже в ситуации, когда человек реально использует слово как действие, на вопрос «А что вы сделали?», он вам в большинстве случаев ответит: «Ничего. Я просто говорю». С одной стороны такой ответ будет вызван нерефлектируемостью совершённого речевого действия, а с другой тем, что говорение, как говорение об объекте является техникой «обмана» собеседника, усыпления его бдительности и под этим прикрытием совершения действий речью.

Для приобретения коммуникативной компетенции требуется освоить техники речи, которая не говорит о чём-то, когда говорит, а делает что-то, производит некоторые действия речью. А объект, о котором говорится, находится на втором плане.

Видение «слова, как действия» требует от коммуникатора уделять внимание сценарию текста и действию слова.

Коммуникация, как встреча с «Другим»

коммуникативный компетенция менеджмент массовый

Наличие рядом с нами «Другого», и проблемы, связанные с этим наличием, а также с нежеланием увидеть это наличие, наиболее ярко было показаны Мартином Бубером [Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 175с.]

Смысл различения «Я - Другой» заключается в том, что партнёр по коммуникации - это принципиально другой, то есть непохожий на тебя самого человек. Эта схема заставляет признавать наличие разных мотивов и целей, разных позиций и образов жизни; заставляет понимать это разнообразие и действовать в соответствии с ним. При этом очень важно сохранить оба полюса коммуникации - увидеть Другого, не потеряв (или приобретя при этом) собственное Я.

Ситуация встречи (столкновения, противостояния, координации) с другим формирует внутри коммуникативной компетенции постоянную готовность увидеть в остальных именно других, как отличных от тебя самого. Кроме того, именно такое понимание ситуации коммуникации, даёт этическую составляющую коммуникативной компетенции.


Заключение

 

Как и все остальные компетенции, коммуникативную компетенцию в принципе нельзя передать через лекционный режим. Это можно сделать либо через тренинги, либо в режиме реальной работы, сопровождаемой консультантом-преподавателем.

Коммуникативная компетенция - одна из тех компетенций, в наличии которой у себя люди наиболее уверены (такой же компетенцией является эстетическая). Как правило, каждый человек считает себя специалистом в дизайне и текстах и готов выносить по поводу текстов и «картинок» критические замечания и суждения типа «я бы сделал гораздо лучше». Кроме того, выделенные ситуации и схемы не являются очевидными, то есть пока не входят в нынешнюю систему воспитания. Поэтому при постановке коммуникативной компетенции проблематизация обязательно должна быть заложена в образовательный процесс.

При совершении коммуникативного действия очень сложно оценить его удачность или неудачность, а тем более - причины неудачи, поскольку причины, по которым люди, по отношению к которым осуществлялось коммуникативное действие, в итоге действуют не в соответствии с поставленными вами целями, - находится в сознании этих людей. И вряд ли они вам об этом будут готовы рассказать. В образовательном процессе поэтому должны быть искусственно созданы механизмы, позволяющие получить «обратную связь».

Выделенные схемы и соответствующие им проблемные ситуации можно в конкретной подготовке передавать в разных учебных курсах, в зависимости от дополнительных задач, общих принципов учебного заведения, где это проводится и т.п. Наш опыт коммуникационной подготовки говорит о том, что если человеком освоены выделенные выше схемы коммуникативного отношения и соответствующие им техники (хотя бы слегка), то за коммуникативную вменяемость и компетентность данного индивида можно больше не беспокоиться. А оттачивать своё коммуникационное мастерство он вполне сможет сам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...