Информационный менеджмент – элемент современного информационного обеспечения.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Управление информационными ресурсами предприятия И источники данных. В материалах темы рассмотрены: 1. Понятие информационного менеджмента. 1.1. Информационный менеджмент – элемент современного информационного обеспечения. 1.2. Информационное обеспечение системы управления экономическим объектом. 2. Информационные ресурсы предприятия и способы их хранения. 2.1. Информационные ресурсы предприятия. 2.2. Информационные хранилища данных. 2.3. Загрузка данных в хранилище. 3. Развитие систем управления базами данных. 3.1. СУБД ведущих производителей. 4. Применение СУБД для построения хранилищ данных. 4.1. Построение информационных хранилищ данных. 4.2. Основные компоненты информационного хранилища. 4.3. Проблемы интеграции данных в хранилище. 4.4. Анализ рынка поставщиков СУБД в России. 5. Источники данных для информационной деятельности предприятия. 6. Легальные источники информации для деловой разведки. 7. Методы и правовые основы сбора информации. 7.1. Методы сбора информации. 7.2. Законодательная основа информационно-аналитической работы. Понятие информационного менеджмента. Информационный менеджмент – элемент современного информационного обеспечения. В соответствии с современным подходом в использовании информационных технологий к системе управления экономическим объектом может быть рассмотрена как совокупность объекта управления и субъекта управления. Например, в качестве объекта управления может выступать деятельность предприятия, а в качестве субъекта управления – управленческий аппарат предприятия. Между субъектом управления и объектом управления существует прямая и обратная взаимосвязь, выражающаяся в обмене информационными сообщениями [1, 2] (рис.1).
Рис.1 – Укрупненная структура системы управления. Управленческий аппарат на основе информации, полученной из внешней среды, изучает сложившуюся экономическую ситуацию и в зависимости от целей управления передает соответствующие указания объекту управления. В ответ на полученные указания объект управления передает субъекту управления отчеты о том, как выполняются полученные управленческие решения и насколько серьезно сказывается на деятельности объекта управления отчеты, анализирует их, контролирует ход выполнения намеченных целей, в случае необходимости ищет пути по регулированию сложившейся ситуации и планирует дальнейшую деятельность объекта управления, формируя новые указания и передавая их обратно объекту управления. Таким образом, между субъектом управления и объектом управления образуется постоянный обмен информационными сообщениями. И для системы управления крайне важным становится качественное и своевременное информационное обеспечение. В связи с этим, в последнее время все большее внимание уделяется информационному менеджменту [3]. Информационный менеджмент – управление информацией с целью повышения эффективности принимаемых управленческим аппаратом решений. Практическую работу по построению современных систем управления информационными потоками в организациях предлагается проводить с использованием методологии информационного менеджмента. Информационный менеджмент как научная дисциплина включает в себя достижения нескольких смежных научных дисциплин по отношению к управлению информацией в современных организациях, что позволяет на практике перейти к информационно-ориентированному типу организации, характерному для информационного общества. Информационный менеджмент как новая методология построения системы управления информацией имеет фундаментальное значение для организаций и в качестве метаконцепции обладает значительным интегрирующим потенциалом.
С позиции системного подхода информационный менеджмент охватывает планирование, организацию, координацию и контроль информационной деятельности и процессов, а также коммуникации внутри организации с целью улучшения качества и эффективности ее работы, развития организации. Использование методологии информационного менеджмента позволит решить многие вопросы теории и практики управления информационными потоками в современных организациях, которые пока разделены барьерами между профессиональными областями, техникой и технологиями, обусловленными традициями и некачественным менеджментом. Единая методология позволит интегрировать различного рода информацию в общий информационный ресурс и построить эффективно действующую информационную инфраструктуру организации на базе массивов информационных ресурсов, информационных технологий, средств коммуникации и квалифицированных кадров с целью обеспечения с наименьшими затратами эффективного информационного обеспечения процессов управления. Менеджер отвечает за то, чтобы компания использовала информацию в соответствии со своей стратегией. Одной из главных задач информационного менеджмента является составление четкого представления о следующем [4]: - какая информация (по содержанию); - кому (какой категории потребителей); - когда (к какому сроку или на каком этапе работы); - в какой форме (на каком уровне свертывания) следует информацию представить, чтобы потребитель в имеющееся у него время смог ее с пользой усвоить. Очень часто, после того как вся информация собрана и предоставлена специалистам, она оказывается практически бесполезной, так как собрано абсолютно не то, что требовалось. Причина этому: достаточно большой объем информации, которая может соответствовать по смыслу, и освоить ее все не всегда возможно, да и во всем предоставленном информационном потоке нет именно того, что так необходимо для решения задачи. Подобная ситуация сложилась потому, что очень часто считается, что чем больше выдается информации, тем лучше, а что с этой информацией делает специалист, - неважно.
Причина такого положения – недостаточный уровень исследований в области теории информационных потребностей. Специалистам в различных предметных областях требуется разнообразная как по содержанию, так и по форме информация, но, несмотря на это, их профессиональные потребности обладают сходной структурой. Информационная потребность является структурированной, причем каждая из структурных составляющих требует особого подхода при определении «стратегии и тактики» информационного обслуживания. выделяют следующие составляющие: 1. Потребность в текущей и ретроспективной информации. Специалисту требуется постоянный приток новой информации, т.е. оперативное текущее информирование. Такое информирование позволяет в наибольшей степени подготовиться к принятию решений в сфере своей профессиональной деятельности, оперативно и адекватно реагировать на факторы, воздействующие на определенную ситуацию. Потребность в текущей информации обусловливается профессиональной специализацией потребителя информации и выполняемыми им функциями и потому относительно стабильна. Отсюда и название запросов, выражающих эту потребность - постоянно действующие. В отличие от текущей потребность в ретроспективной информации возникает при необходимости непосредственного принятия решений в данной ситуации. В этом случае нередко требуется обращение к источникам, накопленным за целый ряд предыдущих лет. Запросы, выражающие потребность в ретроспективной информации, возникают у специалиста эпизодически, и называют их разовыми. 2. Потребность в узкотематической и широкотематической информации. Процесс специализации деятельности и дифференциация знаний приводит к постоянному сужению тематических рамок профессиональной информационной потребности. Однако слишком узкая специализация влечет за собой ограниченность контроля за ситуацией, потерю качества принимаемых решений из-за потери контроля над целым рядом факторов, на первый взгляд, не относящихся к заданной теме. По этой причине специалистам необходима как узкотематическая информация, непосредственно относящаяся к той конкретной поставленной задаче, решением которой они заняты, так и широкотематическая, создающая представление об объекте исследования или разработки в целом.
Потребность в узкотематической информации выражается в запросах предметного характера (в соответствии с предметной областью), потребность в широкотематической информации – в запросах ознакомительного характера. 3. Потребность в отраслевой (специализированной) и межотраслевой (специализированной, смежной) информации. Большинство наиболее актуальных проблем решается путем использования не только профильной информации, не выходящей за рамки данной отрасли знания, но и значительного объема смежной, межотраслевой информации, из других отраслей знания, казалось бы, очень отдаленных. Потребность в отраслевой информации выражается в запросах профильного характера, в межотраслевой (смежной) – непрофильного характера. 4. Потребность в фактографической и концептуальной информации. В первом случае – это потребность в различных сведениях, которые извлекаются потребителем из первичных и вторичных документов, справочников и других источников информации. Однако часто бывают случаи, когда потребителю нужны не просто сведения, но и оценка, интерпретация этих сведений другим специалистом – с точки зрения их истинности и достоверности, технико-экономической целесообразности и перспективности, т.е. необходима концептуальная информация. Особенно нуждаются в такой концептуальной информации руководители при принятии решений. Потребность в фактографической информации выражается в запросах фактографического характера, в концептуальной – концептуального характера. Рассмотренные выше структурные составляющие представлены в виде схемы [5] (рис.2).
Рис.2 – Формальная схема структуры информационной потребности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|