Источники данных для информационной деятельности предприятия.
Источников информации для деятельности предприятия достаточно много и их можно классифицировать по различным признакам. Наиболее укрупненно все источники данных можно разделить на вторичные и первичные. Вторичные источники включают в себя все, что доступно в онлайновом или оффлайновом, платном или бесплатном режимах: специализированная перса, корпоративные отчеты, официальная статистика, маркетинговые исследования, WEB-сайты и онлайновые информационные библиотеки. Если знать, что и где искать, то можно без больших затрат времени собрать полезную информацию об интересующем объекте. К примеру, кладезем важной информации могут служить Web-сайты. Допустим, вас интересуют планы рыночной экспансии конкурирующей компании Х. Наибольшую ценность представляют ссылки на сайты партнеров, поставщиков, клиентов. Последние надо изучить самым внимательным образом. Если нет прямых ссылок, то можно через поисковые машины выйти на потенциальных, предполагаемых партнеров / поставщиков / клиентов вашего конкурента и посмотреть, нет ли в их информации и рекламе упоминания о компании Х. Если речь идет о зарубежной компании либо ее зарубежных партнерах, отличным подспорьем служат онлайновые информационные системы. Разумеется, пользование такими ресурсами не бесплатно, но если учесть, что коллекцией баз данных постоянно пользуются свыше миллиона подписчиков во всем мире, то вложения оправдают себя. К первичным документам относят прямые, «живые» контакты с носителями информации. Просматривая сайт фирмы А, которая, как вы предполагаете, может быть поставщиком интересующей вас компании Х, вы установили, что так оно и есть на самом деле. Сайт содержит ссылку на Х как на одного из клиентов. Но и только. Здесь важно выйти на прямой контакт с представителями фирмы А, получив от них интересующую информацию о компании Х. Контакт можно осуществить по телефону, через Интернет, непосредственно в офисе фирмы. Помимо поставщиков, первичными источниками информации о компании Х могут служить маркетинговые и исследовательские фирмы, работавшие или работающие с Х, ее дистрибьюторы, клиенты. Опрос клиентов конкурента наиболее продуктивен с точки зрения сравнительного анализа своего и конкурентного продукта / услуги.
Рассмотрим некоторые первичные источники информации [13]: 1. К числе первичных источников относятся и регулярные отчеты менеджеров, которые занимаются продажами, работают с поставщиками, дистрибьюторами. Необходимость разрозненных сообщений не всегда очевидна. Но если вся информация стекается в автоматизированные базы данных, классифицируется и систематизируется, то на первый взгляд малозначимая деталь, факт могут сыграть весьма важную роль, будучи сопоставленными с другими сведениями. Обычно широкий радиус поиска дает позитивный результат. Выловленная в Интернете, соответствующим образом систематизированная и проанализированная информация, дополненная деталями из первичных источников, подскажет, какие новые технологии могут появиться на рынке, где его наиболее перспективные сегменты, наконец, что делают или собираются предпринимать конкуренты. Профессиональный опыт позволяет выуживать ценные данные из непримечательной на первый взгляд информации. К примеру, объявления о вакансиях. Внимательный анализ таких объявлений, размещенных конкурентом в местной прессе и/или на Web-сайте, с точки зрения географии и профиля требуемых специальностей позволяет довольно точно представить предполагаемые планы конкурента. 2. Несмотря на кажущуюся малозначительность именно партнеры и клиенты во многих случаях служат источником важной конфиденциальной информации.
Поскольку партнерские отношения развиваются в течение долгого времени, то партнеры становятся добрыми приятелями, и бдительность со временем ослабевает. У бизнеса очень жесткие правила, когда приходится делить рынок, деньги и власть все остальное отходит на задний план. Как только появится возможность получить больше выгод партнерство может стать ненужным, более того даже мешающим. У американцев есть хорошее правило «В бизнесе – ничего лишнего». Но у нас этот принцип действует далеко не всегда. Сплошь и рядом люди становятся врагами в силу личных обид. И вот недавние партнеры уже лелеют планы как уничтожить друг друга. И тут, как нельзя кстати, интересная информация, полученная в ходе совместного общения. Достаточно хорошим источником информации могут быть клиенты предприятия: - клиенты могут случайно узнать конфиденциальную информацию непосредственно в офисе, магазине и т.п. (разговоры работников, оставленные без присмотра документы и т.д.); - к постоянным клиентам возникает симпатия и доверие и, соответственно, ослабевает бдительность; - постоянные клиенты четко знают о слабых сторонах фирмы и ее отдельных сотрудников, так как в ходе регулярных отношений имеют возможность наблюдать за ходом ее внутренней работы. В результате при общении с клиентами конкурентов, можно предложить хорошую скидку, за «подробный» рассказ о планах фирмы «А», в которой они регулярно приобретают товар или пользуются их услугами. 3. Иные источники информации: - Получение информации в ходе переговоров с различными фирмами. - Получение информации от фирм, с которыми предприятие имело договоры и совместные дела. - Устраиваемые ярмарки и выставки и издаваемые брошюры. - Отчеты коммивояжеров и торговых агентов. - Попытки пригласить на работу специалистов, заполняемого ими с этой целью вопросников. - Вопросы, осторожно задаваемые специалистами конкуренту на специальных конгрессах и симпозиумах. Примеры вторичных источников информации: 1. Опубликованные документы открытого доступа (книги, журналы, газеты, фирменные и рекламные издания и т.п.).
Однако не следует забывать специфику российских СМИ – «свободных» СМИ не существует. Этот тезис лежит в основе любого анализа. Журналист может действовать в рамках конъюнктуры своего издания, либо выполняет «левый» заказ. Тем не менее, при любом анализе следует выделять материалы, выбивающиеся из общей картины. Материалы эти могут быть тем самым исключением, которое подтверждает правило. Либо – обозначать начало новой PR-кампании предприятия. 2. Справочники, например: - Справочник «Экспортеры и импортеры России» (сведения о 3500 фирмах, реально занимавшихся импортно-экспортными операциями). - Справочник «Товары и услуги» (сведения о 3500 фирмах рекламодателях с адресами, телефонами, телефаксами, 1500 видов рекламируемых товаров, 750 видов рекламируемых услуг) и т.д. 3. Базы данных. Международное бюро информации и телекоммуникации предлагает новые электронные базы данных: - База данных «Инфопартнер» - Электронная версия Российской энциклопедии информации и телекоммуникации; - База данных «Партнер-3» - расширенная электронная версия справочника «Экспортеры и импортеры России» включает информацию о 15000 российских фирм, занимающихся внешнеторговой деятельностью, в т.ч. данные о товарах, объемах заключенных сделок, ценах, зарубежных партнерах и пр. - «Товары и услуги», создана на основе базы данных, содержащей более 100 тысяч рекламных объявлений из центральной прессы. СИС предназначена для получения информации о предлагаемых товарах (более 2200 наименований) и услугах (более 700 наименований). 4. Официальными источниками информации являются: Государственные структуры: - Антимонопольный комитет – имеет аппарат для установления монопольного или преимущественного положения той или иной фирмы на рынке товаров и услуг. Он пользуется как статистическими данными, полученными из различных источников, так и сам собирает информацию по фирмам, занося ее в компьютерную память. - Госкомстат – ежегодно собирает информацию о коммерческих структурах, их положении на рынке товаров и услуг, доходах.
- Таможня имеет очень большой банк данных на импортеров и экспортеров. - Торгово-промышленная палата Российской Федерации – располагает обширной региональной сетью, имеющей информацию по банкам, по крупным сделкам. Кроме того, палата имеет представительства за рубежом, через которые можно собирать информацию по инофирмам. - Сбербанк России – располагает базой данных на все коммерческие банки Российской Федерации, а также на многочисленные коммерческие фирмы, обращавшиеся к нему за кредитом, а также на своих вкладчиков – юридических лиц. Полугосударственные структуры: - АО Корпорация «Российская информационная сеть делового сотрудничества». Образование корпорации стало началом коммерческой реализации идеи единого информационного пространства в России. - Различные вычислительные центры располагают статистическими данными. Такие центры существуют в ряде отраслей и министерств. Частные информационные агентства и базы данных коммерческих банков. В Москве работают многочисленные агентства, которые имеют банка данных, связанные с мировыми информационными ресурсами. Информацию можно получить в течение 24 часа за определенную плату. 5. Сведения, находящиеся в неопубликованных (конфиденциальных) документах, имеющихся на фирме, а также данные, которыми располагают ее сотрудники (например, результаты маркетинговых исследований, данные о планах, достижениях или неудачах конкурентов, полученные в ходе контактов на выставках или конференциях, при общении с реальными или потенциальными клиентами, торговцами и т.д.). Такие сведения могут быть получены с помощью специальных технических средств и других действий, называемых «промышленным шпионажем». Классификация методов получения информации. Как правило, многие из этих методов получения информации используются тайно от окружения. На практике существует некая классификация методов получения информации: - Канал-текст. Он представляет собой печатную информацию СМИ о каких-либо событиях, о выпуске новой продукции и т.п. Такую информацию, как правило, запрашивают в библиотеках как выборку из периодических изданий по интересующему Вас вопросу. - Канал-фирма. В этот канал входит весь персонал предприятия, который по своим служебным обязанностям поддерживает контакты с сотрудниками других предприятий и способен собирать коммерческую, финансовую, техническую и иную полезную информацию. Естественно, что сотрудники предприятия, собирающие информацию, должны быть специалистами в своей области деятельности и уметь общаться с коллегами.
- Канал-консультант. Это – эксперты и консультанты, которые имеют доступ к различной, в том числе и к грифованной информации. Это должны быть достаточно компетентные специалисты. - Канал-беседа. При получении информации в беседах сотрудники, снимающие информацию, должны быть специалистами по проблемам, чтобы собирать нужную и достоверную информацию. Беседы с источниками информации проводятся на научных и технических конференциях, брифингах и т.п. - Случайный канал. Это – получение информации в беседах со случайными людьми, со старыми приятелями, получение информации из забытых кем-то или потерянных документов. Таким образом, схему информационных потоков при проведении аналитической работы можно представить в виде следующей схемы [14] (рис.15). В левой части рисунка – реальный мир, та окружающая действительность, о которой вы хотите получить информацию, справа – вы, наблюдатель, исследователь, а между вами и реальным миром – Интернет, в терминологии теории связи – канал с «шумом», который вносит существенные искажения в входящую информацию. На рисунке буквы на стрелках соответствуют основным источниками информации: - Информационные агентства, корреспонденты которых собирают новости по городам и весям, - наиболее объективный, точный и, возможно, меньше других подверженный конъюнктурным влияниям источник информации. - Журналисты и редакторы СМИ – лица «второй древнейшей профессии», зарабатывающие на хлеб кто как умеет. В зависимости от респектабельности издания существует некая вероятность публикации статей, полных лукавства, заказных материалов и прочей откровенной «джинсы». - Сотрудники специализированных информационных и консалтинговых компаний, формирующие базы данных. В настоящее время имеются разнообразные коммерческие информационные хранилища данных, куда поступают сведения из самых различных источников. - Многочисленные фирмы, организации и компании (юридические лица), создающие собственные сайты в Интернет. Тематика, достоверность и оперативность информации на них не поддается описанию. Здесь может быть что угодно, начиная от PR-кампаний известных фирм и заканчивая приглашением на благотворительный утренник, датированный позапрошлым годом. - Творения обычных граждан, создающих странички в Интернет о своих интересах или, на худой конец, рассказывающих о том, какой негодяй Василий Васильевич Васькин, их сосед по подъезду. - Наконец, информация, оставленная посетителями многочисленных Интернет-форумов, конференций, чатов или досок объявлений.
Рис.15 – Схема информационных потоков. Ограничения применения СМИ и Интернет. Перед анализом информацию следует оценить и отсортировать по достоверности (подтверждаемая, правильная, сомнительная, неправдоподобная и т.п.) и по оперативности (история вопроса, состояние на сегодня, прогноз). Всеми доступными средствами постарайтесь проверить и перепроверить имеющуюся информацию. Если нет возможности установить достоверность информации, то косвенно о ней можно судить по надежности его источника [15]. Ограничения применимости СМИ. Постарайтесь понять, присутствует ли в статье элемент скрытой рекламы, и если да, то кому она выгодна и кто возможный заказчик. Проанализируйте стилевые особенности написания статьи, абстрагируясь от контента. Такой анализ позволяет порой понять истинные мотивы авторов. Неплохо бы оценить, насколько приведенные в материале конкретные примеры могут подтвердить или может быть проиллюстрировать сказанное автором. Какие цифры, подробности могли бы подтвердить или опровергнуть его утверждения. Где они получены и указаны ли эти источники. Основа метода анализа – это сопоставление фактов, намеков, мнений, версий, фамилий и т.п. Признаки изменения ситуации проявляются в разное время на различных объектах и фиксируются различными источниками. Это своего рода интеграция, т.е. взаимное дополнение разнородных сведений, последовательное выяснение подробностей по мере поступления новых данных. Ограничения применимости Интернет. В открытом доступе присутствует как правда, так и много-много вымысла. Естественно – всему написанному там верит не следует. Имеется достаточно большая вероятность столкнуться с сознательной дезинформацией, размещенной как во время так называемых «оперативных игр», так и по «недоумию» случайными «гостями Интернет». Раньше приемами пропаганды владели в основном работники спецслужб (в основном специалисты по контрпропаганде), а сегодня их используют многие PR-щики. Требуется кропотливая работа и определенными навыки, чтобы найти и выделить в Интернет сведения, действительно несущие полезную составляющую.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|