Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты развития мотивации учения студентов университета




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты развития мотивации учения при использовании технологий активного обучения

Теоретические аспекты развития мотивации учения студентов университета

Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Глава 2. Потенциал технологий активного обучения для развития мотивации учения и его использование при обучении студентов филологического факультета

Актуальные технологии активного обучения и их влияние на развитие мотивации учения

Методические рекомендации по применению технологий активного обучения при освоении дисциплины «Литература русского зарубежья»

Заключение

Список литературы


 

Введение

 

В настоящее время заметным явлением в образовании становится отсутствие мотивации учения. Очень часто обучающимися движет лишь внешняя мотивация: престижность факультета, желание получить одобрение родителей, друзей, преподавателей, нацеленность на получение диплома, а не знаний. Без сомнения, внешняя мотивация - положительное явление, способствующее процессу получения знания, но она гораздо слабее, чем мотивация внутренняя. Желание не просто приобрести знания, а применять их в профессиональной деятельности, стремление к самообразованию в своей сфере, интерес к личностному развитию невозможны без внутренней мотивации учения. В основе развития мотивации учения лежит деятельность. Применение знаний в деятельности, возможность проявить активность дают толчок для личностного развития, для раскрытия творческого потенциала личности. Таким образом, появляется возможность для развития не внешней, а внутренней мотивации учения. Большой потенциал для этого дают технологии активного обучения. Именно возможность проявления инициативы, выявление собственного творческого потенциала, которые позволяют воплотить в жизнь данные технологии, помогают студенту осознать ценность получаемого образования и, соответственно, повышают внутреннюю мотивацию учения.

Учитывая актуальность развития мотивации учения и роли технологий активного обучения в этом, мы выбрали темой данного научного исследования «Развитие мотивации учения у студентов с помощью технологий активного обучения (направление: «Филология»)» Объектной областью исследования является дидактика. Объект исследования - процесс развития мотивации. Предмет исследования - технологии активного обучения как способ развития мотивации учения студентов.

Целью работы является обоснование потенциала технологий активного обучения для развития мотивации учения.

Задачи работы:

) Выявить методологические и теоретические аспекты развития мотивации учения студентов университета.

) Выявить психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании.

) Обосновать потенциал технологий активного обучения для развития мотивации учения.

) Разработать методические рекомендации по применению технологий активного обучения при преподавании литературы с целью развития мотивации.

Основными методами исследования являются теоретические: работа с литературой, изучение передового опыта, моделирование, анализ; эмпирические: наблюдение.

Гипотеза работы: применение технологий активного обучения повышает мотивацию учения.


 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты развития мотивации учения при использовании технологий активного обучения

Теоретические аспекты развития мотивации учения студентов университета

 

Мотивационная сфера - явление достаточно сложное. Ее исследованием занимаются и психологи, и педагоги. Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. На развитие мотивации учения влияют совместно преподаватели и учащиеся.

Мотивация учения является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями студентов могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными. Мотив обладает количественными (по принципу «сильный - слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это - внутренняя мотивация.

Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это - внешняя мотивация. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности. Продуктивная творческая активность личности в учебном процессе связана с познавательной мотивацией.

Над теорией мотивации работал А.Маслоу, который выделил иерархию мотивов. Начав с физиологических потребностей, исследователь говорит о потребности личности в безопасности, потребности в любви, в уважении («в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих» [23, 67]), потребность в самоактуализации («Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией» [23, 68]). Наконец, Маслоу обращается к когнитивным потребностям личности: желание знать и понимать, эстетические потребности. Можно сказать, что желание осуществить потребности, находящиеся на различных уровнях данной иерархии, лежит в основе мотивации. Мотивация учения базируется на стремлении удовлетворить потребность в уважении, потребность в самореализации, когнитивные потребности.

Теория развития мотивации учения разработана прежде всего на материале средней школы. Но, учитывая тот факт, что мотивационные сферы студентов и школьников во многом схожи и выводы исследователей, работающих с мотивацией учения школьников, носят универсальный характер, мы считаем целесообразным обратиться к подобным выводам. Так, А.К. Маркова говорит о возможностях формирования мотивации следующее:

«Формирование мотивации - это воспитание идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). <… > Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения [22, 9].

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями с другими людьми.

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

) мотивы самообразования, состоящие в направленности на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей обучающихся в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов - социальные мотивы - также распадается на несколько подгрупп:

) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.

К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения - в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности [22, 12].

Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:) наличие личностного смысла учения. В таком случае говорят, что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ученика, т. е. придает его учению личностный смысл. О роли смысла как внутреннего отношения к учению говорилось выше;

) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния па ход учебной деятельности и всего поведения человека. Действенность мотива тесно связана с первой характеристикой - личностным смыслом учения. Ибо если мотив имеет личностную значимость, то он, как правило, является и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности. Если тот или иной мотив на оказывает реального влияния на ход учения, хотя ребенок может назвать этот мотив, психологи говорят о «только знаемых» (А.Н. Леонтьев) мотивах учения. Чаще всего «знаемые» мотивы сообщаются обучающемуся взрослыми - учителем, родителями, а реально действующие мотивы возникают как результат фактического включения в различные виды деятельности 22, 15].

В данной работе нас интересует мотивация студентов. Конечно, мотивационные сферы в школьном и студенческом возрасте во многом схожи. И здесь мы также можем говорить о внешне (социальной) и внутренней (познавательной) мотивациях. Но мотивация студентов имеет свои специфические черты, связанные с получением высшего образования. Говоря об изучении данной сферы, исследователь Ю.О.Кравченко в статье «К проблеме формирования учебной мотивации студентов» отмечает: «Мотивация учебной деятельности студентов стала изучаться сравнительно недавно. Наиболее изученным направлениями здесь являются: мотивы поступления в вуз (Бобровицкая С.В., Печников А.Н., Мухина Г.А., Вовчик-Блакитная М.В. и др.), динамика изменения мотивов в процессе обучения в вузе (Вайсман Р.С., Гебос А.И. и др.), отношение студентов к разным учебным предметам (Реан А.А., Якунин В.А., Мешков Н.И. и др.).

Результаты исследований учебной мотивации студентов (Ильин Е.П., Василькова А.М., Иванова С.С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальностью снижается.

По данным Реан А.А., положительная мотивация студентов к учению способствует обеспечению успешного овладения знаниями и умениями, может выступать в роли компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Отсутствие же учебного мотива у студента или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе.

Однако мотивы лишь создают возможность успешности учебной деятельности, так как то, в какой мере они будут реализованы, зависит от процессов целеполагания - постановки конечных и промежуточных целей учебной деятельности. Универсальным инструментом анализа, планирования и контроля успехов человека на каждом этапе его жизненного пути выступает жизненный план как высший уровень направленности личности, последовательная совокупность включенных в жизненную перспективу целей, обусловливающих длительно сохраняющийся во времени мотивации поведения» [16, 105].

Таким образом, мотивационная сфера в студенческом возрасте претерпевает значительные изменения. Как человек, достаточно взрослый, способный анализировать свои поступки, ставить цели и вырабатывать стратегии их достижения, расставлять приоритеты, студент в состоянии сам разграничить внутреннюю и внешнюю мотивацию своего обучения в ВУЗе, определить, что для него является важным. На этом этапе принципиально важно помочь студенту понять ценность высшего образования не как формального показателя социального статуса, а как конкретного набора знаний, умений, навыков. Кроме того, важно продемонстрировать возможности применения этого набора в условиях реальной жизни. Это способствует развитию у студента желания приобретать профессиональные навыки, стремится к самообразованию в своей области - то есть повышению внутренней мотивации учения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...