Проблемы внедрения и возможные пути развития личностно-ориентированного обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
"Индивидуализация", "дифференцированное обучении", "личностно-ориентированное образование" - все это понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. И все-таки проанализируем, как эти понятия "работают" на практике в российской массовой школе. В традиционной системе обучения главной целью учителя является реализация учебной программы, а именно тех знаний, умений и навыков, которые ею задаются. Индивидуальные различия детей, которые очевидны и не могут не признаваться учителями, рассматриваются ими как неизбежное препятствие на пути реализации единой учебной программы т.к., учитель, цель которого в традиционной системе - добиться того, чтобы по возможности все дети хорошо усвоили заданную и единую для всех систему знаний, умений и навыков, вынужден либо игнорировать или насильственным образом преодолевать индивидуальные особенности учащихся, либо учитывать их в своей работе и трансформировать в соответствии с ними саму учебную программу, что представляет для учителя значительную нагрузку. Более того, являясь центральной фигурой в классе, учитель все время вынужден выступать в качестве главного инициатора деятельности детей, постоянно принимать за ребенка решения, чем, как и с кем, ему заниматься. На практике один учитель просто физически не имеет возможности принимать ежедневно и ежечасно 25-30 различных решений за учеников в классе. В результате неизбежна такая категория, как "средний ребенок", усредненные интересы и потребности которого являются для педагога главным ориентиром в его работе. На деле учителя осуществляют индивидуальный подход лишь по отношению к небольшой группе детей, которые, по их мнению, в силу своих особенностей выходят за рамки "среднего ребенка". Чаще всего в эту группу попадают так называемые трудные, неуспевающие дети, реже - особо одаренные ученики. Основная же часть детей, укладывающаяся в стандарты "среднего ребенка", оказывается лишенной индивидуального подхода со стороны учителя.
Даже "индивидуальные" занятия учителя с учащимися в традиционной системе образования на деле не всегда являются таковыми. Скорее это просто дополнительные занятия учителя с отдельно взятым учеником, при том, что часто в ходе таких занятий учитель не имеет представления об индивидуальности ученика, с которым он занимается - о его слабых и сильных сторонах, личностных особенностях, индивидуальных интересах и потребностях. Весь "индивидуальный подход" в данном случае выражается лишь в том, что учитель "индивидуально" общается с учеником. В ходе этого общения традиционный учитель не стремится исследовать индивидуальные особенности усвоения учеником материала, не ищет на этой основе индивидуальных путей к его сознанию. Он только многократно повторяет уже данные прежде объяснения. Главная функция учителя на уроке заключается в том, чтобы "дать детям знания", то есть учить. Значительно меньшее внимание при этом уделяется задаче изучения учителем учеников, отсутствует специально организованное и планомерное изучение учителем индивидуальных особенностей детей. Таким образом, можно констатировать, что индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе обучения является в традиционной образовательной системе лишь декларацией, не подкрепленной какими-либо целями, побудительными мотивами, практикой учебного процесса. На деле индивидуализация имеет место быть только по отношению к некоторым ученикам.
В результате политической переориентации общества произошла переориентация и в системе школьного образования. От ориентации на общество образование предприняло попытку перейти к ориентации на личность, от традиционной системы к личностно-ориентированному образованию. Личностно - ориентированное обучение предусматривает, что индивидуальный подход педагога к учащемуся являющийся основой формирования личности, осуществляется не только во внеурочное время (как в традиционном образовании), но и непосредственно на уроке. Методология личностно ориентированного урока такова, что позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность: реализовать свои интересы и потребности, личный опыт, принимать самостоятельные решения, делать персональный выбор. При этом учитель предполагает наряду с обучением детей также комплексное и систематическое их изучение. В личностно ориентированном образовании главной фигурой, ведущей специально организованный сбор данных об индивидуальном развитии детей, является учитель. Именно он на уроке, в естественной для ребенка ситуации ведет соответствующие наблюдения: изучает и фиксирует особенности индивидуальной избирательности учащихся к учебному материалу, формам работы на уроке, способам выполнения учебных заданий; выявляет познавательные интересы и особенности личного опыта детей по теме урока и т.п. Все эти сведения учитель использует при планировании и проведении дальнейших уроков, для создания в классе адекватной и эффективной развивающей среды, а также для организации соответствующей работы с родителями. Таким образом, в личностно ориентированной системе образования индивидуальный подход к каждому ребенкуявляется не просто декларацией, благим пожеланием, а реально действующим принципом построения всей образовательной среды, практическая реализация которого обусловлена целями и методами обучения и воспитания. Однако отсюда возникает закономерный вопрос о реальности такой личностно-ориентированной системы обучения и воспитания для современной российской массовой школы. Ведь пока что такая переориентация образования наблюдается больше в "идеальной", но не в реальной действительности. Наша школьная система образования обладает определенной инертностью и быстрой смены образовательных парадигм произойти не может. Для действительного же удовлетворения потребностей ученика в образовании необходима перестройка системы образования с усилением ее вариативности, гибкости, многогранности, что увеличивает материальные затраты государства. Педагогу будет очень трудно осуществить личностно-ориентированное обучение в условиях классно-урочной системы современной нам школы, т.к. в классах числится большое количество учеников (часто более 30 чел.), и построить урок, учитывая интересы и потребности каждого, педагог не в состоянии. Кроме того, - сами педагоги не имеют понятия о работе с учениками в рамках личностно-ориентированного обучения. Так, например, семинары, проведенные с педагогами школы-лаборатории № 77 г. Ростова-на-Дону по теме "Средства поддержки ребенка в системе личностно ориентированного образования", показали, что такая постановка проблемы является для них достаточно новой. Большие затруднения вызвал вопрос о средствах и методах индивидуальной поддержки. Явно ощутилась недостаточность психологической подготовки педагогов, их неумение вникать и работать с личными и жизненными проблемами детей. Учителя больше озабочены учебным планом, а не планом жизни ребенка. По этому вопросу до сих пор ведутся дискуссии.
Ответ на поставленный вопрос попытался дать кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАН Зайцев В. С 7. По его мнению, личностно-ориентированное образование в российской школе реально,. но только при условии перехода школы к иной, личностно ориентированной модели образования. Убедительным примером тому, на который ссылается в своей статье В.С. Зайцев, может служить многолетний опыт развития образования в целом ряде зарубежных стран, использующих так называемую систему обучения, "центрированную на ребенке"" и значительный опыт некоторых российских школ (например, школы Южного административного округа г. Москвы, входящие в городскую экспериментальную площадку по личностно ориентированному образованию).
По его мнению, ключевым понятием для реализации индивидуального подхода, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора. Признание за ребенком права на проявление самостоятельности, основанной на его стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности, ставит перед педагогом чрезвычайно важную проблему - как использовать интересы и потребности ребенка на благо его развития, как избежать превращения детской самостоятельности во вседозволенность и произвол? Личностно ориентированный подход решает эту проблему следующим образом: ребенку предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор из целого ряда возможных альтернатив деятельности (поведения), и он осуществляет свой выбор исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей. Однако сам подбор этих альтернатив, поле выбораребенка, его структурирование и организация осуществляется педагогом в соответствии с теми образовательными задачами, которые он ставит. Таким образом, осуществляется тонкий и подвижный баланс между личной инициативой ученика и профессиональной инициативой учителя. Очевидно, что роль учителя существенно изменяется. Учитель управляет учеником не непосредственно (сам определяет и контролирует каждый его шаг), а косвенно, через создание соответствующей образовательной среды, через построение целой системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор. Управление учителя образовательной средой выражается в том, что он управляет полем выбора учащихся. Учитель организует и структурирует это поле: дополняет или изменяет альтернативы (их количество, содержание, форму предъявления), вводит новые условия, меняет ситуацию выбора, обновляет учебные средства и материалы и т.п. При этом учитель исходит не только из требований учебной программы, но и, что не менее важно, учитывает изменяющиеся со временем интересы, потребности и возможности учащихся. А это, в свою очередь, требует от него вести систематические наблюдения за личностным ростом и развитием учащихся. Организуя вариативное многофакторное поле выбора, учитель тем самым создает для каждого ребенка в классе реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории учения. Так, например, предлагая учащимся на уроке 6-8 вариантов учебных заданий, каждое из которых подразумевает использование некоторого ассортимента учебных средств и материалов и неограниченное количество индивидуальных способов его выполнения, учитель создает тем самым чрезвычайно разветвленное "дерево" возможностей. Статистически общее количество ветвей этого дерева значительно превосходит численность учащихся в классе. Таким образом, у каждого ребенка есть реальная возможность сделать свой собственный выбор и двигаться по своей собственной "ветви" или, иными словами, по своей индивидуальной траектории учения, а учитель получит возможность применять личностно-ориентированный подход ко всем детям.
Заключение
В заключении мною сформированы основные результаты исследования проблемы введения личностно-ориентированного обучения в российской школьной системе образования. В данной курсовой работе показано развитие теории и практики личностно-ориентированного обучения и воспитания на базе гуманистического, личностно-направленного школьного образования, проанализировано реальное состояние и возможные пути развития личностно ориентированного обучения, как составного элемента личностно-ориентированного образования в рамках современной российской школы. В данной курсовой работе автором были раскрыты многие задачи по изучению сферы личностно-ориентированного обучения как составной части гуманистической области образования, а именно: проанализирован опыт исследований в сфере личностно-ориентированного образования, рассмотрены основные труды и позиции, опыт исследователей, чьи идеи впоследствии составили основу личностно-ориентированного образования, исследованы пути развития личностно-ориентированного образования в рамках современной школьной системы, выявлены основные положительные и отрицательные аспекты личностно-ориетированного обучения. Актуальность данной работы обусловлена проблемами современной педагогической науки и российской образовательной системы в целом по мере внедрения в нее элементов системы личностно-ориентированного образования. Процесс внедрение системы личностно-ориентированного образования в школах, его цели, содержание, задачи, методы, технологии, формы работы с учащимися в рамках данной системы и многое другое до сих пор не исследовано и представляет широкий спектр вопросов для изучения. Например, по каким показателям судить, что образование, действительно, ориентированно на личность, как "измерить" те личностные качества, которые появились у учащихся, как соотносятся знания в содержании личностно-ориентированного образования и учебные ситуации развития личности. Но исследования в этом направлении в педагогической науке продолжаются, поэтому можно сказать уверенно, что поставленные проблемы и возникающие перед педагогами трудности через некоторое время будут разрешены. Уже сейчас можно сказать, что личностное обучение в российских школах не миф, и, хотя, еще и не реальность, но движение выбранное нами правильное, - движение в направлении личностно-ориентированного образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|