Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования




 

Современный этап развития образования в России может быть охарактеризован как переходный. Во многих регионах страны переход от традиционного образования к личностно-ориентированному вызывает немало вопросов, ставит проблемы, на которые до сих пор многие не могут дать обоснованные ответы. В частности, это касается определения объектов, целей, основных ценностей, задач педагога и ученика, форм, содержания, методов и технологий личностно-ориентированного образования.

Главным объектом и целью личностно-ориентированного образования является личность учащегося и развитие ее индивидуальных способностей, свободы самоопределения в мире культуры, поддержка личностного формирования механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, принципов гуманизма и духовно-ценностных ориентиров. При этом личность понимается, как способность индивида занимать определенную позицию, что проявляется в конкретных функциях личности: избирательности, рефлексии, смыслообразовании, ответственности, саморегуляции, креативности, свободе. Все эти цели не могут и не должны быть заданы в качестве универсальных и совершенно единых для всех учащихся. При правильном выборе цели образования педагог сможет практически подготовить выпускника современной школы к жизни в условиях рыночной экономики, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности и сильно политизированного общества.

Под основными ценностями личностно-ориентированного образования, на которые может опираться педагог в процессе обучения, подразумевается человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека культуры; гуманистические смыслы воспитания, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок, его личность, человек как "мера всех вещей".

В личностно-ориентированном образовании воплощаются принципы ценностно-целевого подхода к личности, личностная направленность воспитания и образования; общечеловеческие принципы гуманизации личности, демократизированные педагогические отношения; углубленные индивидуальные подходы; природосообразность обучения и воспитания; активизация и использование внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.

Личностно-ориентированное обучение строится на следующих принципах принципы природосообразности образования, культуросообразности образования, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности образования 5.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития. Здесь важно учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физические и умственные нагрузки подросткам, разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая ему доступные зоны развития.

Принцип культуросообразности воспитания определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием ребенка как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации. Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе. Оно основывается на идее саморазвития ребенка как творческой личности.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности. Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей личностно-ориентированного образования становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям. Личностный подход позволяет педагогу сформировать ценностные ориентации в воспитании и обучении ребенка, преодолеть отношение к ребенку как "винтику" воспитательно-образовательной системы, вызывающее отчуждение, повысить его активность как субъекта воспитательного процесса, расширить границы свободы, жизнетворчества, самоопределения как личности. Важным результатом ориентации воспитания на личностный подход является восстановление разумного отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность - основа коллектива, а не наоборот.

Принцип ценностно-смысловой направленности образования - создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни. Для этого ребенку требуется духовная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга и др. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т.е. осуществляется добровольно, адресно, с любовью и уважением к детям, с заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.

Главная задача, определяемая перед педагогом в рамках личностно-ориентированного образования - это задача постановки ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организации ее таким образом, чтобы он все более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. Школьник же, в рамках учебной деятельности, решает познавательные задачи (учебно-познавательная деятельность), задачи тренировочного характера, смысл которых состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки, и, также стимулировать ученика к решению ряда задач психологического плана, а именно: возможности взглянуть на себя изнутри и извне, сравнении себя с другими учащимися, критичной оценки своих поступков и поведения, умению принимать себя и других со всеми положительными и отрицательными чертами характера, умению управлять собой через постоянное влияние на жизненные и учебные ситуации, преодолению собственных эмоциональных барьеров.

Все это становится возможным из-за того, что система личностно-ориентированного образования полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

В школьные годы становление личности происходит, прежде всего, в познавательной деятельности, в процессе взаимодействия учения и преподавания, когда одни участники приобретают опыт, а другие создают благоприятные условия для освоения социального опыта, который отражен в содержании образования (опыт предметной, репродуктивной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений). Каждый из субъектов (учитель и ученик) имеет свои функции в этой взаимосвязанной деятельности. Но задача первого в новых условиях состоит не столько в сообщении знаний, сколько в создании условий для возникновения, проявления, интенсивного развития познавательной активности каждого школьника. Задача ученика заключается в том, чтобы овладеть способами познавательной деятельности путем усвоения системы знаний и умений, обретения опыта эмоционально-ценностных отношений.

Основой личностно-ориентированного образования является опыт - личностный, субъективный (субъектный), создаваемый самой формирующейся личностью. Так, например, И.С. Якиманская в своих исследованиях уделяет большое внимание субъектному опыту - опыту жизнедеятельности, приобретаемому ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. В субъектный опыт входят: предметы, представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических), а также эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы).

В личностно ориентированном обучении необходима работа с субъектным опытом ученика, учет его в организации процесса обучения, предоставление ученику возможности выбирать те способы действий, которые ему близки: "Образование должно обеспечивать своеобразную "встречу" уже имеющегося субъектного опыта с общественно значимым в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. Задача обучения - образовать, т.е. обогатить, "окультурить" субъектный опыт как жизненно значимый для личности. "6. Личный опыт ребенка, как отражение его индивидуального жизненного пути, всегда уникален, самобытен и неповторим. Нет и не может быть некоего усредненного личного опыта, присущего среднестатистическому ребенку-школьнику. При таком понимании дела важнейшей задачей педагога является не только научить ребенка новому опыту в какой-либо области, но и изучить тот опыт, который уже имеется у него в этой области в данный момент.

В свете таких представлений о личностной ориентации образования главным средством индивидуального воздействия на формирование личности ученика с целью решения задач обучения, воспитания и развития ребенка, становится активизация учебной деятельности школьников. К компонентам системы средств активизации учебной деятельности относятся содержание, методы, формы и технологи обучения. Однако основным элементом активизации индивидуальной деятельности учащихся и его взаимодействия с педагогом в современной системе личностно-ориентированного образования продолжает оставаться школьный урок, в ходе которого и реализуются определенные цели, задачи и содержание при помощи методов, форм и средств личностно-ориентированного обучения

Содержание обучения обладает большими возможностями для активизации учебной деятельности школьников при условии реализации следующих мер: включение в содержание обучения индивидуального опыта учащихся; включение в процесс обучения знаний о правилах, приемах построения умственных действий, обеспечивающих овладение научными знаниями.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития. Совершенствование процесса обучения в целях повышения активности школьников в учебной деятельности связано с усилением активизирующего влияния методов обучения на процесс учебной деятельности школьников на основе увеличения доли методов, которые создают условия для межсубъектного взаимодействия, сотрудничества, свободного общения с целью коллективного выполнения учебной задачи. Это такие методы, как проведение "круглого стола", "мозгового штурма", создание ситуации познавательного спора, организация учебных дискуссий, анализ жизненных ситуаций.

Форма организации личностно-ориентированного обучения - это упорядоченный способ существования содержания, овладение которым становится средством, способствующим раскрытию и развитию индивидуальных способностей ребенка. Формы обучения очень важны как средство, способствующее активизации учебной деятельности школьников при соблюдении соответствия форм обучения четким целям дидактической системы, положительном эмоциональном настрое, который достигается когда выбранные формы создают условия полного достижения результата собственной деятельности каждого учащегося и создании педагогом атмосферы равноправного общения, сотрудничества.

Технологии личностно-ориентированного процесса обучения являются процессом межличностного взаимодействия его участников по проектированию учебной деятельности и ее реализации, когда максимально учитываются индивидуальные способности и возможности субъектов и гарантируется достижение поставленных целей. В современной пихолого-педагогической литературе содержится описание многочисленных педагогических технологий, по-разному организующих взаимодействие учителя и учащихся, направленных не только на усвоение учащимся изучаемого материала, но и на развитие у него различных психологических аспектов, т.е. мышления, интеллекта, целеполагания и пр. Это: технологии обучения в сотрудничестве (обучение в команде, индивидуально-групповые и командно-игровые технологии), имитационные (моделирующие) технологии (анализ конкретной ситуации, разрешение возникшей проблемы), технологии конкретной ситуации, игровые технологии обучения (имитационные игры, операционные, исполнение ролей, "деловой театр"), технологии проектного обучения, технологии коллективного обучения (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава), занятия - поиски (ученик стремится сам ответить на поставленные вопросы), занятия-исследования, технологии моноконструкции (индивидуальная работа над заданием) и технологии социоконструкции (сочетание парной и групповой работы над заданием). Эти технологии обучения основаны на идее совместного достижения учениками конечного результата свей деятельности за определенное время. В применяемых учителями личностно-развивающих технологиях воплощается принцип индивидуально-творческого подхода с учетом мотивации обучаемых, ее динамики в образовательном процессе. Это дает возможность ученику осознать уровень своего развития и динамику роста, достижения учебных результатов и личностных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода видится в том, чтобы создать условия для самореализации личности, выявить и развить ее творческие возможности.

Основным элементом образовательного процесса был и остается урок, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция и форма организации. Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание ("окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских "версий". Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций ("правильно-неправильно"). Задача учителя - выявить и обобщить "версии" учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Цель педагога в рамках личностно-ориентированного урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников, способствование эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта, стремление выявить реальные интересы детей, индивидуальная работа с каждым учеником, помощь детям в самостоятельном планировании своей деятельности, обучение детей самостоятельной критичной оценке результатов собственной работы и выработке правил поведения, формирование в детях стремления обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения, способствование воспитанию в личности ребенка гуманистических качеств, культурной, этнической и исторической самоидентификации.

Средствами для достижения учителем этой цели в ходе урока и его организации является использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Для обеспечения успешного проведения личностно-ориентированного урока учитель, еще в процессе организации урока, должен помнить, что учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Изложение знаний педагогом в ходе урока должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика. В ходе обучения учителю необходимо добиться постоянного согласования опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Учебный материал должен быть организован педагогом та ким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Педагогу важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

После проведения урока педагог должен при помощи ряда критериев, и с участием самих детей проанализировать ход его проведения, цели и задачи, результат и особенности проведения занятия.

Основными критериями для анализа своей деятельности как педагога в ходе урока с личностно-ориентированной направленностью являются: характер использования проблемных творческих заданий, применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую), создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока, сообщение в начале урока не только темы, но и пред - полагаемого порядка организации учебной деятельности, обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "нового узнали", но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому, оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся и оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности. При анализе урока с позиции личностно-ориентированного образования следует обратить внимание на использование субъектного опыта учеников, применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала, характер педагогического общения на уроке, активизацию способов учебной работы, проявление учителем гибкости в ходе проведения урока и др.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...